В конце XIX века в 6 километрах к северо-востоку от Кесарии, в месте, называемом тогда Шуни, был обнаружен гранитный постамент с латинской надписью:
M(arcum) Fl(avium) Agrippam Pontif(icem) II viral(em) col(oniae) I (primae) Fl(aviae) Aug(ustae) Caesareae oratorem ex dec(urionum) dec(reto) pec(unia) publ(ica)
«Марку Флавию Агриппе, священнику, дуумвиру Колонии Прима Флавия Августа Кесарийская, оратору по указу декурионов (этот памятник был воздвигнут) за государственный счет.»
К. Зангемайстер (Zangemeister) предположил, что в надписи идет речь о сыне Иосифа Флавия. У Иосифа сына Мататьяху (יוסף בן מתתיהו), более известного как Иосиф Флавий, было трое сыновей: Флавий Гиркан, Флавий Симонид Агриппа и Флавий Юстус.
Статус Колонии Прима Флавия Цезарии был дарован Кесарии Веспасианом, и находящееся в 6 километрах Шуни входило в границы колонии. Древнее название Шуни было Ма’амас или Маймас, происходящее от слова «маим» - вода на иврите. Это место издавна было известно своими источниками.
Исследователи сходятся во мнении, что надпись на постаменте относится ко времени правления Траяна или Адриана. Сын Иосифа, Флавий Агриппа, родился в 77 или 78 году, и должность дуумвира он должен был получить уже во взрослом возрасте. Соответственно, постамент и не дошедшая до нас статуя были воздвигнуты в самом начале II века.
Иосиф бен Матитьяху пишет, что его род происходил от священника Иегоиарива, которого царь Давид поставил во главе первой из 24 священнических чред, поочередно служивших в Храме. Ко времени, когда был воздвигнут данный постамент, Иерусалимский храм должен был по меньшей мере уже три десятилетия как лежать в руинах. Имели ли право иудейские коэны именоваться в документах римских колоний как pontifex? Кроме того из текста Иосифа Флавия мы знаем, что его сына звали Флавий Симонид Агриппа, что не полностью совпадает с именем на колонне Марк Флавий Агриппа.
Данный постамент сегодня выставлен во внутреннем дворе музея Рокфеллера в Иерусалиме. И хотя данный артефакт был найден более века назад, в научной дискуссии так и не поставлена точка, что речь идет именно о сыне Иосифа Флавия. Поэтому мой вывод не отличается от заголовка: "Постамент, возможно, с именем сына Иосифа Флавия".
Текст заметки впервые опубликован в Фейсбуке 23 июня 2022 года и отредактирована 23 июня 2024 года.