В Новосибирской области в одной из деревень журналисты обнаружили необычный музей - музей самодельных копий танков. Группа местных жителей стали вручную делать из старого железа образцы военной техники.
Образцы изготовлялись в своих натуральных размерах - и этот самодельный музей под открытым небом тоже участвует в написании всемирной истории танков. Эту историю пишут в разных странах, вспоминают проекты прошлого - и многие из этих проектов выглядели весьма удивительно. Чего только не придумывали военные конструкторы…
Например, в эпоху Первой мировой войны много необычных идей пытались реализовать в США. Один из проектов довольно сильно напоминал удивительную военную машину из иллюстраций к рассказу «Сухопутные броненосцы» знаменитого английского писателя Герберта Уэллса.
Этот рассказ был опубликован в 1903 году, и в нем живописно изображалось, как в войнах будущего огромные бронированные машины ползут на вражеские позиции.
«Там атаковали железные черепахи – четырнадцать машин выстроились в линию на трехмильном участке и шли вперед со скоростью бегущего человека, методически расстреливая и рассеивая всякий возникающий очаг сопротивления». (Герберт Уэллс. «Сухопутные броненосцы»)
Десять лет спустя американский инженер Бест построил эту странную машину, похожую на перевернутую лодку.
Вес танка составлял 15 тонн. В 1915 году машина прошла удачные испытания и даже была принята на вооружение американской армии.
Но нет никаких упоминаний о том, что танк Беста участвовал в какой-либо реальной войне - или что он был в каких-то американский частях, прибывших в Европу после того, как США вступили в Первую мировую войну.
Но самым необычным американским проектом того времени стало идея «скелетного танка» (Skeleton Tank). Корпус танка крепился на стальных трубах между рамами, и все это напоминало сооружение из детского конструктора.
Предполагалось, что «дырки» - пустоты между трубами - снизят вес, и снаряды будут пролетать через танк, не повреждая его. Но военные этот проект забраковали.
Тем временем к концу Первой мировой войны уже стали появляться и танки, напоминающие привычную для нас бронетехнику - например французский танк Renault.
И любопытный пример такого направления как миниатюризация бронетехники - это машина, изобретенная тогда же в России. Весной 1915 года начались испытания танка Александра Пороховщикова - под названием «Вездеход».
Танк успешно прошел испытания. Но косность чиновников не дала реализоваться проекту, хотя Пороховщиков обещал сделать танк, способный двигаться и по земле и по воде.
Многие военные эксперты считают, что если бы в России был налажен массовое производство таких танков, это могло бы кардинально изменить обстановку на поле боя. Русской армии удалось бы более эффективно противостоять наступлению немецких и австрийских войск – и никто не знает, как бы выглядела тогда в итоге линия фронта.
Были интересные находки и у других российских инженеров – но эпоха танков в России тогда еще не наступила, это произойдёт лишь в 30-е годы. Тогда в стране стало бурно развиваться танкостроение и советские инженеры экспериментировали с самыми разными формами и размерами бронетехнике.
Один из самых удивительных проектов – тяжелый танк Т-35, единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно. «Сухопутный линкор», как его часто называли, был впервые продемонстрирован во время Первомайского парада на Красной площади в Москве в 1933 году.
Многие эксперты говорят, что ни в одной стране танкостроители в то время не попытались создать нечто подобное.
Экипаж составлял 11 человек. Перевозить такую махину по железной дороге оказалось делом затруднительным, и в итоге эти машины были сконцентрированы в бригаде тяжелых танков, предназначенной для обороны подступов к Москве.
Т-35 участвовали в Великой Отечественной войне, но быстро выяснилось, что проект оказался неудачным. Слабое бронирование делало танк уязвимым, а огромные размеры и низкая подвижность превращали его в удобную мишень.
Последнее применение танков Т-35 было отмечено во время битвы за Москву в конце 1941 года. Тем не менее внушительные и импозантые пятибашенные гиганты продолжали фигурировать на агитационных плакатах.
Такие плакаты появлялись и в 1943 году - когда в войсках уже давно не осталось ни одного танка Т-35.