Найти тему
Алина Бакулина

Основные этапы подготовки следователя к допросу несовершеннолетнего

Результаты допроса несовершеннолетнего лица во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта и использует соответствующие тактические приемы. Своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего является одной из наиболее важных составляющих проведения данного следственного действия. Анализ научной литературы, позволяет выделить ряд мероприятий, относящихся к стадии подготовки к допросу несовершеннолетних:

1. Изучение материалов уголовного дела и определение предмета допроса. Эффективно и качественно провести допрос представляется только в том случае, если следователь имеет четкое представление об его предмете. Предмет допроса определяется исходя из обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу и предполагаемой осведомленности в них допрашиваемого лица. Именно для того, чтобы следователь мог достаточно четко определить предмет допроса, он должен тщательно изучить имеющиеся в деле материалы.

2. Изучение личности несовершеннолетнего. Личность допрашиваемого лица – это целостная система взаимосвязанных свойств, качеств, черт, признаков участника уголовно-процессуальных отношений, обладающего специальным правовым статусом и выполняющего правовые социальные роли, выражающие при этом нравственно-психологическую характеристику и отношение к социальным ценностям.

При изучении личности допрашиваемого лица необходимо исключить формальный к этому подход. Недостаточно ограничиться только истребованием характеристик с места работы (при наличии), учебы и жительства. Такие характеристики, как правило, малосодержательны и не несут в себе какой-либо значимой информации, так как при их составлении использован бюрократический подход. На данном этапе следователю надлежит выяснить: черты и темперамент характера несовершеннолетнего; круг интересов и увлечений, жизненные принципы и позиции; стиль привычного поведения, жизненные ценности; систему господствующих представлений об отношениях, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам. Необходимо также иметь ввиду, что личность допрашиваемого следователь изучает не только в ходе подготовки к допросу, но и в процессе самого допроса.

3. Определение времени и места допроса. Cрок между вызовом несовершеннолетнего на допрос и самим допросом должен быть сокращен до минимального временного промежутка. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего поверхностно, и образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых впечатлений, если воспринимаемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения. Кроме того, несовершеннолетние легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, и чтобы «нейтрализовать» возможность внушения из «вне», желательно принять меры к исключению обсуждения предмета допроса несовершеннолетнего с третьими лицами. Как правило несовершеннолетние допрашиваются в месте производства предварительного расследования. Вместе с тем, иногда целесообразнее проводить допрос там, где подросток непосредственно наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания.

4. Определение круга участников допроса. На данном этапе необходимо помнить, что допрос несовершеннолетнего проводится с обязательным участием педагога. Предпочтительнее, чтобы педагог занимался преподавательской деятельностью среди несовершеннолетних одного возраста с допрашиваемым, что поспособствует скорейшему установлению с ним психологического контакта. Для установления также психологического контакта с несовершеннолетним целесообразно привлекать для участия в его допросе детского психолога (специалиста в области возрастной или педагогической психологии). Кроме того, в соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, при допросе несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого, участие защитника является обязательным. Защитник вправе задавать несовершеннолетнему вопросы, а также знакомиться с протоколом данного следственного действия, и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

5. Составление плана допроса и установление психологического контакта с несовершеннолетним. Планирование имеет своей целью определение пути и содержания деятельности следователя на всех ее этапах, обеспечение ее целеустремленности, полноты, объективности, всесторонности и быстроты, экономии времени, сил и средств, эффективного применения средств, приемов борьбы с доказательствами. Например, бесплановый допрос неизбежно влечет за собой бессистемность и неполноту, неоднократные вызовы одних и тех же лиц, что, в конечном счете, скажется на качестве следствия.  При подготовке к допросу, для его продуктивности, следователю необходимо устанавливать психологический контакт с несовершеннолетним. Для этого рекомендуется вести беседы на отвлеченные темы (спорт, обучение, игры, новые фильмы, книги и др.), продемонстрировать знание его потребностей и интересов. В ходе допроса несовершеннолетнего следователю необходимо держаться спокойно, доброжелательно, но и достаточно твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого контакта с подростком, настраивает его на откровенную беседу. Несовершеннолетнему допрашиваемому следует помогать в формировании объективных показаний. Специфическими тактическими приемами при допросах несовершеннолетних являются: разъяснение важности сообщения правдивых показаний; демонстрация осведомленности об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его потребностях, интересах; разъяснение сущности и значения предъявленных и оглашенных материалов; разъяснение неправильно занятой позиции. Резюмируя изложенное, следует, что подготовка следователя к допросу несовершеннолетнего – это деятельность, направленная на создание условий, которые обеспечивают оптимальное и результативное достижение цели данного следственного действия. Подготовка к допросу предупреждает возможность возникновения конфликтных ситуаций, и помогает, с помощью заблаговременно выбранных тактических приемов, создать атмосферу для установления психологического контакта с несовершеннолетним, и получения от него полных и правдивых показаний по уголовному делу.