Если ваш детский сад не с химическим уклоном, проходите мимо: о безопасности в уголках экспериментирования и адекватности их наполнения

353 прочитали

Даже предположить не могла, что когда-то напишу о безопасности игровой среды детского сада. Мысль эта возникла после анализа фотографий центров экспериментирования для подготовки материала о визуальном шуме. И если психологической составляющей безопасности детских игрушек и дидактических пособий я уже касалась, то о безопасности физической считала, что и говорить не стоит. Это вроде как само собой разумеющимся должно быть и стоять во главе угла с точки зрения организации РППС детского сада. И знаете, чем "дальше в лес", тем страннее для меня размещение некоторых материалов и оборудования в игровых зонах. Особенно ярко это проявляется в центрах экспериментирования, о которых и пойдёт речь сегодня. 

Если ваш детский сад не с химическим уклоном, проходите мимо: о безопасности в уголках экспериментирования и адекватности их наполнения
Если ваш детский сад не с химическим уклоном, проходите мимо: о безопасности в уголках экспериментирования и адекватности их наполнения

Обеспечение безопасности в уголках экспериментирования в детском саду

И опять я не про методические рекомендации к организации так называемого "уголка экспериментирования" в целом, а лишь о безопасности как о том главном, что мы должны обеспечить, продумывая содержание центра. И ещё момент. Вы можете сказать: "Я это и так знаю и не допускаю". Вы - да. Но, судя по опыту коллег, который они транслируют в сети, выдавая за "педагогический опыт", педагогов, не знающих правил безопасности, не так мало. Сегодня я обращу ваше внимание на массовые явления в организации безопасности, а так же на то, что, как говорится, "из рук вон". Так же помимо безопасности рассмотрю каждый элемент с точки зрения педагогической целесообразности. Ну а в заключении покажу ещё момент, который иногда тоже встречается в центрах экспериментирования и на первый взгляд выглядит безобидным. Но только лишь на первый. Оставайтесь со мной.

Лабораторная посуда и дети-дошкольники

Ну да, этим грешат. И очень часто. Листайте карусель:

На моем первом месте работы так и было: пробирки, мерные стаканы и даже плоскодонные колбы шарообразной или конусовидной формы. Естественно, всё стеклянное. Даже не знаю, откуда это "богатство" раздобыли. У коллеги в соседней группе даже ступка с пестиком были керамические. И если вы не спали на школьных уроках химии, то должны знать, для чего используется, например, пестик со ступкой или колба.

Со стеклом всё просто - его быть в доступе детей не должно ни при каких обстоятельствах. Вы можете сказать, что вполне возможно раздобыть пробирки современные, пластиковые. Ну ок, они будут безопасными. Вопрос второй: что дети будут делать с этой посудой? В пробирке диаметром 10 мм что они должны смешивать и какой результат получить? И даже если так, то насколько развита мелкая моторика детей, чтобы оперировать этим предметом? 

Несколько лет назад мы в своём саду вплотную занялись обновлением игровой среды в центре познавательно-исследовательский деятельности. Мы намеренно не делили среду на микроуголки, реализуя совершенно другой подход, но это тема отдельного большого материала. Если вам интересно, то в форме ниже выбирайте слово "Да":

А ещё на предыдущем фото я заметила горелку... Это сад с химическим уклоном? Или как? Вот куда мы "творчество", оказывается, применяем.

Так вот сейчас в продаже очень много классных материалов для детских исследований. Возвращаясь к пробиркам, мы закупили вот такие (на фото попали ещё пипетки и пинцеты этого же бренда).

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Я не могу сказать, где мы приобретали этот набор, и назвать бренд производителя, поскольку это не рекламный материал. Но посмотрите, во-первых, на размер и диаметр пробирок. Плюс каждая из них имеет крышку, что позволяет смешивать жидкости без опасения, что всё будет на полу и на ребёнке. Качественный пластик, привлекательный для ребёнка дизайн. Все пробирки размещаются на подставке. И главное, это безопасно. Естественно, стоимость такого набора - не 10 рублей, но относительно бюджета учреждения - она не так уж высока. Вы можете сказать, что "денег нет", но открою вам секрет: финансы на материально-техническое обеспечение образовательного процесса закладываются. Конечно, их количество будет разным, исходя из особенностей каждого конкретного учреждения, но финансы есть. Вопрос в другом: как расставляются приоритеты администрации. 

Вообще, современных материалов и оборудования для организации детской познавательно-исследовательской деятельности в настоящее время очень много, как-нибудь расскажу о них и покажу. Вот, например, лупы.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Они тоже адаптированы для использования детьми и даже имеют подставку, что позволяет ребёнку в процессе рассматривания оперировать обеими руками. Классно же? 

Но вернёмся к безопасности. 

Стекло в уголках экспериментирования встречается ещё и в виде ёмкостей для хранения

Альтернатива какая, спросите вы? Ничем не удивлю. Да, это пластиковые контейнеры. И многие сады уже давно перешли на этот вариант ёмкостей. Мне в комментарии любят писать что-то типа "За чей счёт банкет?". Образовательные учреждения так же в силах эти контейнеры приобрести, тем более, что, как говорится, с дивана вставать не надо. Озон, например, тоже сотрудничает с юрлицами. А цена вопроса очень невысока. Посмотрите на фото ниже:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

К организации этого центра есть пара вопросов, но в целом выглядит достаточно организованно и, главное, безопасно. Никакого стекла и странных компонентов, кроме одного, я не вижу невооружённым взглядом. Контейнеры здесь вообще пищевые, но все одинаковые. И подписи, хоть они и есть и мы их не любим, дополнены символами. Но всё-таки, лучше бы их снять. Возвращаясь к смежной теме: шумит уже не так сильно, правда? Кстати, лабораторная посуда здесь тоже пластиковая. Смотрите, не плохие пробирки. И ещё одна классная вещь - набор полых объёмных геометрических форм. Возьмите себе на заметку, я как-нибудь уделю им внимание.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ну вот тоже, да? Вроде бы одинаковые контейнеры, но какой-то хаос. И ещё мы о безопасности: одно неловкое движение, и контейнеры полетят вниз. Смотрите, высота полки позволяет поставить один контейнер на другой. С одной стороны, экономия места и организованность. С другой - при необходимости вынуть нижний, два контейнера взять будет не сложно. Ну и стекло мы видим ещё внизу. Остальное разобрать проблематично.

Сыпучие пищевые продукты типа риса и гречи в уголках экспериментирования

Я вообще противник использования круп в каких-либо детских активностях, кроме одной. Крупы могут находиться в уголках дежурства с целью ознакомления. С двумя условиями: герметичность упаковки и периодическая замена круп с целью не вырастить живность.

Даже предположить не могла, что когда-то напишу о безопасности игровой среды детского сада.-8

Про это фото и его содержание мы уже с вами беседовали. Сейчас про крупу. Крупы в уголках экспериментирования - это не только про опасность, потому ребёнку вполне может захотеться попробовать крупу не в каше, а сухой. Ребёнок может положить эту крупу и в нос, и в ухо. Стоит оно того?

Ещё что важно? Развитие в чём? Предположим, что крупа - это безопасно, и дети вашей группы имеют к ней беспрепятственный доступ. Что они будут с ней делать? Пересыпать? А, ну да, Это можно делать на участке в песочнице. А, ну да, рассматривать...

В комментариях вы пишете "хлам". Так и есть. Выше мы видели, сколько контейнеров одновременно находится в центре экспериментирования. Чем в реальности дети пользуются? Я транслирую подход, схожий с озвученным мной в материалах про "огород на подоконнике": несколько материалов, имеющих значительные визуально-тактильные различия. Ну до десяти хотя бы в старшем возрасте, если уж сильно хочется (закладываем ещё партию на смену). Главная наша задача - научить ребёнка сравнивать и анализировать. А что рис и греча? Ну да, визуально вроде бы отличатся. Но давайте тогда ещё принесём контейнеры с бурым и чёрным рисом? И зелёной гречки насыплем. В общем, вы поняли.

Растительное масло и уксус в уголке экспериментирования?

Смотрите на пузырьки внизу фото (потому что остальное нет сил даже обсуждать):

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Вода в спрее (интересно, кстати), растительное масло (здесь вопрос). Уксус? Стоит говорить, что за такие вещи очень серьёзно можно получить? Коллеги, воспитатели, как так? А администрация бывает в ваших группах? В том, что подобные вещества находятся в группах и в доступе детей - вина общая. Одни укомплектовали, другие не досмотрели (или видели, но не придали значения?). Грустно за коллег.

А теперь самое интересное, с чем разберёмся в одном из следующих материалов. Оно на этом же фото. Заметили? Набор "Лучистые кристаллы". Как считаете, безопасно и имеет место быть в группе детского сада? Вопрос очень непростой.

А пока, пожалуйста, поддержите эту статью лайком и репостом. Если есть, что сказать, велком, рада конструктивному диалогу. Ваша активность поможет донести озвученную информацию до коллег, которым, судя по всему, часто не хватает опыта и грамотных наставников. Иначе мы бы этот вопрос не обсуждали здесь.

Кстати, не забывайте про "колокольчик" в приложении Дзен. Он позволит вам первыми узнавать о выходе нового материала. Со мной можно дружить в ТГ, ссылку оставлю в закреплённом комментарии. Добра всем нам.

Если вы ещё не видели материалы о визуальном шуме в детском саду, вам сюда: