В 90-е, когда я была молода и не думала о стоматологах, изредка покупала жвачку. Предпочитала мягкую в два цвета Love is... Мне нравились забавные фразы о том, что есть любовь. Иногда я задумывалась, откуда создатели берут эти глубокомысленные изречения? Неужели заключили контракты с детскими садами и записывают умные мысли юных философов?!
Правду я узнала только года два назад. И всё зрела, чтобы написать эту пронзительную историю настоящей любви.
Итак...
В 1941 году в далёкой Новой Зеландии родилась Мэрилин Джудит Гроув. Девочка росла романтичной и смелой. В 19 лет она поняла, что хочет путешествовать. Она считала себя хиппи, особых требований к условиям путешествий не ставила, поэтому уехала налегке.
Начала с соседней Австралии, потом попала через половину земного шара в Европу, а потом махнула в Штаты.
Ей всегда нравилось рисовать. А в Америке пользовались популярностью комиксы. Этим девушка и зарабатывала на жизнь. В 1967 году она переехала в Лос-Анджелес и там... пошла учиться кататься на горных лыжах!
Днём она с друзьями брала уроки на склонах, а вечерами они шли в бар. Там-то и состоялась встреча с мужчиной её мечты. Она влюбилась с первого взгляда в красавца-брюнета. Даже его имя звучало как музыка: Роберто Альфредо Винченцо Казали! Молодой человек был компьютерным инженером.
Да, мисс Гроув считала себя хиппи, могла бы запросто сама пригласить парня на свидание. Любого другого.
Но в случае с Роберто она робела. Она понимала, что первое впечатление можно произвести только один раз. Они общались в компании, веселились, разглядывая её комиксы на злобу дня - о том, что случалось во время учебных съездов со склонов. Роберто нравились эти забавные рисунки.
И вот в один из вечеров Мэрилин на салфетке того же бара нарисовала девочку-капельку, блондинку с веснушками, и мальчика-капельку, брюнета. И подписала "Любовь - это..."
Позже она вспоминала:
"Я начала делать маленькие рисунки, чтобы выразить свои чувства... Это было немного похоже на ведение дневника, в котором описывалось, как росли мои чувства.
Я нарисовала каплю-девушку, которая должна была быть мной, той, кто чувствовала все эти фантастические вещи. Затем я добавила изображение мальчика, который был причиной всех моих чувств".
Роберто был тронут этими немудрящими рисунками. Их первое настоящее свидание состоялось два дня - и два рисунка - спустя. Вскоре он понял, что тоже влюблён. И пара обручилась.
Мэрилин устроилась секретаршей в дизайнерскую компанию. Но просто стучать по клавишам пишущей машинки было скучно. И тогда она
"...сделала маленькие буклеты со своими очаровательными карикатурами, которые продавала по доллару за штуку. Слухи вскоре распространились, и спрос на любовь ... возрос. Роберто осознал их коммерческий потенциал и показал их американскому журналисту."
Первый рисунок был опубликован в Los Angeles Times 5 января 1970 года. И да, под псевдонимом - Ким!
История стала развиваться в двух направлениях. Во-первых, эти комиксы пошли по миру - их публиковали в 50 странах! А во-вторых, компьютерная компания, где работал Роберто, закрылась. И вдруг оказалось, что они живут в США нелегально!
В 1971-м Ким и Роберто уехали к ней на родину, в Новую Зеландию. Они поженились летом, в июле, в той же церкви, где венчались её родители.
Тогда же, в 1970-е, милые комиксы Ким достигли пика своей популярности. Их печатали на футболках, кружках, плакатах... Супруги Казали зарабатывали на них 4-5 миллионов фунтов стерлингов в год.
Ким и Роберто и правда были созданы друг для друга. Семью они видели одинаково: детей должно быть минимум четверо!
В 1974-м подрастали уже двое мальчишек.
И тут раздался гром среди ясного неба: у Роберто диагностировали крайне агрессивный вид рака. Ким решила бросить всё, больше ничего не рисовать, чтобы не расставаться с мужем. Но он уговорил её нанять помощника, отдать ему ворох набросков - пока они тут ждут вердикта врачей, операции, исхода дела, пусть этот помощник продолжает рисовать под её именем.
Ким нашла нужного человека аж в Англии, столице Содружества. Им стал Билл Эспри. С тех пор, с 1975 года, Билл шесть дней в неделю - кроме воскресенья - создаёт всё новые и новые серии Lоvе is...
Перед Рождеством 1975-го Роберто решился на операцию.
"Мы говорили о рождественских подарках, и я сказала Роберто, что не хочу еще одно кольцо с бриллиантом, я хочу еще одного ребенка. Я знала, что ему осталось жить всего несколько месяцев, поэтому мы немедленно запасли немного спеpмы".
Чуда не случилось. Любимый муж Ким умер в марте 1976-го. Ему был всего 31 год. В день похорон Ким сама села за письменный стол и нарисовала этот комикс:
После этого Ким с сыновьями уехала в Англию. У неё была цель: ЭКО и ещё один ребёнок от любимого. Сначала врачи сопротивлялись, но в июле 1977-го всё-таки появился на свет Майло Роберто Эндрю.
Тогда ещё Ким соглашалась на интервью. Она сказала:
"Роберто и я очень хотели подарить братишку или сестренку нашим двум сыновьям. Теперь, благодаря заботе и терпению врачей, у меня появилось еще одно напоминание о моем замечательном муже".
Казалось бы: женщина родила ребёнка. Это её право, это её решение, это её жизнь. Это её способ справиться с тяжёлой утратой. Но общество не могло найти покоя. Кто-то писал письма, восхваляющие её храбрость, а кто-то - в том числе ватиканская газета - приговорили, что этот поступок "противоречит евангельской морали".
Ким оказалась стойкой. Она отвечала так:
«Роберто и я очень хотели подарить нашим двум сыновьям братика или сестричку. Теперь, благодаря заботе и терпению врачей, это стало возможно: я получила еще одно напоминание о моем чудесном муже…
Майло здесь благодаря любви его матери и отца. Если кто-то осуждает подобное, это значит, мир потерял чувство пропорции.
Мы пытались завести ребенка посредством искусственного оплодотворения до смерти Роберто. Если бы мой муж был жив, Майло был бы зачат в браке. Что меняет смерть Роберто?»
В середине 1980-х непоседа Ким вновь переехала, на сей раз в Австралию. Там она купила ферму и несколько лет... разводила арабских лошадей! К комиксам она больше не вернулась. Самым последним стал рисунок с такой подписью:
«Рады представить Майло Казали. Родители: Ким и Роберто (посмертно, посредством искусственного оплодотворения)».
В 1990-м Ким вернулась в Англию. Жить ей оставалось всего 7 лет. Её сразил тот же недуг, что и мужа: многоликое членистоногое.
В 1990-м, в Англии вышел Закон об оплодотворении человека и эмбриологии. Кто рискнёт продраться сквозь юридический язык, этот закон - по ссылке.
Ким Казале дала чуть ли не единственное интервью в 1996-м, когда Диана Блад, вдова, добивалась через суд права стать матерью через ЭКО - как и сама Ким. Художница сказала:
"Жаль, что в деле миссис Блад участвует суд. Такие вопросы следует решать в частном порядке".
А как же вкладыши в жвачки в 1990-е?! И почему они отличаются от рисунков Ким?
Неутомимый Билл Эспри сделал рисунки цветными и одел персонажей. Он брал сюжеты из своей семейной жизни и из писем читателей, которые предлагали ему идеи.
В 1998 году старший сын Ким и Роберто Стефан стал руководить этой маленькой кампанией. Ни про какие жвачки-вкладыши они и знать не знали, пока в один прекрасный день Биллу не дозвонился с просьбой об интервью журналист из Москвы. Он стал рассказывать, что в России эта жвачка - самая популярная!
Билл и Стефано были в шоке. К ним никто не обращался по поводу авторских прав, они и думать не думали ни про какую жвачку! Оказалось, что ушлые турки из компании Dandy Sakiz штампуют безо всяких лицензий свою продукцию и продают её в несколько стран!
Несколько лет Билл Эспри и Стефано Казали выясняли отношения. Наконец фабрику Dandy Sakiz приобрела компания Kraft Foods (ныне Mondelez International) и возобновила выпуск жвачки уже официально.
Её выпускают до сих пор.
А Стефан гордится тем, что его родители научили людей видеть любовь в мелочах.