Найти тему
Ирина Минкина

Размышления в день православной Троицы

Сегодня православный праздник Троицы. По сути говоря, день празднования нашей Церкви как института. Как того самого корабля, на котором верующие надеются обрести спасение. 

Хотелось бы на самом-то деле о многом поразмышлять в этот день. 

Начну, наверное, с тех событий, которые оказались приуроченными к Троице в этом году. 

Во-первых, накануне праздника икону «Троица» Андрея Рублева привезли в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Привезли ее в специальном киоте, который позволяет поддерживать оптимальные условия для хранения этой иконы.

Помню, сколько криков было у наших прогрессивных представителей культуры: мол, всё, пропала икона. Мол, загубят церковники шедевр.

Да уж… Эти же самые кричащие, вероятно, не в курсе, сколько самых разных шедевров иконописи, зодчества и архитектуры Церковь в настоящий момент сохраняет в нашей стране. Кстати, в плотном взаимодействии с профильными специалистами. С реставраторами, архитекторами, музейными работниками и Бог ещё знает кем. Так что всё возможно, если только захотеть. 

Помню, кстати, как одна моя читательница в комментариях к моему тексту про «Троицу» Рублева написала следующее: мол, я вот неверующая. И я даже помыслить себе не могу, чтобы войти в храм. И как прикажете мне, моим детям и моим внукам теперь смотреть «Троицу»? На что я ответила: если вы настолько не принимаете Церковь, что даже зайти туда не можете (ноги не несут), то зачем вам рублевская «Троица»? Ну вот что она вам даст? Она ведь вся соткана из православия. Она и есть - воплощенное в образах православие. Зачем вам она нужна? Вы ведь в таком случае вполне можете посмотреть любой другой музейный список этой иконы, коих в России великое множество.

А про детей и внуков я заметила лишь то, что одна неверующая бабушка не может решать на поколения вперед, кому в ее семье в кого верить. Жизнь - чрезвычайно сложносочиненная штука, и вполне может быть, что внук такой вот бабушки будет каким-нибудь послушником, и, может, даже в той же Лавре. А может, он будет иконописцем. Будет делать списки «Троицы»… Жизнь - она ведь именно такая. Скажи: никогда и ни за что - и получишь именно это. Жалко, что бабушка, дожив до статуса бабушки, так этого и не поняла. Ну Господь милостив: может, поймет еще…

Кроме этого, аккурат под сегодняшний праздник пришла новость о том, что патриарх Кирилл ходатайствовал об освобождении из заключения на Украине митрополита УПЦ Ионафана Тульчинского и Брацлавского. Там с ним была какая-то совершенно дикая история. Я смею предположить, что в итоге митрополита включили в недавний большой список на обмен пленными. Где-то мельком пробегала информация, что готовится большой обмен и что туда будут включены и некоторые украинские политзаключенные. Думаю, что митрополит Ионафан - как раз их числа. Такие у меня предположения. Предположения, повторюсь. 

И вот ещё что. Первым человеком, поздравившим меня сегодня с праздником Троицы, был… мусульманин. Это очень приятно. Это на самом деле, в моем понимании, так и должно быть. Я вообще с некоторых пор стараюсь в своих текстах поздравлять наших соотечественников-мусульман с их важными праздниками. И в ответ получаю много живых откликов. Мне кажется, это правильно. Это, на мой взгляд, более мудрый шаг, чем поиск различий и оттаптывание на них. У нас у всех есть на чем поконфликтовать. Только вот зачем? 

Нас в России объединяет наша земля. Мы все тут живем. Мы все в этом смысле русские. Просто у меня нет другого определения. А у кого-то - есть. Кто-то - русский и одновременно татарин. Кто-то - русский и одновременно башкир. И так далее, и так далее… Но все мы, живя в России, мы все - часть огромного многонационального русского мира. Разве это плохо? По-моему, это прекрасно. И в этом смысле наша страна - это и есть воплощение той самой Троицы, которая сегодня отмечается православными. Вроде бы есть три ипостаси Бога - но в то же время Он един. Так и с нашими народами в России: нас много разных - но все мы один большой русский мир.

В этом наша сила. В этом наша даже в некоторой степени непознаваемость для той совокупности людей, которые в очередной раз решили бросить нам вызов. Когда враг, к примеру, слышит тувинскую речь и ничего в ней не понимает, то это - да, часть русского мира. Пускай знают. И якуты, переговаривающиеся на фронте на своем языке, - это тоже часть русского мира. Пускай враг знает, что он ничего о нас не знает. 

Да, сейчас русский мир немножко болеет. Есть некоторые его представители, которые предали этот мир и ввиду этого ненавидят его. Но с этим мы обязательно разберёмся. И тот самый митрополит Ионафан, которого мы вытащили из ада на земле, еще вернется обратно - приводить в чувства болезных духом. И рублевская «Троица» еще поедет в ту, другую Лавру, которую сейчас мучают бесноватые.

Но Бог поругаем не бывает - и всё это пройдет. Всё будет именно так, как мы любим. Мы с Богом, да на своей земле и со своими людьми. Так чего нам бояться? 

С праздником всех.