Найти тему
Москва, любовь моя

Визит в Третьяковку: Несколько слов о "Неизвестной" И.Н. Крамского

Оглавление

Картина, которая никого не оставит равнодушным. Даже ребёнка. Из всех картин, увиденных нами в Третьяковке, моей 5-летней внучке больше всего понравилась именно она.

И.Н. Крамской. Неизвестная. 1883, ГТГ.
И.Н. Крамской. Неизвестная. 1883, ГТГ.

Спросила: почему? Ответила: красивое лицо. Красиво нарисован мех. И пёрышки, и ленты...

А меня всегда трогают её полные слёз глаза.

В 1883, на 11-й передвижной художественной выставке, где была впервые представлена эта изумительная картина И.Н. Крамского, она вызвала бурю негодования. Это теперь картина находится в Третьяковке. А тогда П.М. Третьяков её не купил. И никак это не прокомментировал. Картину приобрёл Павел Харитоненко, а в Третьяковскую галерею она попала из его национализированной коллекции в 1925.

И.Н. Крамской "Неизвестная", 1883, ГТГ.
И.Н. Крамской "Неизвестная", 1883, ГТГ.

Нам сегодняшним, имеющим возможность запросто поехать в одиночестве куда и когда угодно, трудно представить, что в середине 19 века приличная дама никуда не могла отправиться средь бела дня одна в открытом экипаже. Прилично было поехать с мужем, отцом, братом, с компаньонкой наконец... Критики писали, что, очевидно, "Неизвестная" - одна из тех, кому "дорогие меха и наряды достались ценой женского целомудрия..."

Она не просто красивая и богатая молодая женщина, не просто загадочная незнакомка. Весь её облик, горделивая осанка, поворот головы и надменный взгляд выдают в ней даму полусвета. Такие женщины могли позволить себе многое. Но перед нарушительницами неписаных правил закрывались двери приличных домов.

Взгляд растерянный, даже какой-то обиженный. И такое в нём одиночество, такая боль, столько невыплаканных слёз... Без всякого сомнения, здесь изображена трагическая история. И сдаётся мне, добром она не кончится.

Эскизы

Очень трогательными показались нам записные книжки художников. Такие альбомы как отдельный вид искусства представлены сейчас в Третьяковке на выставке "От мала до велика", посвящённой необычным по своим размерам рисункам, от огромных до совсем крошечных. На маленьких листках мы видим наброски знакомых каждому с детства картин:

Эти маленькие блокноты были такими потрёпанными ещё при жизни их владельцев, ведь их носили в кармане во время прогулок и путешествий, чтобы в любой момент быстро сделать набросок.

Мы присутствуем при рождении замысла.

Сначала образ незнакомки был у Крамского лишь мелькнувшей мыслью, но вот он достаёт свой блокнот и делает в нём первый схематичный набросок:

А через какое-то время в раму вставляется уже готовая картина:

-5

Мы не знаем, кого изобразил на картине художник. Сам он ни словом не обмолвился об этом ни в своих воспоминаниях, ни в обширнейшей переписке. Есть только всем известные гипотезы, которые мы не будем пересказывать. Это только гипотезы. И, не обращая внимания на статус модели, будем просто восхищаться мастерством и смелостью художника, бросающего вызов ханжеству света, и вместе с ним любоваться этим волшебным женским образом.

Неизвестная "Неизвестная"

А знаете ли вы, что у И.Н. Крамского есть ещё одна "Неизвестная"? Написанная тремя годами позже, в 1886. Мы увидели её в прошлом году в Ярославле:

И.Н. Крамской. "Портрет неизвестной". 1886, Ярославский художественный музей.
И.Н. Крамской. "Портрет неизвестной". 1886, Ярославский художественный музей.

Всегда говорю: во всём, даже самом плохом, обязательно есть что-то хорошее. Не может не быть. Важно это хорошее увидеть. Да, у нас сегодня нет возможности путешествовать по миру. Но зато мы можем путешествовать по своей родной стране.

Путешествия по России - это космос...

Усадьба губернаторов в Ярославле, или Путевой императорский дворец. Построен в 1823 по указу Александра I. Семнадцать губернаторов жили здесь со своими семьями, принимали посетителей, давали балы, проводили собрания. А императорский он, потому что здесь, у ярославских губернаторов, гостили все русские императоры от Александра I до Николая II.

-7

К сожалению, фото дворца осталось только такое, невнятное. В тот день в Ярославле был проливной дождь. Но посмотрите зато на эти двери:

С 1969 во дворце губернаторов размещается Ярославский художественный музей, которы был признан лучшим провинциальным музеем России. Музей интересный. И в нём есть своя "Неизвестная" Крамского:

Она тоже молода, красива и богата. Но посмотрите, какой взгляд! Вот это характер! В этом взгляде уже нет слёз. Попробуй её отвергни - она не заплачет, лишь улыбнётся. Она сама решит, как всё будет.

Прекрасный портрет. Безусловный шедевр. Хотелось узнать о нём хоть что-то. Но если о первой "Неизвестной" поисковики выдают множество статей (в которых, впрочем, на все лады повторяется одно и то же), то об этом портрете никакой информации найти не удалось.

Возможно, Вы, дорогой читатель, что-то знаете об этой неизвестной "Неизвестной"?