Лицевой букварь» (1694) Кариона Истомина:
от мысли образами к образу мысли.
Человек помнит свою первую книгу для чтения. Через Слово мы вступаем в диалог с миром, наша сознательная жизнь начинается с «Азбуки» или «Букваря». И сегодня букварь остается первым учебником младших школьников (и дошкольников), первой ступенью обучения грамоте: это наблюдение за языком, словом, освоение графики, практическое освоение учащимися всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Чтение – это форма коммуникации, возможность постигать опыт и предшествующих поколений, и современности. Чтение – это интеллектуальный труд, и первая книга «прививает» желание трудиться, давая чувство сопричастности с миром книжной культуры.
«Букварь» Кариона Истомина, изданный в 1694 году, – один из самых интересных букварей XVII века, получивший широкую популярность не только в Москве, но и на Украине, в Беларуси, Литве.
Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный и церковный деятель – родился в Курске в 40-е гг. XVII столетия. Монах Московского Чудова монастыря, «справщик» (редактор) Московского печатного двора, Истомин в 1692 и 1693 гг. издал два рукописных «Лицевых букваря» для детей Петра I. Эти художественные книги, расписанные разноцветными красками и золотом, являются результатом поисков рационального пути обучения чтению с помощью популярной книги.
Предварительно Карион Истомин изучил буквари, выходившие ранее, в том числе издания своего учителя Симеона Полоцкого, и принял решение о необходимости внесения наглядности и занимательности в обучение чтению.
Карион Истомин создает своего рода рукописный «книжный макет», который позднее воплощает в печати.«Букварь», по мнению его создателя, должен стать и утилитарно оправданной, и эстетически завершенной книгой. Процесс создания «Букваря в лицах» в полной мере можно охарактеризовать словами Владимира Андреевича Фаворского, выдающегося советского графика и живописца, мастера искусства книги.Художники книги, по его мнению, должны стремиться к тому, «чтобы все слагаемые книжного организма были бы одновременно и значащими и действенными». Выдающийся издатель Карион Истомин был «художником книги» своего времени.
Гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал букварь резцом на меди, и в 1694 году вышло в свет его печатное издание в количестве 106 экземпляров.
В «Букваре» 44 листа и около 400 рисунков. Титул начинается с гравюры: Христос с развернутой на коленях книгой в окружении учеников со свитками «Астрономия», «Филология», «Риторика», «Философия», «Грамматика», «Геометрия». В обрамлении цветов и акантовых листьев помещены стихи, объясняющие назначение книги, называющие автора и выходные данные. Второй лист служит продолжением титула: "Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных греческих же латинских и польских со образованием вещей и с нравоучительными стихами: во славу всетворца Господа бога и в честь пресвятой девы Богородицы Марии и всех святых изобразил на дщицах ваянием имущим учитися отроком и отроковицам мужам и женам писати. Под всяким же писменем ради любезного отрочатом учащимся предложены виды во удобное звание в складе: да что видит, сие и назовет слогом писмене».
Карион Истомин помещает в начале здравицу учению и упоминает о себе в уничижительном ключе, хотя авторская индивидуальность издателя, составителя и сочинителя силлабических стихов ярко проявляется в «Лицевом букваре».
Каждой букве в «Букваре» посвящена отдельная страница, художественный облик которой (при всей уникальности каждой) имеет определенную общую основу. Во главе буквенного ряда изображен человек в доспехах, поза которого напоминает начертание буквы. Это и является лицевым изображением, давшим название и рукописным, и печатному букварям.
Карион Истомин дает образцы написания буквы в разных стилях: вязь, скоропись по-славянски, по-гречески, по-латыни и даже по-польски. Рисунки сочетаются со стихами, помещенными ниже. Подбор слов вызывал у издателя определенные трудности, для преодоления которых использовался известный «Лексикон славеноросский» Памвы Берынды (1627, 1653) и рукописные «Азбуковники» XVII века.
«Лицевое» изображение буквы и миниатюрные гравюры предметов обеспечивали наглядность обучения, становились приемом прогрессивной для того времени методики «да что видит, сие и назовет».
Например, к букве «К» даются следующие рисунки: кипарис, клобук, кит, колокол, ключ, кувшин, кокш (кукушка), конь, корабль, корова, колесница, кречет (петух), кладезь, копив. Далее следует стихотворение, содержащее приведенные выше слова:
Како кто хочет видом си познати,
В первых вещей сих будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суши, –
Юный, отверзай в разум твоя уши.
В колесницу сядь, копием борися,
Конем проезжай, ключем отоприся.
Корабли в воде, а в дому корова,
И кокош в требу и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други.
У Кариона Истомина возникали трудности при сочинении стихов: тексты должны были отвечать не только дидактическим задачам, но также задачам нравственным. По этой причине многие нравоучительные силлабические стихи кажутся несовершенными с художественной точки зрения.
Заканчивается «Букварь в лицах» «Посвящением» − благодарностью учителю (есть мнение, что Симеону Полоцкому).
«Букварь в лицах» Кариона Истомина – энциклопедия, которая знакомила ребенка с миром земным и миром божественным. Композиция рисунков ясна и проста, но есть разделение мира на землю и небо, водную стихию.
Энциклопедичность издания соответствовала реалиям того времени: «Для европейской культуры эпохи барокко характерно распространение букварей энциклопедического содержания. В букварях, которые вводили ребенка в Богом устроенный мир, человеку уделялось немалое внимание. В них также находим части человеческого тела, а, кроме того, сами буквы изображены в виде <…> человеческих фигур». На страницах «Букваря» можно найти фигуры историографа и звездочета, воинов в доспехах, рисунки растений и животных, предметов быта и церковной утвари.
Этот период в истории книги можно определить как книжное мировидение: «бытие и текст соотносились таким образом, что не слово описывало жизнь, а, напротив, весь мир, человеческая жизнь и судьба представали как «иллюстрации»» к тексту – люди соотносили каждый свой шаг со священным писанием. Постулат об изначальной онтологичности слова («В начале было Слово» – Евангелие от Иоанна, I, 1) предопределил назначение книги как фундаментальной основы бытия и культуры».
В «Букваре» можно наблюдать следование иконописному канону, «строго в соответствии с которым изображались открытыми определенные части человеческого тела, а именно: лицо, руки, ноги». Карион Истомин знакомит с частями тела человека, иллюстрируя буквы: С – сердце, З – зеница, О – око, У – ушная раковина, Д – длань, Н – нога, нос.
Время издания «Лицевого букваря» − это время расцвета книжной культуры, время благоговейного отношения к книге как святыне, появления нового типа интеллектуала-книжника. С этой точки зрения «Букварь» «вписан» в эпоху, но есть и черты новаторства в книге Кариона Истомина. Визуальность, картинность «Букваря» превращали книгу в иллюстрированную энциклопедию для маленьких читателей. Автор сделал шаг вперед по пути демократизации образования: издание адресовано не только мальчикам, но и девочкам. Педагогический прием занимательности обучения применялся для облегчения процесса обучения чтению. Автор стремился провести юного читателя от буквы к тексту через слово и образ. Нравоучительные тексты были призваны формировать представление о вещном мире и мире духовном, служить делу воспитания.
Букварный период обучения грамоте является одним из самых ответственных периодов обучения ребенка. Трудно переоценить значение «Букваря в лицах» как учебника-открытия своего времени. Карион Истомин осуществил переход от сакральных текстов Священного Писания к учебным, определил в своем издании познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Художественное решение книжного образа «Лицевого букваря» (конструкция кодексов, шрифт, композиции текстовой и изобразительной частей), по замыслу Истомина, должно было способствовать формированию нравственного мышления. Карион Истомин последовательно вел юного читателя от мысли образами к образу мысли.
Издание «Букваря в лицах» – пример прогрессивности в развитии методики начального обучения того времени.