Найти тему

Как Китай завоевывает когнитивную сферу

Оглавление
источник: google images
источник: google images

Внимание! Это любительский перевод оригинального документа "How China Wins the Cognitive Domain" за авторством Джоша Баумана. Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат ее авторам и не отражают точку зрения переводчиков. Документ найден в открытом доступе и выложен в ознакомительных и исследовательских целях. Содержание документа не отражает позицию администрации канала. Относитесь к вражеской информации критически.

Коммунистическая партия Китая (КПК) считает, что когнитивная сфера является обязательным условием для достижения победы в любом конфликте. В то время как кинетические атаки имеют конкретную физическую цель, в когнитивной сфере целью является разум. В конфликте можно нанести большой физический ущерб, но если у противника все еще есть желание сражаться, он еще не побежден. В отличие от кинетических атак, битва за когнитивную сферу происходит независимо от того, идет ли она в мирное или военное время. В идеале, восприятие и нарратив можно контролировать таким образом, чтобы достичь стратегических целей без необходимости реального конфликта. Как и многие концептуальные идеи, реализуемые КПК, когнитивная сфера не является чем-то уникально китайским, а скорее концепцией, впервые разработанной Министерством обороны США в докладе Конгрессу в 2001 году под названием "Сетецентрическая война".

С тех пор освещение когнитивной сферы в средствах массовой информации Народно-освободительной армии Китая (НОАК) стало предметом обсуждения и анализа. Недавно Китайская академия военных наук опубликовала работу под названием "Анализ операций в когнитивной сфере", в которой рассказывается о том, как добиться успеха в когнитивной сфере с помощью восьми оперативных характеристик. Эта работа дает представление о возможном стратегическом мышлении НОАК и, в частности, о том, какую роль играют технологии, информационное доминирование, а также военные и гражданские компоненты в борьбе за захват командных высот в когнитивной области.

Определение когнитивной сферы

Чтобы понять когнитивную сферу, необходимо сначала объяснить, что такое познание. В статье Ежедневника НОАК (PLA Daily) "Перспектива развития тенденций когнитивной войны", познание определяется как "процесс, посредством которого люди приобретают, обрабатывают и применяют информацию и знания". Познание – это то, как мы мысленно реагируем на те или иные стимулы. Если противник способен контролировать познание, он может нарушить процесс принятия решений и общую стратегию, что является целью когнитивных операций. В статье Ежедневника НОАК "Краткий анализ основных значений операций в когнитивной сфере" дается определение данного термина:

"Когнитивные операции рассматривают человеческий мозг в качестве основного боевого пространства и фокусируются на поражении, ослаблении и уничтожении воли противника к борьбе, используя психологические слабости человека, такие как страх, тревога и подозрительность, в качестве точки прорыва, фокусируясь на методах мягкого убийства, чтобы создать атмосферу неуверенности, неопределенности и недоверия внутри противника, и увеличить его внутренние трения и сомнения при принятии решений".

Операции в когнитивной сфере в качестве непосредственных боевых целей рассматривают волю, убеждения, мышление и психологию людей, и стремятся повлиять на процесс принятия решений и действия противника посредством изменения его восприятия.

Восемь операционных характеристик когнитивной области

1. Превращение военного превосходства в политическую победу

Что касается первого элемента, авторы утверждают, что когнитивная сфера является ключевой для трансформации военного превосходства в политическую победу. На поверхности любого конфликта находятся вооруженные силы с определенными возможностями "жесткой силы". На более глубоком уровне, независимо от типа войны или ее цели, это "в конечном итоге соревнование человеческой воли". Ключом к победе является навязывание своей воли, и если противник лишен воли продолжать борьбу и побежден, это означает, что война выиграна. Мощная армия сломит волю противника к борьбе. В условиях соперничества великих держав цена войны высока, и все стороны надеются заставить своих противников отступить, выиграв конфликт в когнитивной сфере

2. Изменение восприятия противника для изменения процесса принятия решений и действий

Второе: превосходство в когнитивных возможностях может повлиять на то, как действует противник и какие решения он принимает. Цель реализации когнитивной атаки состоит в том, чтобы "использовать "невидимую руку" для управления волей противника, заставляя его чувствовать, что "я не могу" и "я не смею", а затем добиться эффекта "я не хочу" . Когнитивное вмешательство, путаница, блокирование (нарушение потока информации) и другие средства могут быть использованы для затуманивания осмысления боевых действий, что может побудить противника неверно оценивать ситуацию, принимать неправильные решения и совершать неправильные действия. Технологии, такие как искусственный интеллект, позволяют когнитивным атакам оказывать гораздо большее воздействие. Как пишут авторы: "Технологический прогресс позволил увеличить количество потенциальных когнитивных атак, направленных на волю противника, быстро изменяя стратегическую ситуацию".

3. Использование всего правительства как в нападении, так и в обороне

Третье: операции в когнитивной сфере – это "полномасштабное наступление и оборона, полный охват, полное использование, глобальное формирование и действия всего правительства". Они стирают границы между военным и мирным временем, пересекают поля сражений и государственные границы, широко проникают в политическую, экономическую, дипломатическую и другие социальные сферы. Все домены наземной, морской, воздушной и космической сети являются частью когнитивного формирования. Поскольку операции в когнитивной сфере затрагивают "правительство в целом", они требуют "согласованных и скоординированных действий между департаментами, областями, войсками и уровнями для достижения наилучшего коммуникационного эффекта". Целями когнитивных операций могут быть кто угодно и даже роботы с элементами искусственного интеллекта.

4. Соревнование за "три власти"

Четвертое: "три власти" включают право определять характер события, доминирование в процессе события и право судить о результатах события. Событием может быть любое действие, предпринятое государством, правительством, армией, организацией, группой или отдельным лицом. Во-первых, определение характера события включает в себя превентивное установление определений и формирование групп и альянсов, которые соглашаются с этими определениями до начала события. Идея заключается в том, чтобы сформировать восприятие события общественностью. Во-вторых, доминирование в процессе события – это руководство направлением развития целевого события по мере его наступления. Наконец, по завершении события следует стремиться контролировать то, как предпринятые действия воспринимаются общественностью. Основное внимание уделяется формированию того, кого общественность считает победителем или проигравшим.

5. Соперничество в области нравственности и юриспруденции

Пятое: авторы считают, что для завоевания поддержки народа крайне важно "занять командные высоты политики, морали и правовых принципов". С помощью восприятия как морали, так и законности можно создать атмосферу, которая сплотит общественное мнение и разубедит противника.

6. Информация – это "оружие"

Шестое: пишут авторы, "информация движется быстрее пушечных ядер". Интернет повлиял на то, как развивалось человеческое общение. Там, где раньше могли быть личные встречи, теперь часто происходит общение в режиме онлайн. Крупные платформы социальных сетей стали "главным полем битвы для когнитивных игр и основным каналом влияния на познание людей". На этих платформах различные короткие видеоролики стали "первой сценой" для понимания публикой различных крупных событий, таких как конфликт или война. Тот, кто контролирует платформы социальных сетей, получает преимущество при регулировании того, что видно. В когнитивных операциях все стороны стремятся распространить и усилить свой собственный нарратив, а также осудить и подавить нарратив противника. Генерал-лейтенант Дэниел Карблер, глава Командования космической и противоракетной обороны сухопутных войск, выступая на пресс-конференции, посвященной [СВО] на Украине, заявил: "Одна из составляющих успешного движения сопротивления - это просто способность держать открытыми коммуникационные сети, чтобы сообщение могло дойти до людей". Если технологически нарушить способность противника к коммуникации, то можно эффективно подавить нарратив противника. В статье Ежедневника НОАК "Исследование пути к победе в операциях в когнитивной сфере" многие из тех же моментов касаются социальных сетей. Кроме того, в ней упоминается, что использование дипфейков с помощью голосовой и видеосимуляции является технологическим инструментом, который потенциально может быть эффективно реализован.

7. Поддержка военных операций в когнитивной сфере

Седьмое: операции по распространению когнитивной информации всегда идут рука об руку с совместными военными операциями. Пока война ведется на поле боя, в когнитивной сфере создается нарратив для контроля восприятия войны. Авторы пишут: "Невозможно не иметь военной силы, но военные действия сами по себе не всесильны". Другими словами, у армии может быть самое лучшее оружие, но если она не сможет сформировать когнитивную сферу, то потерпит неудачу. Авторы приводят американские примеры, включая войну во Вьетнаме и войну в Ираке. Соединенные Штаты "выиграли каждое сражение, но проиграли всю войну". Американские военные "одерживали победы на поле боя, но не политические победы".

8. Использование когнитивных контрмер непосредственно в военных действиях

Наконец, инструменты когнитивной войны могут быть направлены на военнослужащих противника для достижения желаемых действий и результатов. Авторы пишут: "С развитием и прорывом технологий в области связи, искусственного интеллекта, биологии и нейронаук, новые инструменты и технологии когнитивной войны направлены непосредственно на военнослужащих". Новые технологии могут предоставлять оперативную информацию о противнике и позволяют целенаправленно и эффективно нарушать познавательную деятельность.

Новые тенденции в когнитивной сфере

Из анализа когнитивной сферы Академией военных наук (AMS) вытекают три основные тенденции: роль технологий, информационное доминирование и размытые границы между военными и гражданскими.

Акцент АМS на технологиях, в частности на социальных сетях, не является уникальным в их анализе когнитивной сферы. КПК считает интернет главным полем битвы для формирования общественного мнения. Китай не только разработал собственные платформы социальных сетей, но и пытается формировать и влиять на другие платформы. Например, продажи Твиттером зарубежной рекламы китайским клиентам оцениваются в "сотни миллионов долларов в год". Основным источником дохода для Twitter является Коммунистическая партия Китая. КПК также уделяет большое внимание тому, чтобы стать доминирующим игроком в будущем метавселенных, разрабатывая одобренную государством платформу. Формирование и контроль средств, с помощью которых люди взаимодействуют с метавселенной, может предоставить огромные возможности для влияния на когнитивные процессы населения в целом или целевых групп. Наконец, использование искусственного интеллекта и других развивающихся технологий позволит Китаю и дальше с невероятной скоростью овладевать информацией, благоприятной для партии, маркируя то, что им не нравится, и продвигая пропаганду.

Технология является средством достижения информационного доминирования. КПК хочет "хорошо рассказать свою историю" и будет яростно бороться за защиту своего "имиджевого суверенитета". Идея заключается в том, чтобы контролировать и формировать нарратив как внутри Китая, так и на глобальном уровне. "Три силы" и "Соперничество в области нравственности и юриспруденции" сосредоточены на информационном доминировании и на том, как быть в состоянии судить о том, как воспринимается и потребляется вся информация. Например, КПК хочет создать нарратив, в котором Тайвань – это просто еще один регион Китая и, таким образом, внутреннее дело. В этом нарративе Китай обладает моральным и юридическим авторитетом в отношении всего Тайваня, и любое вмешательство – это просто вмешательство в дела суверенного государства. Более того, они также продолжают модернизировать свои вооруженные силы отчасти для того, чтобы сформировать у своих противников представление о Тайване. Как пишет один из авторов Ежедневника НОАК, "предвидение риска войны ослабляет волю к сопротивлению и боевую решимость, чтобы достичь цели небольших сражений, немногих сражений или даже победить врага без боя". Конечной целью операций в когнитивной сфере является захват и контроль над сознанием тех, на кого они направлены.

Наконец, операции в когнитивной сфере влияют на всех. В статье Ежедневника НОАК "Исследование пути к победе в операциях в когнитивной сфере" авторы пишут: "Чтобы завоевать право формировать сознание, воюющие стороны сделают все возможное, чтобы использовать все имеющиеся военные силы, а также всесторонне использовать политические, экономические, культурные, дипломатические и другие средства для реализации политической и дипломатической дезинтеграции в отношении противника". Операции в когнитивной сфере являются частью всех аспектов жизни общества и могут быть направлены на любого человека – от отдельного индивидуума до "глобального формирования". Как пишут авторы AMS, технологии позволяют "целенаправленно и эффективно нарушать познание" и являются "полномасштабным наступлением и обороной, полным охватом, полным использованием, глобальным формированием и действиями всего правительства". Операции в когнитивной сфере ведутся постоянно, каждый день, независимо от того, мир это или война. Формирование познания – это борьба, которая никогда не заканчивается.

Заключение

Генерал-лейтенант Джонатан Брага, командующий силами специальных операций сухопутных войск, недавно заявил на конференции: "Вы можете иметь оперативную концепцию сопротивления, но если у вас нет самосознания и воли к сопротивлению как у страны и суверенного государства, то вы, вероятно, настроены на поражение". В когнитивной сфере объектами нападения являются воля, убеждения, мышление и психология противника. Как пишет AMS, для проведения операций в когнитивной сфере необходимо все правительство, но также необходимо все правительство для сопротивления. Политики, военные и граждане Соединенных Штатов должны признать угрозу, исходящую из когнитивной сферы. Если ракета осязаема и предназначена для уничтожения физической цели, то в когнитивной сфере целью является захват и контроль сознания. Многие страны мира учатся противостоять угрозе Китая в когнитивной сфере. Крупные исследования, такие как недавний доклад Freedom House (организация признана нежелательной в России - прим.перев.) раскрывают попытки Китая формировать познание в глобальном масштабе. Каждый человек должен играть свою роль в когнитивной сфере, критически мыслить и использовать многочисленные источники информации. Без ежедневного выбора критически мыслить, будут приниматься неверные решения и действия.