"Уже год ходим,-сетует мама,- а результаты почти нулевые. Что нам делать?"
На практике я встречалась с разными родителями, и было очень много тех, кто, приходя из других центров, жаловались на очень длительную коррекцию и/или отсутствие результата. Что тут сказать-можно только головой покивать или стараться поддержать родителя, но я не предпочитаю ни то, ни другое. Ибо за отсутствием результата часто кроются очень много причин, которые, как правило, дают о себе знать только в процессе коррекции.
Я пришла к выводу, что результаты от коррекции (в большинстве случаев) не дают о себе знать по нескольким причинам:
- Профессионализм специалистов. Да, я поставлю этот пункт на первое место, ибо многие специалисты, не получив должного опыта и навыков работы с детьми с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) бегут в частную практику. При этом нужно отметить, что в нашей работе очень много нюансов и мелочей, понять которых можно только спустя несколько лет интенсивной работы с детьми.
- Степень тяжести нарушения. Частая ситуация- "Вы соседнему мальчику поставили звук за 5 занятий, нам тоже так надо!". А так уже будет с наименьшей вероятностью, ибо у того мальчика совсем другое строение артикуляционного аппарата, состояние тонуса мышц, дыхания и т.д.. Поэтому, возможно, нужно будет не 5 занятий, а целых 15. И каким бы профессионалом не был специалист, он не назовёт Вам точное количество занятий. Ибо специалист это человек, а не чародей.
- Количество занятий в неделю. Если двухлетнему ребёнку с ЗРР хватит и 2 занятий в неделю, то ребёнку 4х лет понадобится больше, т.к. нужно быстро "догонять" норму.
В том случае, если у ребёнка алалия, то вариант 2 раза в неделю по 1 занятию не приведут к должному результату.
А если нарушено понимание речи или у ребёнка РАС, то тут требуется комплекс занятий- это и сенсомоторная коррекция, и АВА-терапия, и дефектология, и нейропсихология.
- Отработка домашнего задания. Вот здесь мы чаще всего встречаемся с трудностями, ибо дома ребёнок "не слушается", родители много работают или другая причина. А ведь без ежедневной практики ничего не получится.
Я привела пример основных причин отсутствия результатов от занятий со специалистом. Если у Вас были подобные случаи, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
С уважением к Вам и к Вашей семье, Миляуша Дворянова, логопед-дефектолог, руководитель Нейрологопедического центра "Логослов".