Фамильная связь Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Староярмарочного собора в Нижнем Новгороде.
Огюст Монферран и Августин Бетанкур
Я уже в прошлом моем рассказе сравнивала творения одного архитектора в двух разных городах. И решила сделать это снова, один из городов опять Нижний Новгород, а второй на этот раз - Санкт-Петербург.
Начнем с Нижнего Новгорода.
Первым объектом нашего интереса является Собор Всемилостивого Спаса и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Нижнем Новгороде. Далее будем звать его, как и все зовут - Староярмарочный собор. Он там для ярмарки и строился, как это ни странно. Странно потому, что он нисколько не ярмарочный, без кисточек и колпачков. Это грандиозный пример позднего классицизма в одном из самых его лучших воплощений. Ярмарка погудела и уехала, а он остался. То есть Ярмарка, конечно же, каждый год снова возвращалась. А Собор на любой торговой площадке нужен обязательно, чтобы всё хорошо продавалось, а потом, соответственно, грехи чтобы отпускались.
Соорудили это удивительное строение в основном два человека - Августин Бетанкур (инженер) и Огюст Монферран (архитектор). То есть. непосредственно сооружали, конечно же, многие и многие другие люди, имен которых мы не знаем. Но без этих двух Августов ничего бы не произошло.
До того, как я увидела этот собор, я о нем ничего не знала, к своему стыду. И, если бы мы не жили в двух шагах, то вполне могли бы его пропустить, а это было бы очень жаль.
Когда подойдешь и внимательно посмотришь на величественные классические фасады с портиками из 4 римских колонн, а сверху наблюдается довольно большой купол и 4 куполёнка, где то в глубине возникает мысль - он что то напоминает, я думаю, что если бы не был он весь белый, то параллель сразу бы возникла. Да, напоминает он Исаакиевский собор. Рука Монферрана, так сказать. Староярмарочный, конечно, не такой грандиозный, но фамильные черты - налицо.
Давайте теперь посмотрим на эти самые черты. Вот Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Четыре портика из 12 колонн каждый, огромный купол, полностью из металла, золочение его уникально, и 4 маленьких купольных колокольни, фиксирующие углы. Это придало впечатление исконной русской пятикупольности храму.
Точно то же мы можем наблюдать и в Нижнем. Можно это называть поздним классицизмом или русским ампиром, кому как нравится. Создавались оба эти храма приблизительно в одно и то же время, но Исаакиевский - в столице.
Поэтому над ним работали кроме двух вышеназванных зодчих еще и величайшие художники (Бруни, Брюллов, Басин) и скульпторы (Клодт, Пименов), и мастера мозаики, и резчики по камню. И даже кто то специально изобрел первое в России буксирное судно, а кто то построил первую в Питере железную дорогу. И еще способ, с помощью которого ВРУЧНУЮ вырезали из гранитного монолита 48 колонн идеальной формы. Августин Бетанкур спроектировал механизм для установки этих колонн на положенное место. Половина города ходила наблюдать за таким невиданным действом. Что уж там, вы разве не пошли бы?
Колонны никак не закреплены и стоят благодаря идеальной центровке и огромному весу. Мало того, их установили ДО постройки стен и самих портиков.
Небольшое уточнение - каменоломня называлась Пютерлакс. Просто слово мне показалось забавным.
А невообразимый купол по проекту Бетанкура и Монферрана поставили на уже бывшие пилоны, усиленные за счет других дополнительных конструкций. Да что там говорить. Дяденьки были всесторонне образованные, занимались деятельностью с невообразимо широким диапазоном.
Я здесь не стану распространяться об остальной деятельности Августина Бетанкура, поскольку, это тема для другого исследования. Личность его необъятна, а деятельность обширна.
Продолжим рассказ о двух классических братьях-храмах.
Беда с этими грандиозными сооружениями. Стоят они оба на сложных участках, которые подвержены паводкам и сползанию грунта в реку. Исаакиевкий сразу поставили на массивный фундамент, опирающийся на 24000 то ли сосновых то ли еловых свай. Дерево стало крепче камня со временем. А вот подсыпания грунта на 8 метров под Староярмарочным спустя несколько десятков лет оказалось недостаточно.
В этой связи абсолютно необходимо упомянуть имя Роберта Килевейна, который в конце 19 века собор спас. Поскольку Волга и Ока реки большие и могучие, они в течение времени подмыли насыпной грунт под собором (и всей ярмаркой) и ему грозило обрушение, в связи с чем даже думали его снести, тем более, какой то он нерусский. Но, купцы воспротивились, он им нравился, а кто же станет спорить с купцами. И Килевейн всё обследовал и придумал, как укрепить фундамент и стены - обратными арками. Спасибо талантливому человеку, тем более, что он спас не только этот храм, а и Рождественский, колокольня которого отклонилась и совсем уже собралась упасть (по той же причине).
Он же спроектировал и построил храм Александра Невского на Стрелке, на своеобразных плотах под фундаментом, на которых он стоит всем своим весом, и которые не позволяют ему уплыть.
Но мы снова вернемся в Санкт-Петербург. Когда вы видите в Исаакиевском соборе повсюду камень, не обманывайтесь, то есть камень то везде, но не всё построено из него. Там в очень многих местах конструкции металлические, просто потом облицованы легкомысленным каким нибудь камнем.
Легкомысленным в смысле конструктивном, а вот в художественном смысле - очень даже величественном. Какая там хозяйка медной горы, тут со всей страны, и еще из других стран, отовсюду, привезены редкие и дорогие каменные образцы, обработанные вдобавок искусными резчиками. Мраморы такие, мраморы сякие, порфирит ужасно редкий, красный. А при иконостасе - малахитовые и лазуритовые колонны. Стопятьсот видов камня. И при этом интерьер нисколько не пестр или лохмат. Каждый кусочек лежит там, где надо и подчеркивает то, что ему предназначено.
Короче, когда зайдете, быстро не уходите, Храм этот откроется вамсо многих сторон, ибо он многогранен. И загляните изнутри в купол. Если кто вдруг не знает, там в самом верху голубь расположен, маленький совсем, но на самом деле он в размахе крыльев 206 сантиметров. Такой двухметровый голубь.
Кому известно, что такое маятник Фуко и причем здесь Исаакиевский собор, пишите. (Если что, я даже видела его в действии, именно здесь, очень давно).
Огюст Монферран, может, и не очень много сооружений построил, но! зато каких. Александровская колонна на Дворцовой площади, а? Как вам кажется? Поднимали ее вместе с Бетанкуром. Снова опять два Августа во главе огромного количества людей и механизмов.
И раз уж я погрузилась в такие глубины, то, как оказалось, в Староярмарочном соборе в советские времена располагался склад, не знаю чего. На самом деле, где бы еще расположить склад, хотя, если подумать. стены толстые, окна - не пролезешь, склад он и есть. Только вот, зачем росписи сдирать, ну закрасили бы. Но, он выстоял и дождался реставрации.
И памятник Николаю I не поломали, посчитали гениальным инженерным сооружением. Авторство Монферрана, ну кроме коня и всадника, конечно.
Хорошо хоть, что в Исаакиевском сделали музей. И хранили его, не запустили.
Во время войны, чтобы купол не отсвечивал, покрасили его серой краской. И он выжил. Крепкий очень оказался, не смотря на критику при постройке. Краску потом смыли и стоит он, красивый такой. А у нас с вами есть возможность в наше время наблюдать оба эти прекрасные сооружения живыми и здоровыми, благодаря неравнодушным людям.
Спасибо, на этом всё.
Ладно, еще чуть чуть не всё. Слабо на колоннаду забраться? Я забралась и потом дрожала коленками, и все равно посмотрела на купол вблизи и на куполенков! И на прекрасный город. Но такой картинки не будет, потому что такое каждый должен посмотреть сам.
Теперь точно всё.
Спасибо всем, кто дочитал. Читайте дальше