Депрессия — это психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие (ангедония). Наиболее часто источником депрессивных состояний у детей являются психологические проблемы.
В Эмоционально-образной терапии (ЭОТ) выделяют следующие психологические модели депрессии:
✅Депрессивное состояние как результат подавления сильных чувств. В основном негативных. Ребенок может запрещать себе выплескивать негатив, потому что нельзя злиться на маму или папу. Нельзя проявлять негатив в семье и в школе. А еще ребенок может запрещать себе любить родных, которые обидели кого-то. То есть ребенок ведет борьбу со своими чувствами.
✅Депрессия как результат чувства вины. Дети в семье часто берут на себя вину за все происходящее. “Папа ушел от мамы из-за меня!”, “Мама ругается на папу, потому что утром я не нашел свои носки”. Конечно, вина может быть реальная (если ребенок действительно виноват), а может быть и мнимая. Во всех случаях чувство вины влечет за собой самоугнетение.
✅Депрессия как результат психологической травмы. Травмы бывают разного характера, например, когда ребенок слишком рано отделился от родителей (тут по разным причинам), подвергался эмоциональному или физическому насилию, пережил развод родителей, смерть близкого человека или животного, изменения социально-экономического положения семьи, пережил катастрофу (теракт, автокатастрофа) и т.п.
✅Комплекс неполноценности. Тут причины тоже различны - от естественной (если у ребенка физические или умственные дефекты с рождения) до надуманной. Проблему можно решить за счет нормальной компенсации. Если ребенок ушел в болезнь, то вытащить его можно, но придется потратить больше времени. Для него это способ оправдать свою неудачу и получить необходимое внимание и поддержку.
✅Отказ от эго-состояния ребенка. Обычное такое происходит после 16 лет. В этот период нарушаются привязанности, родители настаивают, что ты уже взрослый (за этим идут новые обязанности), возможно, ребенок сам принял решение отказаться от детства по каким-то причинам (например, потеряла семья кормильца или осознанное желание побыстрее стать взрослым). Все это влечет за собой отказ от развлечений и удовольствий, предпочтение «надо» перед «хочу», ребенок теряет способность свободно общаться с другими детьми, играть и радоваться жизни. Он считает, что время детства прошло, но это не так.