Мое знакомство с мангой “Спокойной ночи, Пунпун” – произошло спонтанно. Я очень часто натыкалась на различные странички манги в интернете и в конце концов, их красота и необычность рисовки привлекла меня настолько, что я решилась найти оригинал и прочесть его.
И это был, и остается – одним из самых странных опытов в моей жизни. “Спокойной ночи, Пунпун” – нечто большее, чем произведение. Впрочем, как и все работы Асано Инио – которые я вам настоятельно рекомендую прочитать.
Асано рисует и пишет о людях. Об их непростых жизненных путях. И “Пунпун” – идеальная демонстрация этого.
Я хочу разобрать эту его работу подробно и попытаться объяснить, почему ее, скорее всего, никогда не перенесут в формат аниме.
1) О чем эта манга.
Перед тем, как начну освещать краткий пересказ манги, уточню, что я сосредоточусь только на сюжетной линии самого Пунпуна. Но имейте в виду, помимо него, в сюжете история концентрируется не только на нем, но и освещает истории многих других персонажей, которые не менее интересны. Но все же, главный герой – Пунпун. И именно его путь, я хочу осветить в рассказе.
Когда бы все на свете мог желать,
Мечтал бы парой крыльев обладать.
В просторы неба, дальше от печали,
Пусть крылья легкие меня умчали.
Мечтаю в небе синем перышком парить,
И грезы детские все не могу забыть,
Как крылья в высь хотел когда-то устремить.
Начнем с того, что вот так выглядит наш главный герой.
Все верно, Пунпун – нарисован в виде карикатурной птички. Как и все члены его семьи. А остальные персонажи манги, выглядят как обычные люди. А еще мы не знаем имен главных членов семьи. Все они - Пунпун, Пунпун-мама, Пунпун-папа.
Для чего это было сделано? Во-первых, чтобы выделить Пунпуна и его семью из общей массы. Во-вторых, чтобы показать их отличие от остального мира, их уникальность. И в-третьих…ну, это, пожалуй, мы отложим на потом.
А еще, у самого Пунпуна, помимо его отличительного внешнего вида, есть одна особенность, которую видит только читатель. Точнее не видит. В манге у Пунпуна нет диалоговых облачков, есть только мысли, но мы не видим и не можем прочесть то, что он говорит другим героям. Но он, естественно, разговаривает – все остальные персонажи манги слышат его и ведут с ним диалог. Только нам, читателям, остается додумывать, что же конкретно говорит Пунпун.
А пока, история наша берет начало с самого детства главного героя. Пунпун учится в начальных классах, ему нравится самая популярная девочка в его классе, и он подавлен из-за ее перевода в другую школу. Перед уроком одноклассники обсуждают, что такое секс, а учитель представляет новую ученицу в классе. Айко Танака.
И Пунпун моментально в нее влюбляется. Еще не зная, к чему приведут эти невинные чувства.
После уроков Пунпун увязывается за Айко, и они обсуждают недавнее школьное задание – “кем вы мечтаете стать в будущем”. Айко хочет быть моделью, актрисой или певицей. Она считает, что человечество на грани вымирания, и если оно не научится колонизировать звезды, то лучше уж сосредоточиться на яркой карьере, получить все, пока ты молодая, заработать много денег и потратить их. Пунпун же о своем будущем…пока только размышляет.
В семье у Пунпуна все не очень хорошо, и это мягко сказано. После перевода в другой город, отца уволили с работы и он запил, из-за чего они с мамой постоянно ссорятся.
Пунпун даже молится Богу, и просит его совета – “как примирить маму и папу?”.
И вот как выглядит Бог.
И Бог дает ответ.
В общем, Бог явно не настроен давать какие-либо внятные ответы.
Впрочем, в комнату входит отец и дарит Пунпуну телескоп, который он выиграл в какой-то азартной игре. И когда наш герой смотрит на звезды, внезапно его осеняет, вот оно – он станет ученым, поймет, как колонизировать звезды и, может быть, тогда Айко в него влюбится. Проснувшись следующим утром, Пунпун выходит из комнаты и видит кровь на стене и полу. Мама лежит без сознания, по голове ей ударили чем-то тяжелым, а отец говорит, что в дом пробрался грабитель. Хотя очевидно, что это последствия бытовой ссоры и Пунпун-папа нанес этот удар по маме.
В школу Пунпун не идет, полиция расспрашивает его о том, что произошло, и до конца разбирательств, с мальчиком в доме будет жить его дядя Юити.
Следующим утром Пунпун идет в школу и оказывается, что вчера все вслух читали своих сочинения. Остался только Пунпун. Но под взглядом Айко и других учеников, он не может рассказать, что по-настоящему написал и врет о том, что хотел бы стать обычным служащим и иметь нормальную семью. А потом выбегает из класса и прячется ото всех. Его находит Айко, которая прочитала его настоящее сочинение и ей его мечта нравится. Однако, ей не по душе то, что он соврал всему классу, что постыдился своей мечты, и называет его трусом. Подбодрив Пунпуна, она ведет его обратно в класс, а он, вдохновившись ее словами, говорит.
“Возможно, я не смогу спасти всех от вымирания…но по крайней мере, я хочу спасти тебя от этой участи…потому что я люблю тебя”
И тогда, Айко с улыбкой целует его. А тем же днем, поразмыслив над всем произошедшим, Пунпун чувствует, что Айко – его судьба.
Через пару дней, Пунпун и его друзья находят кассету с эротическим фильмом, однако, когда они начинают ее смотреть, запись прерывается сообщением какого-то парня. Он признается в убийстве всей своей семьи и рассказывает, что спрятал тела на фабрике и просит найти их и сообщить общественности, а в награду нашедшие получат деньги. Но детей не интересует эта запись, они скорее расстроены, что не сумели посмотреть фильм.
Однажды, когда Пунпун и его дядя были дома, на порог к ним заявилась женщина из религиозной секты, продающая “божественные товары” и она настолько выводит дядю из себя, что он даже выкрикивает, что Бога не существует. Перед Пунпуном. Который с Богом разговаривает чуть ли не ежедневно и видит его. Но мальчика шокирует не это, а то, что дочкой женщины оказывается Айко, которая стыдится своей чокнутой матери и убегает от Пунпуна в слезах. Он догоняет ее и Айко признается, что хочет уехать от матери к своему дяде и Пунпун обещает ей, что пойдет вместе с ней. Айко берет его обещание, но говорит, что если он нарушит его, тогда она его убьет.
Очень скоро Пунпун понимает, что на поездку нужны деньги, которых у него нет. Но они есть на фабрике, где убийца спрятал тела своей семьи. Пунпун и мальчишки готовы отправится на фабрику, чтобы найти деньги и испытать себя на храбрость, но нежданно-негаданно, в компанию парней вписывается и Айко. После долгих поисков, ребята разделяются, Пунпун видит силуэт какого-то мужчины и думает, что это маньяк с записи, Айко получает по голове упавшей балкой и отключается, а Пунпун, от страха за Айко и перед маньяком, вспоминает всю свою жизнь, снова видит Бога и говорит с ним.
От ужаса, Пунпун теряет сознание, но, когда он просыпается, оказывается, что страшная фигура маньяка ему только привиделась. Айко и его друзья в порядке, и все они, воодушевившись после пережитого приключения, возвращаются домой дружной компанией.
Близится день поездки к дяде Айко, но Пунпун так и не нашел нужной суммы, а еще – ему страшно. Он страшится этой поездки, но и факт несдержанного обещания его тоже пугает, но когда он собирается с мыслями, врывается дядя Юити и сообщает страшную новость – мама Пунпуна, лежащая в больнице, упала с балкона и им нужно срочно ехать в клинику, чтобы проведать ее. Пунпун испытывает облегчение – у него появился весомый повод, чтобы не ехать с Айко к ее дяде.
Проезжая с дядей мимо одной из остановок, Пунпун замечает плачущую Айко и испытывает острое чувство вины, однако покинуть машину он так и не решается.
Пунпун проводит все каникулы в безвылазной домашней депрессии, ему страшно от мысли, что Айко возненавидит его или убьет, как и обещала, ему неприятно, что он ранил ее чувства. Но вернувшись в школу после каникул, он обнаруживает, что Айко полностью его игнорирует, даже когда он плачет и говорит, что не хочет умирать, она просто уходит, оставляя его позади.
В еще более депрессивное состояние – его вгоняет встреча с отцом. Его последняя встреча. Ведь вскоре он узнает, что его родители развелись.
И тут история переносит нас на два года вперед.
Пунпун немного повзрослел и в школе вступил в секцию бадминтона. Он по-прежнему влюблен в Айко (хотя за прошедшие два года они друг с другом не разговаривали), но та встречается с Ягути – парнем из секции бадминтона, чуть постарше Пунпуна и Айко.
Ягути очень популярен в школе, а Айко считают странной – из-за чего распускают про нее непотребные слухи, которые Пунпуну слушать неприятно, но из-за своей неуверенности и трусости, он не может сказать другим, что они неправы, и только нервно смеется.
Из-за слухов об Айко и своей слабости, подавленный, он пропускает занятие в секции, и неудачно сталкивается с Ягути, который к нему, на удивление, очень дружелюбен. Бог, с которым Пунпун регулярно общается, так и вопит:
Однако Ягути столь добр к Пунпуну, да к тому же – искренне любит Айко, что Пунпун не может не признаться себе в мыслях – что Ягути хороший человек и заслуживает счастья. Но что делать с чувствами к Айко, что все еще невероятно сильны? И судя по всему, Айко тоже все еще испытывает чувства к Пунпуну. Ведь Ягути признается ему, что при его упоминании, Айко расплакалась, и что их отношения, больше односторонние, ведь Ягути и Айко всего один раз держались за руки и больше она не позволяет к нему прикасаться.
Пунпун говорит Ягути, что все еще любит ее и тогда, тот предлагает ему пари. Если на следующем турнире по бадминтону он проиграет – то расстанется с Айко, но, если победит – они будут вместе навсегда.
Пунпуна переполняют чувства – он зол, воодушевлен и нервозен. Айко не должна достаться Ягути.
Наступает день турнира. Травмированный Ягути противостоит лучшему игроку, а Пунпун и Айко следят за происходящим. Внезапно, Айко берет Пунпуна за руку и впервые, за два года, разговаривает с ним. Она признается ему, что чувствует себя одинокой и что больше всего на свете, она хотела бы найти человека, который бы понимал ее. И если бы она нашла такого человека…
Тем временем, Ягути, как на то и надеялся Пунпун, вновь травмируется и проигрывает схватку и спор в том числе. Но Пунпун, к своему удивлению, не испытывает никакой радости, наоборот, он считает себя низким и эгоистичным человеком. Поэтому, попросив у Айко прощения за тот день, когда он не поехал с ней к дяде, он просит ее пойти к Ягути, который нуждается в ней больше всего. Айко искренне не понимает причину его поступка. Она не любит Ягути, она нуждается в Пунпуне, так почему же он покидает ее?
Пунпун же, чувствуя себя трусливым, слабым и ничтожным человеком, считает, что поступает правильно, хотя и ощущает он себя невероятно паршиво.
И он начинает все глубже погружаться в депрессивное состояние.
Минует еще два года. Пунпун в старших классах (чему не очень-то и рад), и думает только об одном – как бы завалить какую-нибудь девчонку.
Однако, когда такой момент наступает – он этому не рад. А кто был бы? Девушка дядя Юити, расстроенная тем, что Юити ей изменил, использует Пунпуна, склоняя его к сексу, дабы этим самоутвердиться. Пунпун практически находится в оцепенении, когда это происходит, во время этого, он даже думает о Айко, что прекрасно показывает, что он не наслаждает этим процессом.
А пойдя на свидание с девочкой своего возраста, чтобы в дальнейшем с ней переспать, Пунпун понимает, что она хоть и добрая, и красивая – не вызывает у него никакого интереса, кроме физического.
Спустя еще два года умирает мама Пунпуна, признаваясь ему на смертном одре, что не была хорошей матерью, но очень, очень сильно его любила. Однако Пунпун…
Даже в итоге узнав, что письма от отца, которые тот писал ему все эти годы, были написаны матерью, он не смог пробудить в себе эти чувства. И внезапное возвращение папы, которого он таки любил, не вызывает у него никаких положительных чувств. Пунпун думает, что его отец изменился, но вскоре понимает, что изменился он сам.
Видя отчужденное состояние Пунпуна, дядя Юити вызывает его на откровенный разговор. Сначала он признается ему, что знает о том, что его жена, два года назад переспала с Пунпуном и вовсе на это не злится, понимая, почему такое произошло. А затем, дает ему ценный совет:
Пунпун находит подработку, снимает дешевую квартиру и его душевное состояние все сквернее и сквернее. Мысли об Айко и упущенных шансах съедают его изнутри, он думает о том, что легче было бы умереть.
В процессе самокопания и депрессивной агонии, облик Пунпуна изменяется.
С этого момента, он начнет убеждать себя в том, что все хорошо и часто, на его треугольном лице – будет появляться ехидная, надменная ухмылка, символизирующая надетую маску беспечности.
В таком состоянии Пунпун знакомится с Сати, с художницей, которую ранее встречал на фабрике (когда искали деньги маньяка) и в галерее (на свидании с девушкой, с которой хотел только переспать). Перед Сати, он на мгновение даже снимает свою маску, потому что она видит его настоящего. Не нахальную маску – а Пунпуна, застенчивого и неуверенного.
Пунпун выпивает с Сати и так как пить он не умеет, то очень быстро вырубается. Утром он просыпается с ней в одной комнате и испытывает возбуждение, но когда Сати просыпается и идет в душ, он сбегает, чувствуя нервозность и страх.
При следующей их встрече, Пунпуна вновь охватывает желание и он решает честно признаться Сати, что его влечет к ней. Сати, к его удивлению, реагирует на его заявление с юмором. На самом деле, его слова ей льстят. Впрочем, она у него дома не за этим. Сати хочет, чтобы Пунпун написал историю к ее иллюстрированному рассказу. Пунпун отказывается, ссылаясь на недостаток таланта, но девушка утверждает, что он у него есть и говорит следующее:
Пунпун признается Сати, что мечтает найти Айко, что ради этого, он часто гуляет по городу и выискивает ее взглядом. Сати предлагает найти ее по школьным справочникам, сделать это можно за пару дней, но понимая, что Пунпун не хочет принимать никаких активных действий, а только бесцельно слоняться по городу туда-сюда уповая лишь на судьбу, она упрекает его в трусости и уходит. Но оставляет свою визитку, говоря, что будет ждать рассказа Пунпуна, даже если тот отвечает ей категоричным отказом.
И он таки принимается писать. Первый блин его выходит комом, отчего он тут же хочет сдаться, что, конечно же, злит Сати – ведь он опять проявляет слабость перед первым же ударом судьбы. Но подруге Сати, которая больше раскрывает Пунпуну личность художницы, удается убедить его попробовать еще раз.
Через несколько дней, у Пунпуна и Сати происходит откровенный разговор, в результате которого он узнает, что Сати сделала пластическую операцию, так как в детстве считала себя уродливой и хотела добиться многого в этой жизни – потому она всегда готова идти на все, чтобы добиться желаемого. Пунпун же, что бросает все на малейшей преграде, вызывает у нее жалость и ненависть, ведь он напоминает ей прежнюю себя. Потому она так и наседает на него, подталкивает вперед, как бы закрывая свои прошлые проблемы.
Пунпун от такого, даже снимает маску.
Мечта Сати о создании манги, воодушевляет Пунпуна и он обещает написать хорошую историю к ее иллюстрациям, загоревшись ее мечтой. И это сближает их еще сильнее. И, конечно же, проведя столько приятных и хороших дней с Сати, она начинает ему по-настоящему нравится. К счастью, это чувство взаимно, и они проводят ночь вместе. К несчастью, ночь эта ничего не исправляет. Пунпун по-прежнему любит Айко и не может ее забыть. Сати это понимает и относится к этому спокойно, то, что они переспали, ее не волнует. Пунпун все еще важен ей, как друг, и любить им друг друга, как пара, не обязательно.
И такие взаимоотношения на Пунпуне складываются положительно. Они с Сати часто ночуют вместе, проводят вдвоем много счастливых дней и успешно творят, однако счастливая, нормальная жизнь – Пунпуна пугает. Он все еще чувствует себя недостойным ее. Все кажется ему каким-то неправильным.
Проходит год. Пунпун и Сати закончили свою мангу и готовы предоставить ее издательству.
Редактор относится к идее манги Сати и Пунпуна очень скептично, прямо говоря, что читатели такую историю не примут, что, конечно же, неприятно бьет по чувствам Сати. Но сдаваться она не намерена, а Пунпун готов ее поддержать, хотя сам себя все еще считает бесполезным и жалким. А когда он мысленно убеждает себя, что за прошедшие два года в его жизни толком ничего не поменялось, он еще сильнее попадает под воздействие негативного настроя, даже выдумывает себе новую, гиперпозитивную личность, однако, новая маска спадет так же стремительно, как и появится, ведь он вновь встречает ее.
Айко.
Повзрослевшая Айко, как оказалось, исполнила свою мечту и стала моделью, как того и хотела. Рядом с Айко он чувствует себя ужасно неловко и начинает придумывать себе успешный, привлекательный образ жизни, работу и девушку – все то, чего у него нет. Да и сама Айко кажется ему какой-то не такой, не той, которую он знал.
Он пытается играть в счастливую парочку с новой знакомой, но вновь чувствует, что это не его. Все не то. Беззаботное счастье – не для него.
И его облик вновь меняется.
На дружескую встречу с Айко, он надевает другую маску – гиперпозитивного, успешного и абсолютно нормального “Такаси”, но в душе он все еще не понимает, кто он и кем хочет быть. Он не знает, что хочет. Чего хочет от Айко, кроме ее тела? И он зовет Айко в отель. Презирая ее за то, что она стала обычной сучкой, которую легко подбить на секс, он хочет сделать ее несчастной. Заставить ее страдать так же, как страдает он. Но он еще не знает, что Айко только играет роль счастливой и успешной, на самом деле – она страдает не меньше Пунпуна, потому такой напор от него, она не выдерживает и отказывается переспать с ним, покидая отель говоря, что лучше бы они не встретились, считая, что он так счастлив и беспечен – что может менять девушек, как перчатки.
Пережив болезненный уход Айко (снова) он возвращается к Сати и узнает, что та беременна от бывшего мужа. Но она признается, что никаких чувств к мужу не испытывает, а вот Пунпун наоборот – важен ей. И спросив его о том, пойдет ли он с ней на аборт, если она на него решится, получает утвердительный ответ.
Но Пунпун, решает все же извиниться перед Айко за тот вечер, когда он повел себя, как похотливый козел. А еще, он признается перед ней во всем. Рассказывает ей правду, раскрывая то, как он жил все эти годы, съедаемый чувством вины, и как он притворялся тем, кем не является, лишь потому, что ему больно было видеть ее такой успешной и счастливой, когда он сам не такой. И Айко признается ему в том же, более того, благодарит его за годы ожидания и сама говорит, что ждала его все это время.
И так он вновь попадает под чары Айко.
И пока Сати готова ждать его появления на аборте, а так же готова принять тот факт, что он не придет, даже говоря ему, что так будет лучше, Айко заявляется на его порог, а Пунпуна охватывает волна похоти и желания обладать Айко, и так он лишает ее девственности. После этого, Айко говорит ему, что мечтает сбежать от своей деспотичной матери, а Пунпун только за, он уже давно мечтал покинуть этот город и теперь его тут ничего не держит. Он готов и хочет – сбежать вместе с ней. Проезжая в такси с Айко, он минует остановку с ожидающей его Сати, которая понимающе улыбается и плачет – но это чувство дежавю не удержит Пунпуна – он мечтает быть только с Айко. Его судьбой.
По дороге к дому Айко, девушка мечтает о совместном, счастливом будущем, а Пунпун сходит с ума от счастья. Айко принадлежит ему. Наконец-то.
Но когда они вдвоем предстают перед психованной и деспотичной матерью Айко, та, потеряв рассудок окончательно – с яростью накидывается на Айко с ножом, называя ее неблагодарной дочерью, тупой и несносной шлюхой, а затем наносит удар ножом в бок. Пунпун оцепенев от ужаса, не может ничего сделать, однако, появляется Бог, который говорит, что ждал этого момента очень, очень долго. Бог, который на самом деле является совокупностью всего негативного и злого, что есть в Пунпуне, намекает ему лишь об этом.
И Пунпун, набросившись на маму Айко – убивает ее со всей жестокостью и ненавистью, что сидела в нем, а мы впервые видим его полностью человеческие очертания.
А Айко он говорит, что все теперь в порядке, вот с таким вот образом.
И пока Айко, истерично плачет и еще не до конца осознает, что произошло, он наспех зашивает ее глубокую рану на боку.
Позднее, когда пара набирается сил, они заворачивают тело матери Айко и ночью вывозят ее куда подальше и хоронят. Теперь, им предстоит бежать, ведь полиция, рано или поздно поймет, что они совершили убийство. И с этого момента, оба героя начинают погружаться в безумие.
Айко штормит – то она испытывает чувство вины за убийство, то ей страшно, что будет дальше, то она не понимает, как все до этого дошло. И хуже всего то, что ее рана, не обработанная должным образом, начинает гноиться, а самой Айко, из-за того, что они не могут пойти в больницу, становится хуже.
Пунпун становится более холодным и жестоким к Айко, в попытке ее защитить и уберечь, он сам ранит ее, как словесно, так и физически.
Он решает стать другим, просто делать то, что ему хочется и не волноваться о чьих-то чувствах. Айко же так зависима от Пунпуна, что малейший намек на то, что он может ее бросить – сводит ее с ума. Она даже предлагает ему выколоть один глаз, чтобы он всегда смотрел только на нее. Пунпун же только за – пускай, он даже считает, что она права, но Айко не может этого сделать – она любит Пунпуна и не хочет причинять ему боль, этот ее порыв был лишь глупым импульсом – это-то и бесит Пунпуна, он называет Айко бесхребетной тупой сукой, которая не идет до конца.
Он готов принять ее любой. Если она хочет что-то сделать с ним – пусть делает. Их “любовь” приобретает одержимые, больные краски.
А потом Пунпун начинает испытывать вину за убийство. Он только сейчас осознает, что натворил и хочет умереть, а Айко, которая прилипла к нему, как банный лист, только раздражает его своим нытьем. Он срывается и на ней, и на других людей, потому что ненавидит себя, свою жизнь, свои поступки. Выход он видит только один. Он хочет умереть. Он должен умереть.
А так как Айко боится остаться одна, она должна умереть тоже. Айко же не хочет, чтобы Пунпун умирал, а на его заявление о том, что убийца не достоин жизни, она говорит, что это она убила мать, ведь после того, как Пунпун задушил ее, он пошел открывать дверь курьеру, а Айко заметила, что ее мама все еще дышит – и она заколола ее ножом. Это останавливает Пунпуна от самоубийства и он даже вновь загорается волей к жизни и предлагает Айко выйти за него, та, хоть и считает идею Пунпуна странной, все-таки воодушевляется новой, хорошей жизнью, но идиллию рушит сводка новостей.
Труп матери Айко обнаружили в горах и их объявляют подозреваемыми в убийстве.
Состояние Айко все хуже – ей нужна медицинская помощь, сев в такси, они едут к дяде Айко, единственному человеку, кто способен им помочь, но таксист долго не возвращается в машину и у пары возникает ощущение, что их могли узнать. Сбежав, они вновь размышляют о том, что будет дальше, Пунпун готов сесть в тюрьму и взять всю вину на себя, ведь он понимает, что Айко соврала ему об убийстве матери лишь для того, чтобы тогда сохранить ему жизнь. Он все еще виновен и готов понести наказание, готов отсидеть и выйти, зная, что Айко будет ждать его.
Айко счастлива, что встретила его, счастлива, что любовь их оказалась взаимной – он тот человек, который понимает ее. И она просит его, что, если они расстанутся, чтобы он помнил о ней. Проведя ночь вместе, Пунпун просыпается один и видит, что Айко покончила с собой.
Пунпун поднимает Айко и несет ее на спине, размышляя, как могла бы сложиться их жизнь, будь они счастливы вместе, как нормальные люди.
После ее смерти, Пунпун возвращается на заброшенную фабрику, на которой они искали деньги маньяка, и размышляет жизни, которая у него есть сейчас, убеждая себя – что все так и должно быть.
Он говорит с “Богом”- с негативным я и готов умереть. Точнее – убить “Бога” и вонзает нож себе в глаз.
В таком состоянии, уставшем и разбитом, но избавленным от груза в виде Айко и “Бога”, его находит Сати, которая, во всех смыслах, поднимает его на ноги.
Год спустя, Пунпун мысленно общается с Айко, и пересказывает свои новости. У него все хорошо, он работает, живет с Сати, и, хотя порой ему бывает трудно, у него есть друзья и Сати, которые любят и заботятся о нем. Он просит у Айко прощения за все и прощается с ней.
Он живет дальше.
И мир – живет дальше. Возвращаясь на круги своя.
2) Почему Пунпун гениален…
А)“Спокойной ночи, Пунпун” – поднимает множество сложных тем. Как я уже и сказала, сюжетная линия Пунпуна не единственная в данной манге, но именно ее, как основную, мы рассматриваем подробно.
В основе сюжетной линии главного героя – лежит проблема одиночества и взаимоотношений с другими людьми, но так же в манге присутствует сюжетная линия дяди Пунпуна - Юити, чей основной внутренний конфликт – это страх перед ответственностью, взрослой жизнью и умением разбираться не только со своими проблемами, но и помогать близким. Есть линия матери Пунпуна – с ее поиском женского счастья и проблемами материнства. Есть так же Айко и Сати, у которых схожая проблема, но разная мотивация и путь к ней. Айко мечтает жить нормальной жизнью, выбраться из под гнета деспотичной матери – но она не может сделать этого сама, она зависима от Пунпуна, ждет его помощи – без него она не способна принять столь роковое решение.
И с другой стороны – Сати, мечтающая исполнить свою мечту – стать успешной мангакой. Пунпун тоже ей нужен, она признает его талант – но если его не будет рядом, она сможет добиться своей цели, потому что она идет до конца и готова на все. Она не зависима от него. Но она хочет быть рядом с ним, потому что видит, как он нуждается в ней.
И это еще далеко не все сюжетные линии персонажей, я упомянула только самых значимых, но “Спокойной ночи, Пунпун”, действительно поднимает очень много важных тем.
Вернемся же к нашему главному герою. И вернемся к его необычному облику. Птица. Почему именно птица?
Как я уже говорила, Пунпун и его семья были изображены в виде птиц, чтобы выделить их среди других персонажей. А еще для того, чтобы мы могли поставить себя на место Пунпуна. Ведь с кем проще себя ассоциировать, если не с безликим, молчаливым персонажем, чьи мысли выражаются не диалоговыми облачками – а отдельными текстовыми панелями? Так проще представлять себя на месте главного героя. И так сильнее размывается грань между персонажем, с которым легко себя было ассоциировать и личностью, которая претерпевает метаморфозы. Ведь чем дальше по сюжету, тем облик Пунпуна из карикатурной птички, обрастает сначала телом, а потом и лицом.
Пунпун становится личностью. Он больше не тот Пунпун, который мог стать нашим аватаром (ведь в конце нам дают намек на его настоящее имя и показывают кусок настоящего лица) – он теперь полноценный человек. Сформированная личность.
Почему еще могла быть выбрана птица? Обратимся к начальному стихотворению, (этот стих - одна из первых страниц, открывающих мангу) которое, на самом деле, детская песенка, лейтмотивом следующая по всему сюжету.
Когда бы все на свете мог желать,
Мечтал бы парой крыльев обладать.
В просторы неба, дальше от печали,
Пусть крылья легкие меня умчали.
Мечтаю в небе синем перышком парить,
И грезы детские все не могу забыть,
Как крылья в высь хотел когда-то устремить.
В “Спокойной ночи, Пунпун” – много размышлений о мечтах. О мечтах несбывшихся, детских мечтах, наивных мечтах.
“Мечтал бы стать птицей, чтобы улететь от проблем” – многие о таком задумывались.
В детстве Пунпун мечтал стать ученым, чтобы спасти Айко – он хотел ее защитить. Потом он мечтал остаться одному, чтобы больше не ощущать чувство потери и не причинять боль другим. Социализация была для него невыносима, он чувствовал себя неуютно в обществе других, не чувствовал себя самим собой – даже не знал, кто он и чего хочет. Дистанцируясь от людей…мог ли он представлять себя птицей, парящей высоко в небесах, вдалеке от других, беззаботной и свободной?
Чем еще хорош карикатурный облик нашего героя? Удобно показывать его развитие. Каждый раз, когда облик Пунпуна меняется – мы понимаем, что-то изменилось в самом персонаже. Треугольное лицо – когда он решает притвориться тем, кем не является. Множество жутких глаз на вытянутом лице – когда он начинает постепенно терять рассудок. Страшные рога на голове – когда он совершает убийство. Лик “Бога” в глазу - когда его “темная сторона” начинает брать над ним верх.
Стоит Пунпуну изменить свою оболочку – и мы, лицезрев всего один фрейм с его новым лицом, понимаем, что происходит в данный момент с личностью нашего главного героя.
Б) “Бог” в истории, как темная сторона личности.
“Бог” с которым Пунпун очень часто разговаривал в детстве, конечно же, вовсе не Бог. Только ближе к концу мы и сам Пунпун понимаем, что все это время он разговаривал сам с собой. А если быть точнее, со своими темными, неприятными желаниями.
“Бог” мечтает убивать неприятелей, “Бог” говорит Пунпуну, что одиночество – единственный верный выбор, ведь люди никогда не смогут полностью понять друг друга, так как все они разные, “Бог” хочет заставить Пунпуна свести счеты с жизнью – сдаться и перестать волочить “жалкое” существование. И Пунпун часто прислушивался к мнению “Бога” – он долго верил в то, что проще быть одному, чем пытаться налаживать связи с другими людьми и рискуя обжечься, он думал – что Айко единственная, кто может его понять.
И тем приятнее тот момент, когда Пунпун побеждает “Бога” – решая жить дальше и бороться. Бороться с собой, жизненными трудностями и одиночеством. Учиться понимать других людей.
В) Проблема взаимопонимания и почему Сати именно та, кто нужна Пунпуну.
Пунпун считал, что Айко – его судьба. Влюбившись в девочку с первого взгляда, а затем узнав ее лучше, он решил, что она единственная во всем мире – кто понимает его и он так же единственный, кто может понять Айко. Пунпун буквально стал зависим от нее – ее образ преследовал его добрую половину его жизни, и даже не общаясь с ней несколько лет, не зная где она и что с ней, он был одержим мыслями о ней. Ждал и надеялся на слепую встречу, сам для этого ничего не предпринимая.
Айко поступала так же. Даже будучи довольно популярной и успешной личностью, она чувствовала себя одинокой и думала, что один только Пунпун знает, какого ей и что только он может спасти ее из материнского плена. Она не готова была сбежать самостоятельно, не могла принять этого решения – надеясь только на решимость Пунпуна, который был таким же сомневающимся, как она. До тех пор, пока они не встретились уже повзрослевшими и потерявший рассудок Пунпун, уже был готов на все, чтобы спасти с Айко и быть с ней.
Оба одержимые, оба зависимые – каждый надеялся друг на друга, каждый перекладывал на другого вину или искал оправдания. Их отношения, стали походить на безумный симбиоз. Пунпун был готов убить и Айко, и себя, сходил от чувств с ума настолько, что думал о том, что хочет сожрать ее, Айко сама липла к нему так – словно хотела слиться с ним воедино.
А Сати?
Пунпуну нравилась Сати, но мысль о сближении с ней его пугала. Мысли об ответственности, взрослых отношениях (а не о детских мечтах, как с Айко) – его пугали. Он все находил повод сбежать от нее, и когда вновь встретил Айко – повод этот появился.
Сама же Сати, неожиданно для себя, влюбилась в Пунпуна – и если сначала она была готова его отпустить, то потом она поняла – что Пунпун, на самом деле – нуждается в ней. И что его страх перед связью с другим человеком и желание остаться одному – на самом деле не что иное, как крик о помощи. Пунпун, на самом деле, хотел быть понятым. Хотел, как и Айко, быть с человеком, который поймет и примет его. Который не махнет на него рукой, а протянет руку помощи и поможет встать.
В конце истории – таким человеком стала Сати. Айко никогда не смогла бы им стать.
Ее желание жить обычной жизнью, гулять с друзьями, быть моделью или сниматься в кино, быть с человеком, который ее понимает – она ждала человека, который исполнит это желание. Она надеялась, что это будет Пунпун, что он спасет ее. Но Пунпуна самого нужно было спасать. Он, хоть и хотел помочь Айко, хоть и пытался – не смог этого сделать…
Но ему частично это удалось. Ведь в конце концов, он стал тем, кто разделил одиночество Айко и понял ее. И когда она это ощутила, когда почувствовала себя счастливой – она ушла из жизни. Как и говорила тогда, что если она найдет человека, который ее поймет, ей будет не важно, умри она в тот момент или нет.
И она сделала это ради Пунпуна, чтобы спасти хотя бы его, ведь в конце было ясно, что вдвоем им не протянуть.
Г) Чеховские ружья.
“Спокойной ночи, Пунпун” – это то произведение, которое интересно перечитывать и подмечать множество вещей, которые выстреливают только в конце.
Я уже упомянула начальный стих, который идет сквозь весь сюжет, и роковые слова Айко. Но это еще не все. Далеко не все.
В издательстве, один сотрудник обсуждает сюжет манги, который спойлерит концовку “Спокойной ночи, Пунпун”, значение силуэта маньяка на фабрике, который предвиделся Пунпуну, тоже раскрывается в последних главах, многое из того, о чем персонажи говорят вскользь – относится непосредственно к будущим событиям или становятся понятны только после второго прочтения.
3) … и почему его сложно экранизировать.
И вот почему “Спокойной ночи, Пунпун” – та манга, об аниме адаптации которой мечтают, но и понимают, что скорее всего, она не получится такой же, как оригинал. И дело даже не специфичном облике главного героя, не в сложных, поднятых темах, не в жестокости и откровенности (сцен 18+ в “Пунпуне” предостаточно), которую можно зацензурить, а в совокупности этих факторов.
При переносе этого сюжета на экран, большая часть магии “Спокойной ночи, Пунпун”, потеряется или потускнеет. Образы и слова на фреймах манги, побуждают читателя задержаться на каждой странице, чтобы рассмотреть и обдумать, поставить себя на место Пунпуна, увидеть себя в карикатурном образе мечтающей птицы, вспомнить о своих наивных мечтах, и понять, как же они изменились при переходе во взрослую жизнь.
“Спокойной ночи, Пунпун” – о мечтах, взрослении, одиночестве, попытках найти себя и человека, который будет тебя понимать и которого поймешь ты, в мире, где все люди разные. Можно ли показать всю эту глубину на экране? Можно.
Можно ли это сделать хорошо? Возможно.
Нужно ли это? Сложно сказать.
Если когда-нибудь, перенос “Спокойной ночи, Пунпун” в аниме и случится, то он, вероятно, будет отличаться от оригинала. Как повзрослевшая версия человека будет отличаться от ребенка, как схожая тебе по духу личность, все равно будет на тебя непохожа…
Все будет иначе.
Но это не значит – что будет плохо.
Существовать — значит изменяться, изменяться — значит взрослеть, взрослеть — значит бесконечно создавать себя.