Праздник Троицы или Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Почитала про Троицу, оказывается это целая неделя праздников. Некоторые из дней, например, отмечались во избежание засухи. А Петровское заговенье вообще посвящен проводам весны. Собственно Троица и завершает цикл весенних праздников.
Я помню в детстве в это время мы зачастую уже были на каникулах у бабушки. Через дорогу от нашего дома стоял березняк, небольшая березовая роща, и на Троицу бабушка, мама и тетя, ходили рвать березовые ветки на веники. Я тогда, да и сейчас тоже, не понимала смысле этого действа. Точней, даже не связывала как-то церковные традиции и заготовку веников. Ну вообще где праздник, а где веники? Помню, мне говорили, что после этого праздника листья у берез становятся уже жесткими и не подходят для бани. Странно.
Кто знает, как заготовка веников связана с празднованием Троицы? Расскажите. Я прочла лишь то, что Троица связана с культом природы и в момент празднования природа переживает свой пик расцвета.
Троица Андрея Рублева
Добавлю ложку дегтя в праздник. Я противник перемещения иконы. Не потому что не адепт веры. Тут я занимаю позицию бережного отношения к сакральным ценностям, коим является список Андрея Рублева. Придерживаюсь мнения, что для начала нужно ее отреставрировать полностью, затем уже перемещать. В прошлом году после праздника Троицы икону отправили в реставрационные мастерские. Результаты заседания реставраторов, кстати, не помню, что бы озвучивали. Помню информацию, что заседание по результатам осмотра иконы состоялось, но дальше тайна, покрытая мраком. Надеюсь, что я ошибаюсь, и список в достаточно стабильном состоянии, чтобы его перемещать из помещения в помещение. Что все соответствующие службы делают максимум для сохранения списка в целости и сохранности. Ну не совсем же они безответственные и глупые люди?
Как же представлен этот праздник в искусстве?
Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок — то будя женишок
А в живописи есть картины художников, связанные с Троицей и инициацией девушек. Здесь мне проще, я понимаю, что весна для девушки - период становления и инициация - переход во взрослое состояние. Готовность к браку. Так же как природа, набрав силу, готова к рождению и созреванию плодов.
Троицын день
Как раз показывает девушку в Троицын день перед инициацией. Роскошный наряд невесты и легкая грусть прощания с детством. Первый повод задуматься о будущем.
В картине художник показывает все атрибуты праздника. И березовая веточка. И иконки с горящей свечой за спиной. И, вероятно, небольшая книжка (знающие подскажите, как правильно называется книга с молитвами).
Картина кажется достаточно контрастной, хотя написана в весьма сдержанной цветовой гамме. Тут нет разноцветная. Фон - комната избы темный и практически однотонный. Детали интерьера едва угадываются. Весь основной контраст построен на отношении красного и белого цветов девушки. Белый цвет блузки, с одной стороны, успокаивает красный, делает его более сдержанным. С другой стороны, добавляет ему чистоты. Дополняющий красный цвет - зеленый, - находится за окошком. Именно поэтому наши глаза движутся как маятник от красного к зеленому и тут же поднимаются к лицу девушки.
Невесты. Троицын день
Обратите внимание как художница провела параллель между березками и девушками. Девушки сидят рядком на фоне березовой рощи.
С одной стороны кажется, что цветовые отношения в этой картине построены так же, как и в картине Журавлева, но нет. Обратите внимание, что зеленого практически нет. В зеленый цвет добавлен серый, чтобы контраст его с красным свести к минимуму. Зато выделяются синие полосы на платьях девушек. Самая контрастная первая девушка в нарядном жилете. Не иначе, как первая красавица на деревне.
Картина выглядит динамичной за счет перспективы и за счет поворотов головок девушек в разные стороны. А посмотрите на выражения лиц девушек. Они отражают разные эмоции, что тоже придает им динамики.