45,2K подписчиков

Легендарные фирменные поезда СССР

4,1K прочитали

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.

Железнодорожный транспорт советского периода был самым простым и идеальным видом транспорта, который к тому же был финансово доступен практически каждому, кто, так или иначе, пользовался услугами железнодорожников.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.

Пассажирские поезда считались одним из наиболее безопасных видов транспорта, и путешествовать на нем любили не только дети, но и взрослые.

Но даже в этой сфере была категория, так называемых фирменных поездов, которые отличались в первую очередь скоростью доставки и условиями комфорта.

Прокатиться на фирменном поезде могли далеко не все. Во-первых, цена на билеты была почти в два раза выше, да и самих поездов было не так много, поэтому достать билеты, особенно в сезон летних отпусков могли себе позволить только люди со связями и деньгами.

Фирменные поезда формировали с особой тщательностью, так как за один рейс бригада проводников одолевала расстояние в несколько сот километров.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-2

На работу в качестве проводников, механиков-электриков и начальников поездов отбирали только самых опытных и дисциплинированных.

Эти поезда часто проверялись различными инспекциями и ревизионным аппаратом, так что уровень комфорта был на самом высоком уровне.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-3

Несмотря на повышенные требования и жесткую дисциплину, работать на фирменном поезде считалось немалым достижением в карьере каждого железнодорожника.

Хотя отбор в состав поездной бригады был не менее сложным, чем попытка попасть на учебу в самый престижный вуз страны, желающих попасть в число элиты было больше чем достаточно.

"Красная Стрела" п.№1/2

Этот фирменный поезд запустили еще до начала Великой Отечественной войны, в июне 1931 года.

Основной задачей «Красной Стрелы» было в кратчайшее время доставить пассажиров из Ленинграда в Москву и наоборот. Средняя скорость пассажирских локомотивов тогда равнялась 70 км/ч, что позволяло преодолеть расстояние между городами за 9 часов 45 минут.

Ноябрь 1934 год
Ноябрь 1934 год

Даже в войну, правда окружным путем и после того как с Ленинграда было частично снято блокаду, скорый «Красная Стрела» вывозил изможденных голодом людей, где между вагонами была прицеплена платформа с зенитными орудиями для защиты от налета вражеской авиации.

Единственным местом, где в графике была заложена стоянка для смены локомотивной бригады была станция Бологое-Московское, остальные же стоянки по станциям Калинино, Окуловка и Малая Вишера, с целью ускорения, были исключены.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-5

Сейчас поезд также курсирует, правда, название сменили, теперь бывшая «Красная Стрела» называют дополнительно «Экспрессом».

«Южный Урал»

Этот поезд был сформирован и запущен в начале 70-х годов прошлого столетия.

С 72-го по 76-й года прошлого столетия поезд считался самым лучшим не только на своем участке, но и по всей стране.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-6

Помимо первоклассного обслуживания, где в состав поезда были включены вагон-ресторан, багажный и почтовые вагоны, это еще был и самый быстрый по времени доставки поезд.

Для пассажиров использовались только купейные вагоны на 18 и 36 мест.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-7

Тем, кому посчастливилось прокатиться в этом поезде, обязательно должно были запомниться, насколько по-домашнему чисто и уютно в нем было.

Несмотря на довольно дорогие билеты за проезд, многие считали, что это были оправданные затраты, а впечатления о поездке были только позитивные.

№31/32 «Вятка»

Скорый фирменный поезд №31/32, как и «Южный Урал» был сформирован в середине 70-х годов прошлого столетия, но с 1976 по 1980 года уже этот состав был признан лучшим поездом в стране.

Октябрь 1967 год
Октябрь 1967 год

Качество постельного, а использовалось только льняные спальные наборы, индивидуальный разовый набор для каждого пассажира, вызывало удивление и восторг.

Если на минутку представить, как реагировали пассажиры на такие новшества, то становится понятным, как многие потенциальные путешественники стремились проехаться в условиях комфорта, который не уступал заграничному.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-9

К сожалению, маршрут фирменного поезда пролегал только на участке Кировской области, поэтому путешествовать «Вяткой» могли в основном жители и гости Кирова и других крупных населенных пунктов этого региона.

«Кубань»

После «Вятки» первенство перешло с 1980 по 1982 года бригаде обслуживающей фирменный поезд «Кубань».

Состав отличался в первую очередь тем, что вагоны были окрашены в синие тона, где в промежутках между окнами была красная вставка, с желтой полосой снизу. Фирменный поезд курсировал по ветке Новороссийк-Москва.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-10

В составе имелись венгерского производства вагоны, который отличались от советских тем, что весь вагон разделялся на 4-хместные купе, где имелась удобная мягкая мебель.

Бригада за исключительные заслуги была награждена тем, что в 1980 году поезд был включен в список поездов, которые обслуживали гостей приехавших в Москву на Олимпийские Игры.

«Латвия»

С 1982 по 1987 года поезд сообщением Рига-Москва считался самым лучшим фирменным поездом и здесь как раз все правильно.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-11

Только в этом составе имелись вагоны с детскими купе и салоном красоты. Эта особенность быстро сделала прибалтийское направление одним из самых популярных в стране.

Комфорт и престиж перевозки был настолько высоким, что даже иностранцы удивлялись качеству обслуживания пассажиров, следующих фирменными прибалтийскими поездами.

Далеко не каждый советский человек мог позволить себе собственный автомобиль, на котором можно было ездить и на работу, и в командировки и просто путешествовать.-12

Что примечательно, советские артисты, выезжавшие на фестиваль в Юрмалу предпочитали добираться к месту, исключительно фирменным поездом «Латвия».