Гневушевы, Котляровы (к Альбинским, Маловым). Родословная Гневушевых. Обобщение прочитанного.
Первое поколение.
1. Петр.
Дети:
2-1. Гневушев Василий Петрович (1828/32-1893).
Второе поколение.
2-1. Гневушев Василий Петрович[i] (1828/32-1893).
Места служения и должности:
Не позднее 1857 и не ранее 1861 – Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Ардатовский уезд, с. Репьевка, священник.
До 28.10.1878 – Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Ардатовский уезд, с. Сайгуш, священник.
28.10.1878-1893 – Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Симбирский уезд, с. Зеленовка, священник.
В 1893 по болезни согласно прошению уволен за штат.
Умер в 1893 г. в с. Зеленовка Смбирского уезда.
1876. Утвержден в должность законоучителя при местном сельском училище священник Ардатовского уезда с. Сайгуш Василий Гневушев.[ii]
Перемещен священник с. Сайгуш Ардатовского уезда Василий Гневушев согласно его прошению в с. Зеленовка Симбирского уезда 28 октября 1878 г.[iii]
1880. Пожертвование на учреждение в Симбирской духовной семинарии и епархиальном женском училище двух стипендий Августейшего имени Его Императорского Величества, в память 25-летнего славного Его царствования внесено св. Симб. Еп. С. Зеленовка Василием Гневушевым – 3 руб.[iv]
По представлению консистории Его Преосвященством 21 ноября 1880 г. разрешено употреблять в священнослужении набедренник священнику Симбирского уезда с. Зеленовка Василию Гневушеву.[v]
1893. Умер заштатный священник с. Зеленовка Симбирского уезда В. Гневушев.[vi]
Дети:
3-2. Гневушев Николай Васильевич (1856-1892).
4-2. Гневушев Михаил Васильевич (Макарий) (06.09.1858-04.09.1918).
5-2. Гневушев Федор Васильевич (1857-не ранее 1929).
Третье поколение.
3-2. Гневушев Николай Васильевич[vii] (1856-1892).
Родился в 1856 г. семье священника Василия Петровича Гневушева.
Некоторое время, в период до 22.09.1881 работал учителем в сельском училище с. Сайгуш Ардатовского уезда Симбирской губ.
22.09.1881-30.06.1882 – Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Сенгилеевский уезд, с. Трубетчина, псаломщик.
30.06.1882-1892 – Симбирская и Сызранская епархия, Симбирская губ., Буинский уезд, с. Малые Кармалы, псаломщик.
Умер в 1892 г.
Дети:
6-3. Гневушев Александр Николаевич (09.08.1886-29.04.1938).
4-2. Гневушев Михаил Васильевич (Макарий)[viii] (06.09.1858-04.09.1918).
Родился в с. Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии в семье священника Гневушева Василия Петровича.
Окончил Алатырское духовное училище, в 1878 г. Симбирскую духовную семинарию, в 1882 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения «Александрийская церковь».
Женат на Котляровой (Котляревой) Вере Андреевне (1852-28.11.1906). Ее отец – Андрей Семенович Котляров (Котлярев)(1818-до 1886), профессор духовной семинарии. Венчание состоялось 07.01.1881 в Царе-Константиновской церкви г. Киева. Место жительства: с 1882 по 28 ноябрь 1906 г. город Киев, Ярославская улица, дом 24 (22).
Умерла 28 ноября 1906 г. в 12 дня. Отпевание проходило в Софийском соборе.
Похоронена на Щекавицком кладбище, г. Киев.
26.07.1882-1883 – г. Киев, Киево-Подольское духовное училище, преподаватель русского и церковно-славянского языков.
1883-1885 – Волынская губ., Острожская учительская семинария, преподаватель, наставник.
1885-1890 – г. Киев, Киевское женское духовное училище, преподаватель.
1890-1907 – г. Киев, Киевская духовная семинария, преподаватель.
1907-1908 – Киевская губ., преподаватель, наблюдатель церковных школ Киевской епархии. В 1906–1908 – член Совета Киевского отдела Русской монархической партии, член Киевского отдела Русского собрания.
В ноябре 1907 г. овдовел.
02.1908-04.1908 – Киевская и Галицкая епархия, г. Киев, Златоверхо-Михайловский монастырь, иеромонах.
10.02.1908 – пострижен в монашество.
17.02.1908 – рукоположен во иеродиакона.
17.03.1908 – рукоположен во иеромонаха.
24.03.1908 – возведен в сан архимандрита.
04.1908-16.10.1909 – г. Москва, Высоко-Петровский мужской монастырь, архимандрит, настоятель.
В то время в Высоко-Петровском монастыре активно помогали рабочим, устраивали для них обеды, показывали просветительские фильмы, здесь находился филиал Варнавинского общества трезвости. Позже владыка Макарий вспоминал об этом периоде своего служения: «…всемерно работал, не страшась ни врагов, ни друзей, над освобождением, хотя и неполным, рабочего класса из цепких лап жестокого и чуждого русскому народу капитала. Для этого устроены мною были артели по производству солдатского белья и сапог».[ix]
16.10.1909-1914 – Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, архимандрит, настоятель, благочинный ставропигиальных монастырей.
В Новоспасском монастыре, по примеру Высоко-Петровского монастыря, им были учреждены Новоспасское Братство церковного пения и трезвости, которое к 1911 г. стало самым многочисленным (более 300 человек) и благоустроенным в Москве.
10.08.1914 – хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.
11.07.1914-28.01.1917 – Нижегородская и Арзамасская епархия, Балахнинское викариатство, епископ.
28.01.1917-26.05.1917 – Орловская и Севская епархия, епископ.
Однако вскоре после этого Святейшему Синоду была направлена телеграмма от Орловского комитета общественной безопасности, опубликованная в местной газете. В этой телеграмме содержалась просьба к духовной власти об удалении епископа Макария с занимаемой им кафедры. Макарий назывался «известным ревнителем старого режима», «сподвижником темных деятелей», говорилось, что он «неуместен и даже опасен в качестве иерарха при новом порядке» жизни.[x] В мае 1917 г. по требованию революционных элементов владыка был отправлен на покой как «несоответствующий духу времени».
1917. Соколов Сергей Михайлович. Иеродиакон Феодосий Печерского Нижег. монастыря. С 1877 г.р., сын губернского секретаря. Учился в Московском городском уездном учил. Холост. В 1913 г.5 авг. поступил в монастырь. В монашество пострижен 30 апр.1916 г. В 1917 г.9 февр. Преосвященным Макарием (Гнеушев,1914-1917 гг.) по У.Н.Д. Консистории за № 4809 рукоположен в иеродиаконы. Проходил монастырское послушание. Ф. 570. Оп. 559. Ед. хр. 54, 55 за 1917 г.[xi]
26.05.1917 – уволен на покой, проживал в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске.
01.1918 – после захвата власти большевиками переведен в Вяземский Спасо-Преображенский монастырь.
12.08.1917-22.08.1918 – Смоленская и Дорогобужская епархия, Вяземское викариатство, епископ.
Награды:
11.05.1895 орден св. Анны 3-й степени.
06.05.1904 орден св. Анны 2-й степени.
06.05.1909 орден св. Владимира 4-й степени.
1914 орден св. Владимира 3-й степени.
06.05.1916 орден св. Анны 1-й степени.
Общественная и политическая деятельность.
Уже в начале 1900-х годов Михаил Васильевич получил известность не только на педагогическом поприще, но и благодаря своей активной миссионерской деятельности.
В 1902 году, как один из самых известных педагогов, Гневушев стал инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».
С самого начала М.В. Гневушев принимал активное участие в монархическом движении. К 1906 году он был уже членом Совета Киевской Русской монархической партии, а также членом Киевского отдела Русского Собрания (РС). 3 июля 1906 года в отделе РС он сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных областях. Доклад было решено напечатать, так как, по утверждению председателя Киевского отдела РС Бориса Михайловича Юзефовича, он «вызвал единодушное сочувствие и одобрение слушателей правдивым, кратким и ясным изображением общественного настроения в пределах обильно населенных евреями западных окраин России».
Автор пришел к выводу, что главным виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения является еврейство. «В течение многих веков, образовав при помощи кагала могущественный союз, евреи, в конце концов, захватили в свои руки главные нити политической, экономической и общественной жизни европейских народов, не исключая и русского. Завладев почти всею печатью, они настойчиво влияют на общественное мнение, слагают его согласно своим интересам, нисколько не стесняясь средствами к достижению намеченных целей», – утверждал М.В. Гневушев. Именно пагубная деятельность евреев, а отчасти и поляков, по его убеждению, привела к распространению революционных идей, под влиянием которых «значительная часть учащейся молодежи стала в ряды «освободителей» и, выйдя из условий нормальной жизни, превратилась в послушное орудие революционных и анархистских партий. Современное состояние высших и значительной части средних учебных заведений крайне безотрадно и ничего не обещает не только в ближнем, но и в более или менее отдаленном будущем».
Однако главная вина в распространении крамолы, по убеждению докладчика, лежит не на евреях, а на правительстве и местных властях, прежде всего на главе правительства – Витте, ибо «как центральное правительство, так и большинство местных органов его оказались настолько терпимыми в отношении к разрушительным левым партиям, что мирное, на почве закона живущее общество попало как бы под иго этих левых партий». Власти, напротив, подвергают незаслуженным стеснениям и ограничениям правые партии, «отменяются, в угоду евреям, освященные обычаем и установленные Церковью, крестные ходы, отбираются произведения так называемой «черносотенной литературы», обличающие клевету и ложь еврейской печати».
В докладе даже содержалась вполне определенная угроза в отношении власти. Если сохранится «терпимое отношение правительства к революционным партиям», то монархическая партия, предупреждал докладчик, будет вынуждена искать поддержки «со стороны народных масс». Автор доклада от имени киевских монархистов потребовал от властей укротить деятельность революционеров и навести порядок. Времени на раскачку, говорил он, нет, ибо доверие к правительству колеблется, «во многих местах народное озлобление против местных властей, охраняющих еврейские интересы преимущественно перед всеми другими, сдерживается с великим трудом». Отставка правительства Витте породила у черносотенцев надежды на изменение политики – «монархическая партия надеется, что нынешнее правительство своим открытым и прямым образом действий, на основах русской исторической жизни, спасет современную Россию от угрожающих ей ужасов внутренних междоусобий», – заявил в заключение своего доклада Гневушев.
Осенью того же года Михаил Васильевич принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских людей (или Всероссийский съезд Людей Земли Русской), который проходил в Киеве 1-7 октября 1906 года. На съезде он был делегатом от Киевского Союза русских рабочих. По окончании съезда от имени хозяев – киевлян – он сказал прощальное слово приезжим депутатам. Как делегат рабочей монархической организации Гневушев участвовал также в работе 4-го Всероссийского съезда Русских людей (или Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), который проходил в Москве с 26 апреля по 1 мая 1907 года. На этом съезде он выступал с речью о необходимости объединения монархистов. Мы стоим перед смертельной опасностью, пред нами раскрывается пропасть, говорил М.В. Гневушев, и указывал на «язвы нашего времени», особенно на тот позорный факт, что многие русские сделались предателями своего народа, забыли все русское и относятся к нему хуже врагов. «Русским людям нужно серьезно приняться за объединение всех духовных сил народа для спасения родины и для устройства ее дальнейшей жизни на исконных патриотических началах».
В 1907 году Михаил Васильевич был избран председателем только что созданного Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа (впоследствии, после переезда в Москву, он оставался почетным председателем отдела). В это же время он был назначен на ответственную должность наблюдателя церковных школ Киевской епархии.
Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. М.В. Гневушеву Господь уготовал иное служение. В том же 1907 году он овдовел. Сделав необходимые распоряжения по семейным и имущественным обязательствам, 11 февраля 1908 года Михаил Васильевич принял постриг с именем Макарий, и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре 50-летний о. Макарий был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря и возведен в сан архимандрита.
В период с 5 по 13 июля 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре проходил монашеский съезд, на котором был согласован перечень основных мер по благоустроению монастырской жизни. Архимандрит Макарий принял самое деятельное участие как в подготовке этих решений, так и в их претворении в жизнь. В одном из докладов в Московскую синодальную контору он писал: «Переживаемое Православной Церковью время — одно из самых тяжелых в истории христианства. Против Церкви ополчились все главные силы: Государство — в лице высших законодательных учреждений и Правительства; Общество и Наука — в лице так называемого просвещенного, образованного общества, высших учебных заведений, не исключая, в известной степени, и духовных академий; посредством средних учебных заведений будущие поколения подготавливаются к противоцерковной, противорелигиозной жизни. Необходимо собрать воедино еще способные к действию силы, которые, опираясь на здоровые начала в народе, могли бы противодействовать силам, ополчившимся на Церковь…
В Москве он продолжил свое общественное служение, став активным участником монархического движения и ближайшим сподвижником председателя Русского монархического союза протоиерея Иоанна Восторгова (будущего священномученика), с которым с той поры делил успехи и неудачи, радости и скорби. Скорбей, надо заметить, было больше. Архимандрит Макарий принимал также участие в создании право-монархического Братства Воскресения Христова, был членом его Правления. Братство взяло на себя организацию православного окормления русских переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, о. Макарий активно участвовал в деятельности теоретического клуба монархистов Москвы – Русского монархического собрания, где часто выступал с докладами. 12 ноября 1909 года он был избран кандидатом в члены Правления Собрания, а затем стал членом Правления.
Обязанности нового настоятеля Высокопетровского монастыря не ограничивались одним лишь управлением обителью. Архимандрит Макарий принимает активное участие в общественной и церковной жизни Москвы. Соучаствует в учреждении православных братств, говорит проповеди на их собраниях, является членом совета и правления Братства во имя Воскресения Христова. Он характеризовался современниками как блестящий оратор-проповедник и выдающийся миссионер. В его проповедях звучала боль за людей, отступивших от веры, попиравших национальные основы общественной жизни. Всеми силами и средствами он пытался направлять православных на противодействие разлагающему влиянию революционных идей.
Архимандриту Макарию Святейшим Синодом поручается проведение различных ответственных мероприятий. Так, он был назначен главой депутации московского духовенства на похороны святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 100-летнюю годовщину со дня рождения Н. В. Гоголя митрополит Владимир, архимандрит Макарий и другие настоятели монастырей отслужили панихиду на могиле писателя в Даниловом монастыре.
Архимандрит Макарий был членом монархических организаций. 1 февраля 1909 года во главе представителей Русской монархической партии, Русского монархического собрания и московского «Союза русского народа», председателем которых был протоиерей Иоанн Восторгов, он встречал на Курском вокзале царский портрет — дар государя Николая Александровича монархическим союзам Первопрестольной столицы.
Вскоре архимандрит Макарий вступает в должность председателя московского «Союза русского народа», принимая участие во всех собраниях этого монархического общества. Так, например, он возглавляет в Епархиальном доме собрание, посвященное 200-летию Полтавской битвы.
В 1908-1909 монархическое движение Москвы потряс целый ряд расколов и скандальных заявлений. Группа деятелей монархического движения предприняла попытку отстранить от руководства правыми союзами Москвы протоиерея Иоанна Восторгова и архимандрита Макария. В июне 1908 года в результате интриг и внутренних распрей они вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете Союза Русского Народа.
В этих условиях группа сторонников протоиерея Восторгова и архимандрита Макария решила провести монархический съезд, который бы снял все вопросы и подтвердил легитимность этих видных деятелей правого движения.
Съезд проходил в Москве с 27 сентября по 4 октября 1909 года. Форум монархистов приветствовал Государь, написавший, что знает готовность монархистов «верно и честно служить Мне и родине в строгом уважении законности и порядка».
Яркие и искренние речи и проповеди архимандрита Макария заставляли людей прислушаться к зову Церкви — спасти Отечество и православную веру от надругательств и попрания революционеров. На съезде московского «Союза русского народа» 27 сентября 1909 года архимандрит Макарий говорил: «Революция ушла в подполье, но левые организации деятельно работают, подготовляя новую атаку. Все их заботы устремлены на то, чтобы по возможности развратить народ, глумясь над Церковью и ее обрядами, чтобы убить в народе религиозное чувство и уважение к святыне. До тех пор, пока Церковь оказывает свое спасительное влияние на народ, революционеры бессильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь поддерживает в нем любовь и преданность к Отечеству и Престолу… Пусть работа наша будет совершена в мире. Нам нужно иметь твердую основу для противодействия темным силам. Не для суда или сведения счетов собрался этот съезд, а для того, чтобы сплотить нас в дружной работе, и тогда мы не уступим врагу и устоим. В мире, любви и взаимной преданности приступим к нашему делу…»
Съезд принял ряд актуальных для монархического движения документов, а также решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя протоиерея Восторгова и архимандрита Макария.
1909 года, вернувшись из Вильны со съезда православных братств, он выступил с речью в многолюдном собрании московских монархистов. Он говорил о «горьком чувстве», которое вынес из этой поездки, в связи с тем, что «православное население сдавлено польскими тисками и должно отрекаться от своей веры; русские угнетаются и евреями, сосредоточившими в своих руках всю торговлю и ремесла». Монархисты Москвы после его доклада приняли решение поддержать русских людей в Западной Руси, которые ведут неравную борьбу с еврейским и польским засильем.
В 1910-м году Новоспасское братство церковного пения и трезвости было принято в учрежденное еще в 1909 году Московское братство во имя Воскресения Христова. Целью этой организации было всемерное укрепление православной веры в обществе путем просветительской, проповеднической, миссионерской и благотворительной деятельности. В 1910 году под руководством архимандрита Макария был осуществлен капитальный ремонт Никольского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние, с пристройкой к нему с северо-западной стороны обширного молельного зала. После переустройства монастырский храм стал вмещать 2000 человек, и в нем стали проводиться ежедневные религиозно-нравственные чтения для народа. Просветительская деятельность, которой занимался архимандрит Макарий, обширное монастырское хозяйство и руководство братией отнимали все его время.
Архимандрит Макарий внимательно следил за всеми событиями общегосударственной и церковной жизни, и по возможности сам принимал в них активное участие. 12 мая 1910 года он подал донесение в московскую контору Святейшего Синода, в котором выразил свою боль по поводу происходящего в Белоруссии. После провозглашения в 1905 году закона о свободе вероисповедания здесь вследствие попустительства властей начался процесс массового окатоличивания населения. В это тяжелое время православные иерархи Белоруссии в целях борьбы с католической экспансией предприняли перенос мощей преподобной княгини Евфросинии из Киева, где они почивали 700 лет, в ее родной город Полоцк. Архимандрит Макарий принял участие во всех церковных торжествах, связанных с перенесением мощей и происходивших 18–22 мая 1910 года.
За это по сути дела миссионерское путешествие архимандрит Макарий был удостоен звания почетного члена Полоцкого церковного братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. В декабре 1910 года он выступил с инициативой создания в Москве особого общества для постоянной помощи западно-русскому православному населению.
Последней миссионерской акцией настоятеля в Новоспасском монастыре стала организованная и возглавленная им паломническая поездка 700 членов монастырского братства трезвости и церковного пения в города Киев и Чернигов на поклонение святыням.
В апреле 1912 года архимандрит Макарий был избран в состав Устроительного совета Всероссийских съездов. Он участвовал в работах Пятого Всероссийского съезда Русских людей, который проходил в Петербурге 16-20 мая 1912 года. На форуме о. Макарий был избран одним из товарищей председателя Съезда. В день открытия Съезда он выступил с речью, в которой призвал всех монархистов к объединению «в плотную, несокрушимую рать». На Съезде он был членом Комиссии по церковным вопросам наряду с депутатом Государственной Думы Г.А. Шечковым и киевским профессором Петром Васильевичем Никольским. От имени Комиссии он выступил 16 мая с докладом, в котором для противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» комиссия советовала повсеместно учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ. Комиссия также выступила против частых перемещений епископов, которые из-за этого не успевают толком ничего сделать, высказывалась за изъятие церковных вопросов из ведения Государственной Думы, где решения принимают в том числе и иноверцы. В последний день работы Съезда архимандрит Макарий произнес проникновенное слово, обращенное к русской женщине, которая может «внести свою любовь в монархическое дело, чтобы смягчить остроту борьбы, чтобы ободрять уставших в борьбе». Завершил он свою речь снова призывом к объединению, напомнив, что враг не дремлет.
В 1912 году архимандрит Макарий был избран председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную Думу.
В 1913 году во время посещения первопрестольной столицы государем императором Николаем Александровичем с августейшей семьей было запланировано и посещение Новоспасского монастыря, где в подклете Спасского собора покоились бояре Романовы.
26 мая 1913 года Новоспасская обитель во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским) встречала августейшую фамилию. На следующий день по Высочайшему повелению архимандриту Макарию был пожалован крест с украшением из кабинета Его Величества.
Епископ Макарий (Гневушев).
Полный с изменениями материал о Гневушевых и о породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ
[i] СЕВ. 1878. № 22. Стр. 623. СЕВ. 1893. № 20. Стр. 333. СЕВ. 1893. № 22. Стр. 379.
[ii] СЕВ. 15.11.1876. № 22. Стр. 492.
[iii] СЕВ. 15.11.1878. № 22. Стр. 623.
[iv] СЕВ. 15.04.1880. № 8. Стр. 284.
[v] СЕВ. 01.12.1880. № 23. Стр. 602.
[vi] СЕВ. 15.11.1893. № 22. Стр. 379.
[vii] СЕВ. 1881. № 19. Стр. 548.
СЕВ. 1882. № 14. Стр. 282.
СЕВ. 1892. № 7/8. Стр. 94.
[viii] По материалам: РПЦ Московский патриархат Липецкая митрополия http://mitropolia-lip.ru/zhitie-svyashchennomuchenika-makariya-gnevusheva-episkopa-orlovskogo-1918
Высоко-Петровский мужской монастырь https://vpmon.ru/
РПЦ Московский патриархат Липецкая митрополия. Монахиня Ангелина (Нестерова). Священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский. Последние годы жизни, как пример служения Церкви и народу. http://mitropolia-lip.ru/svyashchennomuchenik-makariy-gnevushev-episkop-orlovskiy-poslednie-gody-zhizni-kak-primer-sluzheniya
Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской. Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дегтева.
Сайт Нижегородской митрополии http://nne.ru/saints/svyashhennomuchenik-makarij-gneushev-episkop-orlovskij-nastoyatel-pecherskogo-monastyrya-1918/
[ix] Епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев). «Правда и беспристрастие – основа и источник истинной свободы». Открытое письмо. – Орловский вестник. Орел, 1917. № 80. Стр. 3. Цит. по: Российское духовенство и свержение монархии… Стр. 107.
[x] Орловский вестник. Орел, 1917. № 78. Стр. 3. Цит. по: Российское духовенство и свержение монархии… Стр. 108.
[xi] Лысковская епархия. http://lyskovskaya-eparhya.ru