Болдыревы (к Маловым). Родословная Болдыревых. Обобщение прочитанного.
Первое поколение.
1. Болдырев Василий.
Дети:
2-1. Болдырев Иван Васильевич (ум. после 1892 г.).
Второе поколение.
2-1. Болдырев Иван Васильевич (ум. после 1892 г.).
Священник с. Теньки Свияжского уезда.[i]
Дети:
3-2. Болдырев Андрей Иванович (1848-после 1918).
4-2. Болдырева Евдокия Ивановна (ум. 04.1887).
5-2. Болдырев Петр Иванович (ок. 1848 г.р.-ум. в 1883 г.).
6-2. Болдырева Елена Ивановна (до 1865 г.р.).
Третье поколение.
3-2. Болдырев Андрей Иванович (1848-после 1918).
Женат наАнтонине Никифоровне Маловой (ум. после 1914 г.).
«Андрей Иванович Болдырев (Священник Казанской Епархии, села Теньки), жена его Антонина Никифоровна».[ii]
Окончил духовное училище. С 1863 г. в сане псаломщика.
С 1868 г. и в 1871 г. псаломщик кафедрального Благовещенского собора г. Казани.
В сентябре 1874 г. рукоположен в диакона женского Свияжского монастыря.
В 1890-1918 гг. и позже священник церкви Троицы Живоначальной (Троицкой церкви) с. Теньки (ныне – храм Святой Троицы, с. Теньки, Камско-Устьинский район, Тетюшское Благочиние Казанской епархии МП) Андрей Иванович Болдырев, выпускник духовного училища, ранее с 1868 г. служивший здесь же псаломщиком.[iii]
По ходатайству епархиального Училищного Совета, резолюциями Его Высокопреосвященства от 20 декабря 1895 года за NN 4861 и 4862:
- преподано благословение Его Высокопреосвященства с изъявлением благодарности за особое усердие и опытность в деле народного просвещения в духе православной церкви по Свияжскому уезду священнику с. Теньки А. Болдыреву;[iv]
- награжден набедренником за особое усердие и опытность в деле народного просвещения в духе православной церкви по Свияжскому уезду законоучитель Тенышевской церковно-приходской школы священник села Теньки А. Болдырев.[v]
В 1896 г. объявлена благодарность епархиального начальства за ревностное преподавание Закона Божия.
В 1899 г. утвержден в законоучительской должности Теньковского училища г. Теньки Свияжского уезда.
В 1902 г. утвержден в должности законоучителя Лабышкинского земского училища.
В 1912 г. награжден скуфьей.
27 августа 1871 года в 10 часов утра г. Казань осчастливил своим посещением во время путешествия по Волге на Кавказ и в Крым Его императорское Величество Государь император Александр II с Наследником престола цесаревичем Александром Александровичем (будущим Императором Александром III) и великим князем Владимиром Александровичем. Огромные толпы народа покрывали весь берег Волги и восторженно приветствовали своего Царя-освободителя нескончаемыми и восторженными криками «ура». В Казани они пробыли до седьмого часа пополудни. Особенно торжественно выглядела «церковная встреча» гостей и их последующее посещение кафедрального Благовещенского собора. Из духовенства во встрече участвовали… кафедральный протоиерей Виктор Вишневский, покровский протоиерей Стефан Адоратский, гостинодворский священник Николай Близновский, соборный псаломщик Андрей Болдырев …[vi]
1872. В журналах Казанского епархиального попечительства за 1872 год имеется запись следующего содержания:
«1) Благочинный Казанского кафедрального собора протоиерей Виктор Вишневский, при записке от 7 декабря 1872 года за № 39 представил в попечительство деньги восемнадцать руб. девяносто пять коп. (18 р. 95 к.), собранных по пригласительному листу в пользу бедных вдов и сирот духовного звания. Попечительством определено и Его Высокопреосвященством 17 марта 1873 года утверждено: деньги восемнадцать руб. девяносто пять коп. записать на приход в сиротскую книгу, внести в казнохранилище (записаны 7 декабря в ст. под № 65) и о получении денег благочинного протоиерея Вишневского уведомить и благодарить его с прочими жертвователями от лица епархиального попечительства и сиротствующих; о чем припечатать в Епархиальный Известиях. При сем прилагается выписка имен жертвователей… псаломщик Андрей Болдырев – 30 копеек...»[vii]
1874. Участие в Архиерейских служениях Его Высокопреосвященства, архиепископа Казанского и Свияжского… «8 числа [сентября 1874 года] – в неделю перед Воздвиженьем и на праздник Рождества пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященство совершил в кафедральном соборе в сослужении соборной и крестовой братии в навечерии всенощное бдение, а заутра божественную литургию и молебен Божией матери. За первую псаломщик кафедрального собора Андрей Болдырев рукоположен в диакона женского Свияжского монастыря».[viii]
Племянница Е.А. Малова Антонина Никифоровна и ее муж Андрей Иванович Болдыревы пишут письмо Евфимию Александровичу Малову:
«Ноября 24 дня 1874 г.
Достопочтеннейшие и милые наши дядюшка Евфимий Александрович и тетушка Антонина Александровна!
В пожелании Вам от души доброго здравия и всяческого благополучия. А при всей своей обязанности приношу Вам благодарность за Ваши утруждения насчет моей ряски.
Услыхавши, что Тетушка Пелагея Александровна[1] приехала, и я тот час хотел ехать для свидания с нею и, кстати, взять ряску; но на другой день почувствовал себя нездоровым; а нездоровье мое было простуда, и так отложил свою поездку в Казань. Но очень скорблю, что не могу скоро получить свою рясочку! Но вдруг находится путешественник в Казань (товарищ мой диакон Зефиров) и попросил его, чтобы он взял мою ряску – и эту мою просьбу исполнил. И я теперь в ней щеголяю.
Еще Вас спрошу, милый дядюшка, не слышно ли что-нибудь от папаши[2]? Я ему писал письмо уже назад тому два месяца, и не слышу от него ничего, не знаю, получили мое письмо или нет. Да еще про Евгения Михайловича, как они поживают в своей границе? Еще спрошу Вас, Егор Никифорович[3] произвелся в диакона или нет? Мы ничего обо всем этом не знаем. Итак, потрудитесь написать хоть несколько строк?
Целуем Вашу Манечку и маленького Иоанна Евфимовича[4].
Кланяется Вам наша Мамаша, равно и мы с Вашей крестницей Алевтиной[5].
Остаемся навсегда любящие Вас диакон Андрей, Антонина и Алевтина Болдыревы.
P.S. Благодарю Вас, дядюшка, за присланные мне книги.
Вселюбезнейшая и добрейшая наша тетушка Пелагея Александровна, здравствуйте!
В первых строках сего письма честь имеем Вас поздравить с приездом в град в Казань; а во-вторых, в пожелании от души телесного здравия и душевного спасения. А при всем этом благодарим за Ваш дорогой гостинец. Но этот гостинец немало нас удивил! А именно: получил его и остановился в недоумении и спрашиваем друг-друга: «Кто это прислал? Не казанский! А ведь сельский! И кто мог его прислать через Маловых? И от кого?» И так подумавши немалое время наконец стали догадываться, что этот гостинец непременно от Тетушки Пелагеи Александровны. И стали дожидаться приезда Артемона Александровича, который, приехавши, и рассказал, что видел Пелагею Александровну и свидетельствует почтение. И сколько мы этому радовались! Что наша Тетушка уже в Ка-зани, в добром здравии и в благополучии. Да, милая Тетушка! Уже второй год не видим Вас, как Вы нас оставили и очень об вас скучаем и, наверно, в скором времени увидимся с вами.
Вот уж новостей в нашем быту немало случилось, которые уже Вам все известны и я не буду их уже описывать, а только скажу, что мы, простившись с Казанью, еще хорошень-ко не можем привыкнуть к новому пристанищу. Но, уповая на Бога, как-нибудь и привыкнем!
Итак, милая Тетушка, покорнейше просим к нам в гости.
Ваша внучка Алевтина, которую еще не видели, ждет с нетерпением и кричит уже: «Баба, папа и Маша».
Засвидетельствуйте от нас почтение тетушке Михайловой и всему ихнему семейству.
К празднику Николы отправляемся в гости к брату Петру Ивановичу[6], который обещался выслать подводу.
Мамаша, такожде и мы, свидетельствуем Вам почтение. Остаемся живы и здоровы.
Любящие Вас, диакон Андрей, Антонина и шутница Алевтина Болдыревы».[ix]
Взносы и пожертвования в 1882 году… в пользу попечительства при церкви казанского духовного училища – 3 руб.[x]
Взносы и пожертвования по состоянию на 10 декабря 1883 года… диакон Андрей Болдырев в попечительство казанского духовного училища – 3 руб.[xi]
1890. Храм «Святой Троицы» с. Теньки, Камско-Устьинский район, Тетюшское Благочиние Казанской епархии МП (Церковь Троицы Живоначальной, Троицкая церковь) – крупный двусветный, четырехпрестольный каменный храм в стиле барокко в 1791-1796 гг. (приход существовал с середины XVII в.). Построен на средства местного помещика Кирилла Семеновича Нарышкина, правнука Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I, которому Теньки были пожалованы в конце XVII в. В XIX в. село принадлежало князьям Гагариным. Более половины населения Теньков составляли старообрядцы. В 1890-1918 гг. и позже священником в Теньках был Андрей Иванович Болдырев, выпускник духовного училища, ранее с 1868 г. служивший здесь же псаломщиком.[xii]
1892. Свияжский уезд, с. Теньки. Священник Андрей Иванович Болдырев.[xiii]
Летом 1902 г. Е.А. Малов пишет жене Антонине Александровне письмо из села Теньки, где он гостит с племянницей Анастасией Никифоровной у другой племянницы Антонины Никифоровны, ее родной сестры, в замужестве за Андреем Ивановичем Болдыревым:
«Теньки[7]. 1902 г. 5 Июля
Милая моя Ниночка[8], детки, и сестрица, и внучка!
Я прибыл с Анастасией Никифоровной[9] в Теньки в прошлую пятницу (28 Июня), слава богу, благополучно. Андрея Ив. Болдырева, Анюты[10] и ее жениха Ивана Петровича Копылова не было дома; они уехали за день до нашего приезда к Алевтине[11] на крестины ее дочери. Антонина Никифоровна[12] и Сергей Болдырев были дома и были очень обрадованы нашим приездом.
Анастасия Никифоровна, разумеется, свою сестру Антонину Никифоровну Болдыреву не узнала, а равно и Болдырева не узнала Анастасию Никифоровну Добросмыслову. Не обошлось без слез, когда сестры узнали, что это они.
2 го Июля, во вторник, с крестин возвратился Андрей Иванович с прочими. И мы не получаем с Анастасией Никифоровной отпуска.
4 го Июля прибыла Елена Ивановна Болдырева[13] в Теньки. Она мимоходом завернула, так как держит путь в село Рамадан Спасского уезда к зятю Николаю Ал. Вишневецкому.
7 го Июля, Бог даст, я выеду из Теньков вечером в Казань, а Анастасия Никифоровна – в Симбирск, а Елена Ивановна – в Рамадан.
29 го и 30 го Июня, благодарение Богу, я служил литургию в Троицкой церкви села Теньков. Быть может, буду служить и 7 го Июля.
Погода в Теньках стоит благоприятная. Прошлую ночь (с 4 го на 5 е Июля) шел обильный дождь. Я, слава Богу, здоров и благодушен; отдыхаю хорошо, потому, что меня никто не тревожит и дни кажутся длиннее.
Милая Ниночка, я прошу не сердиться, что я долго загостился в Теньках, не отпускают, ссылаясь на то, что я не был в Теньках 12 лет.
Обнимаю и целую всех крепко.
Любящий Вас Евфимий Малов.
Болдыревы все, Г.Копылов, Анастасия Никифоровна также Вам всем кланяются.
Гурьевне и всем прочим – поклоны».[xiv]
1895. По ходатайству епархиального Училищного совета резолюциями его Высокопреосвященства от 20 декабря 1895 года за №№ 4861 и 4862 преподано благословение Его Высокопреосвященства с изъявлением благодарности за особое усердие и опытность в деле народного просвещения в духе православной церкви по Свияжскому уезду священнику села Теньки А. Болдыреву.[xv]
Окончание материала о Коршуновых – Вишневецких – Адоратских – Вишневских и о породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
[1] Сестра Евфимия Александровича Малова, тетя Антонины Никифоровны.
[2] «Папашей» Андрей Иванович Болдырев, муж Антонины Никифоровны величает ее отца – Никифора Александровича Малова, брата Евфимия Александровича Малова.
[3] Брат Антонины Никифоровны.
[4] Дети Е.А. Малова: Мария и Иван (Иоанн).
[5] Старшая дочь авторов письма.
[6] Брат Андрея Ивановича Болдырева.
[7] В селе Теньки священником служил Андрей Иванович Болдырев – муж племянницы Евфимия А.Малова – Антонины Никифоровны.
[8] Обращение Е.А. Малова к жене Антонине Александровне.
[9] Анастасия Никифоровна Добросмыслова (Малова) – племянница Евфимия А.Малова и родная сестра Антонины Никифоровны Болдыревой (Маловой).
[10] Дочь супругов Болдыревых.
[11] Дочь супругов Болдыревых.
[12] Жена Андрея Ивановича Болдырева и племянница Евфимия А.Малова.
[13] Сестра Андрея Ивановича Болдырева.
[i] Памятная книжка Казанской губернии за 1891-1892 год. Казань. В двух частях. Казань. 1892. Стр. 130.
[ii] Родословные записки Е.А. Малова. Рукопись 1914 г. Из личного архива автора.
[iii] Православие в Татарстане. Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии. Троицкая церковь (с. Теньки). http://www.tatmitropolia.ru/temples/blagochinia/kamsko_ustinsk/troizzertenki/
[iv] ИКЕ. 1896. № 2/3. Стр. 37-43.
[v] ИКЕ. 1896. № 2/3. Стр. 37-43.
[vi] ИКЕ. 1871. № 18. Стр. 571-573.
[vii] ИКЕ. 1873. № 8. Стр. 225.
[viii] ИКЕ. 1874. № 20. Стр. 602.
[ix] Из личного архива автора.
[x] ИКЕ. 15.01.1883. № 2. Стр. 45.
[xi] ИКЕ. 15.05.1884. № 10. Стр. 330
[xii] Православие в Татарстане. Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии. Троицкая церковь (с. Теньки). http://www.tatmitropolia.ru/temples/blagochinia/kamsko_ustinsk/troizzertenki/
[xiii] Памятная книжка Казанской губернии за 1891-1892 год. Казань. 1892. Стр. 130.
[xiv] Из личного архива автора.
[xv] ИКЕ. 15.01-01.02.1896. № 2-3. Стр. 38-39.