Найти в Дзене
Пишу рассказы

Спасибо, дядя Серёжа

В самом начале 90-х многие люди ещё верили, что Советский Союз возродится и наберёт силу, но по всему было видно, что обратной дороги нет и не будет, и оставалось только двигаться вперёд, в неизвестность. После событий у Белого дома это стало очевидно всем, и народ начал помаленьку приспосабливаться к новой жизни. Особенно всем тяжело пришлось, когда продукты из магазинов исчезли, предприятия начали закрываться, а на тех, что ещё кое-как работали, не платили зарплату. Лихие 90-е в России до сих пор считаются временем произвола, когда людям приходилось не жить, а выживать, из-за чего все озлоблялись на государство и окружающий мир, но всё-таки большинству удавалось сохранить своё человеческое лицо в отношении своих родных и чужих людей.

Эле повезло, она успела окончить машиностроительный институт ещё при СССР и сразу по окончанию нашла себе работу на заводе «Химволокно». Как молодому специалисту, ей выделили комнату в заводском общежитии. Завод этот был богатым и мощным, и 90-е годы почти не отразились на состоянии этого производства, хоть зарплата там тоже задерживалась и была небольшой.

- Ты не переживай, работай, нарабатывай стаж, а зарплату мы постараемся тебе поднять в ближайшее время, – пообещало Эле начальство.

Эля на работе
Эля на работе

А что ей оставалось делать? Она и работала, жить как-то надо, питаться, одеваться, хорошо хоть такая работа есть, а то вокруг людей сокращали и просто выбрасывали на улицу, как хочешь теперь, так и крутись.

Как-то Эля поехала в командировку в другой город. Она уже не впервые туда ездила и рассчитывала на то, что, благодаря установленным в прошлые свои поездки связи, всё пройдёт быстро, гладко и, как говорится, без сучка и задоринки. Эля была неплохим программистом, и отправлялась иногда в подобные командировки к деловым партнёрам своего завода, для того, чтобы оказать им помощь по установке электронного оборудования.

Но, вопреки её планам, в этой командировке как-то всё сразу пошло наперекосяк, нужный Эле сотрудник заболел, и пришлось ей всё настраивать самой, вместо того, чтобы дать ценные указания и быстренько уехать. Процесс установки затянулся, потом бухгалтерша потеряла ключи от сейфа, искала их где-то дома, и Эля ждала её полдня для того, чтобы та расписалась в её командировочном листе. Уже совсем поздно вечером Эля пришла на вокзал и заняла очередь в кассу, чтобы купить билеты на свой поезд. Денег у неё было в обрез, хватало только на билет в плацкартный вагон. В этих командировках было заведено так, что после поездки сдать билеты сдавались в бухгалтерию и оплачивались по заявлению и командировочному листу.

- Плацкарт нет, есть одно купейное место, – протараторила кассирша, – Брать будете?

Какое там, брать, денег нет, хватит только на плацкартный вагон, и то с натяжкой. Эля вздохнула и молча отошла от кассы. Она услышала, как незнакомый парень в яркой куртке тоже попросил билет туда, куда только что хотела купить Эля, но даже купейных мест уже не было.

- Девушка, здесь недалеко автовокзал, можно попробовать уехать на автобусе, – подсказала ей проходящая мимо женщина с авоськами.

- Спасибо, я попробую, – поблагодарила её Эля.

Где находится автовокзал, она знала. Странно, что сама не сообразила поехать домой на автобусе. Эля добралась до автовокзала, опять встала в очередь, билеты в кассе были, но денег у неё опять не хватало, прямо, замкнутый круг.

Вдруг она снова увидела того самого парня в яркой куртке, который стоял за ней в очереди на вокзале.

- Ах, чёрт, и здесь уже билетов нет? – спросил он Элю.

- Есть, есть билеты, есть, у меня опять денег не хватило, – вздохнула она.

Парень облегчённо кивнул, достал из своего портмоне деньги и купил в кассе два билета.

- Хватай свои вещи и беги за мной в автобус, поедем домой, – подмигнул он Эле.

- Ой, неудобно, ой. спасибо, ой, я всё верну, – растерянно забормотала Эля, хватая свои сумки и едва поспевая за ним следом.

- Ничего не надо, давай быстрее, через девять минут отправление, – крикнул он ей из-за плеча.

Они еле успели заскочить в автобус, а то он уже собирался без них уехать.

- Спасибо тебе большое, я верну тебе всё потом, – ещё раз поблагодарила доброго незнакомца Эля, уселась к окну на свободное сидение.

- Не переживай, земляки своих не бросают, – сказал парень, плюхаясь рядом с Элей на другое сидение, – Меня зовут Максим. А тебя как?

- Эля, – сказала Эля.

Автобус тронулся с места и за окнами поплыли унылые пейзажи окраинных промзон города. На ближайшей остановке Эля выскочила на станции и купила пакет пирожков и бутылку молока. Путь продолжился, ребята по дороге болтали, ели пирожки, запивая его молоком прямо из бутылки. Молодые, весёлые, ну и что, что мир вокруг них рушится, главное, что они сами полны сил, им хорошо и весело вместе.

- Ты знаешь, я же по профессии – хореограф, – сказал Максим.

- Ой, как интересно, – обрадовалась Эля.

И даже сама не поняла, чему она так обрадовалась, весь сама-то танцевать не умела.

- Я тебя научу танцевать, это же так просто! – воскликнул он.

- Думаю, что мне в детстве медведь не только на ухо наступил, но и на руки, и на ноги тоже, – рассмеялась Эля.

- Не может такого быть, – уверил её Максим, – Мы пойдём завтра в какой-нибудь клуб, и я буду учить тебя танцевать ламбаду, самый модный танец нашего времени.

В начале 90-х, действительно, это был самый модный танец, и все его танцевали. По телевизору часто крутили ролик, в котором под пение смуглокожей, немолодой уже дамы разыгрывался романистический сюжет франко-бразильской танцевальной истории.

Автобус подъехал к конечной станции. Эле было жаль, что дорога так быстро закончилась, и ей придётся расстаться с Максимом, но он спросил:

- Ты куда-нибудь торопишься?

Эля никуда не торопилась, в общаге её никто не ждал, на работу выходить только в понедельник, а сейчас ещё пятница.

- Нет, никуда не тороплюсь, – ответила она.

- Тогда не будем откладывать твоё обучение ламбаде и пойдём на танцы, если ты не против, – энергично предложил он.

Эля была не против, а очень даже за, поэтому они быстро нашли подходящую дискотеку и ещё с порога услышали музыку той самой ламбады, которую обсуждали в автобусе, и только они пришли в танцзал, так там сразу объявили танцевальный конкурс.

- Скорее, пойдём танцевать, вдруг первое место выиграем! – крикнул Максим, увлекая своим азартом и Элю.

- А что, очень даже может быть, если ты меня поведёшь, – сказала Эля.

Они начали свой танец, и Максим с удивлением обнаружил, что она прекрасно двигается.

- У тебя определённо есть талант к танцам, – похвалил он её.

Первое место они не заняли, но повеселились от души. За первое место другой паре дали коробку конфет, а всем остальным участникам раздали поощрительные призы в виде хлопушек.

Эля и Максим вышли и медленно побрели по вечерней улице.

- Наверное, мне уже надо домой идти, – сказала Эля.

- А где ты живёшь? – спросил Максим, – Я тебя провожу.

Эля объяснила, где она живёт, и они пошли по набережной в сторону её общежития. Тихий, томный вечер опустился на уставший за день город и окутал всё таинственными сумерками. Фонари горели тусклым, мерцающим светом, и освещение падало неравномерно, высвечивая тротуар кусками. Вдруг где-то неподалёку раздались хлопки.

- Наверное, кто-то хлопушки свои запустил, у нас же тоже есть, – вспомнил Макс.

- Давай выстрелим из них сейчас! – загорелась Эля.

Они дёрнули за верёвочки разом, хлопушки выстрелили одновременно, и получился весьма громкий выстрел. В это время на безлюдной набережной показался силуэт бегущего человека. Он прижимал к груди какой-то свёрток и убегал от других мужчин.

Бандиты в 90-е
Бандиты в 90-е

- Сто-о-о-ой, сто-о-ой, стрелять будем! – кричали они ему вдогонку.

Как раз в этот момент Максим и Эля дёрнули за верёвочки и из их выигранных хлопушек вырвался в небо салют из конфетти. Бегущий мужчина вздрогнул и пригнулся, а его преследователи вообще попадали на землю.

- Это же бандиты, – шепнула Эля в самое ухо Максиму.

- Да?! – удивился тот.

Недолго думая, он прижал Элю к стене и заслонил собой.

Когда упавшие на землю бандиты поняли, что выстрела не было, то опомнились и вновь припустили за убегавшим парнем, а тот с перепугу выронил свой свёрток из рук, и из него посыпались деньги.

- Не гони, сам приползёт! – крикнул самый высокий бандит.

Мужчины стали подбирать купюры, а Эля и Максим выбрались из своего убежища и какими-то закоулками скрылись подальше от этого места.

- Пошли в ночной ресторан, – предложил Максим.

- Там же очень дорого, – сморщилась Эля.

- А я несколько бумажек подобрал, на ужин нам точно хватит, – похвастался Максим, показывая деньги, которые он поймал на набережной.

Эля засмеялась. Ей впрямь уже очень хотелось есть, и она согласилась поужинать в каком-нибудь уютном ресторанчике, благо в 90-е таких заведений по стране было очень много.

После той памятной ночи, когда Эля и Максим прогуляли по городу до утра, прошло несколько месяцев. Они так и продолжали встречаться, и у них начиналась самая настоящая любовь, которая захватила их и увлекла, раскрасив унылый мир 90-х яркими красками.

Эля продолжала работать на заводе, хоть зарплату ей так и не увеличили. Максим зарабатывал на жизнь, проводя дискотеки на свадьбах и других мероприятиях. Он нигде не жил, держал свои вещи у Эли в общаге, и проникал туда, в основном, через окно, потому что посторонним ночевать в этом общежитии не разрешалось.

- Мне бы ещё видеокамеру и оператора, чтобы снимать праздники, – посетовал он как-то раз Эле.

- А у меня есть камера, – сказала она.

- И ты умеешь снимать? – обрадовался Максим.

- Умею, но непрофессионально, для себя, – кивнула Эля.

- Так давай вместе ходить по свадьбам, – предложил он, – Я буду дискотекой и тамадой, а ты будешь оператором и фотографом. Постепенно руку набьёшь.

- А как же работа на заводе? – спросила Эля.

- Увольняйся, всё равно зарплату почти не платят, – махнул рукой Максим.

- А общежитие? – вздохнула Эля.

- Квартиру снимем! – подмигнул Максим.

Какое-то время Эля держалась, но всё-таки сломалась и уволилась. Квартира, которую нашёл Максим, была старая, обшарпанная, без ремонта, но зато за очень дешёвую цену. Родители Максима жили в деревне, у Эли мать и отец давно умерли, так что надеяться на помощь ребятам не приходилось. Засучив рукава, они принялись делать ремонт, тем более, хозяйка обещала за это три месяца не брать с них квартплату. Жили скромно, иногда проводили дискотеки за деньги, а по вечерам бросали все дела и просто гуляли по городу. Как-то раз, возвращаясь с прогулки, они обнаружили в своём подъезде мужчину. Он лежал на полу, стонал, и на рубашке у него была кровь. Максим велел Эле не подходить близко, а сам подошёл.

- Спрячь меня, малой, я в долгу не останусь, – прошептал раненый Максиму.

- Вы ранены, я Вам лучше Скорую помощь вызову, – прошептал ему в ответ Максим.

- Нет! – категорически заявил мужчина.

- Макс, его нужно срочно спрятать, а то там уже какая-то машина подъехала, а то они ещё и нас с тобой постреляют, – сказала Эля, подходя ближе.

- Куда ты подошла? – рассердился Максим, – Я же тебе сказал, чтобы ты не подходила.

Но Эля уже взяла раненого мужчину за ноги.

- Хватай его под руки и потащим, – зашипела она.

Они затащили незнакомца в свою квартиру и потом всю ночь провозились с ним. Максим сбегал в дежурную аптеку за обезболивающими средствами, а Эля пока промывала раненому ссадины и царапины. Он был сильно избит, и, кажется, у него были сломаны рёбра, но, в общем и целом, других серьёзных ран на теле не нашлось. К утру мужчина кое-как пришёл в себя.

- Спасибо вам, ребятки, что вытащили меня, – сказал он, – Я в долгу не останусь.

Мужчину звали, как он представился, дядя Серёжа. Он продиктовал Максиму номер телефона, и Макс сбегал на улицу и позвонил по нему из телефона-автомата. После звонка за дядей Серёжей приехали парни на большой, чёрной машине типа джипа.

Дядя Серёжа пожал Максиму руку, кивнул Эле и протянул им пачку денег.

-3

- Так много, – растерялся Максим.

- Ничего, я ещё заработаю, раз жив остался, а ты найми кого-нибудь, чтоб ремонт тебе доделали, – ухмыльнулся дядя Серёжа.

Так Максим и Эля разбогатели. Они сами доделали ремонт, а на остальные деньги взяли в аренду помещение и открыли там танцевальный клуб «Ламбада». Дела у них раскручивались так успешно, что вскоре об этом клубе уже знал весь город. Дядя Серёжа вложил ещё средства в шоу-бизнес, которым теперь вплотную занимался Максим, что способствовала ещё большей раскрутке клуба.

К тому времени Макс и Эля официально поженились, и у них родился сын, а дядя Серёжа стал его крёстным отцом. Из музыкального клуба постепенно получился настоящий продюсерский центр. Максим выискивал новые таланты и выводил их на сцену к всеобщему удовольствию зрителей. Доходы росли, бизнес Максима набирал обороты. Эля не захотела заниматься музыкой и с головой ушла в бухгалтерские дела их продюсерского центра.

Дядя Серёжа пережил все катаклизмы 90-х и стал большим человеком. Он жив-здоров и по сей день, а его фамилия настолько известна, что в целях своей личной безопасности автор сохранит её в тайне.

******

Переделала свой старый рассказ, совместила две части вместе, лишнее убрала, подучилось, по-моему, неплохо. Пишите, что думаете о том времени, обсудим. Спасибо, что вы со мной!

*******