Как известно, последние российские император и императрица любили друг друга с первой своей встречи и до самой кончины. Семейную жизнь Николая II и Александры Федоровны называют «медовым месяцем длиной в 23 года». До самых последних дней любовь царя и царицы друг к другу оставалась такой же нежной и трепетной, как и сразу после помолвки.
Однолюбы
Об этой любви Александры и Николая существует множество свидетельств современников. О ней же говорят и трогательные письма супругов друг другу, сохранившиеся до наших дней. Александра Федоровна называла мужа в посланиях не иначе, как «мое солнышко», «душка», «мое бесценное сокровище» и т. д. Николай в свою очередь писал об Аликс, как о «своей возлюбленной душке-женушке».
Отношения Николая II и Александры Федоровны были такими, что никто и никогда не сомневался в том, что они оба – однолюбы.
Известно, что в самом роду Романовых любовные скандалы случались достаточно часто. Императоры изменяли своим женам, а императрицы заводили фаворитов. Но в семье последнего российского царя такого быть попросту не могло. Александра Федоровна и Николай II, безусловно, сохраняли друг другу верность до самого конца.
Матильда и Мэри
В жизни царской семьи однако несколько эпизодов, когда супруги не то, чтобы изменяли друг другу, но позволяли себе несколько расслабиться. Известно, к примеру, что уже после женитьбы на Аликс Николай II однажды попросил своего дядю поехать к бывшей фаворитке – Матильде Кшесинской, и передать ей одну его просьбу. В означенный час Матильда должна была выйти в сад рядом со своим домом. Царю захотелось еще хотя бы раз увидеть свою прошлую любовь.
В тот момент, когда балерина, исполнив волю царя, появилась в саду, мимо нее проехал царский кортеж – император, императрица и их свита. Увидев Матильду, Николай заулыбался и вежливо поздоровался с ней.
Также однажды Николай II при всех искренне восхитился красотой княгини Мэри Эристави. Император приехал в Тифлис и увидел красавицу-грузинку на одном из данных в его честь приемов. Позднее Мэри стала фрейлиной Александры Федоровны.
Флирт Анны Вырубовой
Известно, что лучшая подруга Александры Федоровны – Анна Вырубова, долгое время была влюблена в императора или делала вид, что влюблена в него. Сохранилось даже письмо Александры Федоровны Николаю II, в котором она пишет, имея в виду Анну:
Если мы теперь не будем оба тверды, у нас будут любовные сцены и скандалы, как в Крыму… Когда ты вернешься, она будет рассказывать, как страшно страдала без тебя… Будь мил, но тверд. Ее всегда надо обливать холодной водой.
Случаи, когда император проявлял интерес к кому-либо еще, помимо своей супруги, имели место быть. Но подобные невинные эпизоды, конечно же, никак не умаляли любви Николая к Александре Федоровне. Такие случаи лишь скрашивали обыденность брака императорской четы, делая любовь царя и царицы еще более крепкой.
Верный рыцарь Александры Федоровны
Будучи женщиной умной и сообразительной, Анна Вырубова, скорее всего, специально разыгрывала перед императрицей безнадежную влюбленность в ее супруга. Анна была намного моложе Александры Федоровны и считалась при дворе девушкой довольно-таки привлекательной. И то, что Николай не поддавался на ее «чары», наверняка очень льстило стареющей императрице. Соответственно, и рейтинги Анны, как подруги царицы, значительно возрастали.
Однако обожательница в царской семье была не только у Николая II. У Александры Федоровны также имелся свой верный рыцарь, наличие которого позволяло императору тешить свое самолюбие, как мужчины.
Александр Орлов
Этим рыцарем, тайно обожавшем Александру Федоровну, был близкий друг императора Александр Афиногенович Орлов.
Валентин Пикуль в одной из своих книг пишет, что принцесса Аликс познакомилась с этим офицером еще в первый свой приезд в Россию на свадьбу старшей сестры Эллы. Скромная, замкнутая и молчаливая Гессенская принцесса тогда не слишком понравилась петербургской публике. Как пишет Пикуль, единственным офицером, который захотел пригласить на танец немецкую принцессу на балу стал Александр Афиногенович.
Пикулю, как историку, конечно, особо доверять не стоит. Подбирая материалы для своих книг, этот писатель очень часто основывался на воспоминаниях всевозможных придворных сплетников, темных личностей и недоброжелателей царской семьи.
Однако Александра Федоровна действительно могла Александра Афиногеновича с самых первых дней своего пребывания в России. Дело в том, что Орлов был близким другом Николая II, с которым тот познакомился еще в юности.
Кем был рыцарь Александры Федоровны
Александр Афиногенович родился в 1865 г, то есть был на 7 лет старше Александры Федоровны.
Родившись в потомственной семье военных и будучи человеком умным и энергичным, он очень быстро сделал блестящую военную карьеру. С 32 лет Александр уже начал командовать полками. В 1905 г. он стал командиром лейб-гвардии Уланского полка Александры Федоровны. С этого момента Орлов очень много времени проводил с императорской семьей.
Известно, что, как и все его родственники Орловы, Александр Афиногенович был ослепительно красив. Когда-то у офицера имелась супруга, родившая ему двух сыновей, но она скончалась еще в молодом возрасте.
Будучи свободным человеком, Орлов слыл в свете повесой и пользовался огромной популярностью у женского пола. Привлекательная внешность Александра и его успех у дам, конечно, были еще одним поводом для Николая II гордиться тем, что Александра Федоровна предпочитает его этому ловеласу.
Грязная клевета
При виде Александры Федоровны Орлов всегда буквально расцветал, оставлял свои грубые гусарские замашки и становился услужливым, стараясь предугадать любое желание царицы, Это, конечно сразу же было замечено в свете.
Последнее императорское семейство, к сожалению, было не слишком популярным в России. Недоброжелателей у Александры Федоровны и Николая II, как известно, имелось огромное количество. И эти недоброжелатели, разумеется, расценили поведение Орлова по отношению к императрице превратно.
Как и в случае с Распутиным, об Александре Федоровне и Орлове по Петербургу начали ходить самые нелепые слухи. Об этих слухах, к примеру, писала в своих воспоминаниях дочь Распутина – Матрена Распутина.
Матрена рассказывает, что петербуржцы поговаривали, будто отчаявшись получить наследника, Николай II по совету какого-то мистика на время «передал» Александру Федоровну Орлову. Именно этот офицер будто бы и стал отцом цесаревича Алексея.
После рождения Алексея, царица якобы влюбилась в Орлова. Разозленный Николай пригласил Орлова на ужин, после чего тот скоропостижно скончался. Кончина возлюбленного, как шептались петербуржцы, произвела на Александру Федоровну такое ужасное впечатление, что ее умственные способности пошатнулись.
Матрена подчеркивает в своих воспоминаниях, что эта история была именно сплетней, не имевшей никакого отношения к действительности. Развенчивают слухи об Александре Федоровне и Александре Афиногеновиче и другие современники.
Разоблачение слухов
Флигель-адъютант из свиты императора Фабрицкий, к примеру, называет эти рассказы, ходившие по столице, «грязной клеветой». Фабрицкий пишет, что приближен Орлов к императорской семье был исключительно за свои заслуги и «лихость». Императрица же, по словам адъютанта, хорошо относилась к Александру Афиногеновичу всего лишь потому, что он был близким другом ее супруга.
Офицер Орлов, таким образом, был дорог царской семье, как друг. Но к сожалению, судьба отвела ему не слишком много времени. До революции Александр Афиногенович не дожил. Стать свидетелем краха царской семьи и гибели его высокородной возлюбленной, ему не довелось. В 1908 г. офицер скончался от скоротечной чахотки в возрасте всего 42 лет.