16,3K подписчиков

Разочарование ХХ века: роман "Пожиратели звезд" Р.Гари

из цикла «11 гениальных романов с дефектом»

Зачем так небрежно, с ошибками, написан роман, который мог бы стать самым выдающимся романом ХХ века? Специально ли мистификатор, писатель и дипломат Ромен Гари свой великий замысел превратил в небрежное произведение, наполненное ошибками и неточностями? Попробуем разобраться.

Ромен Гари (1914-1980) французский писатель, драматург и дипломат с увлекательной судьбой, большим талантом и необыкновенным творческим потенциалом. Он родился в Литве, которая в то время была частью Российской империи. Его мать была еврейкой, а отец - литовцем. До 1921 года семейство Кацев (это настоящая фамилия писателя) проживало в Москве. Сейчас на доме № 6 по Климентовскому переулку, где писатель провёл детство, висит мемориальная доска:

«Ромен Гари французский писатель, военный летчик свободной Франции, дипломат, жил в этом доме с 1917 по 1921 год».

Гари мог бы стать русским писателем, но судьба распорядилась иначе. В 1928 году он с матерью переехал во Францию. Там он получил образование и начал карьеру дипломата. Гари служил во Французском Сопротивлении во время Второй мировой войны, а после войны работал в посольствах Франции в разных странах мира.

Ромен Гари, источник Яндекс картинки
Ромен Гари, источник Яндекс картинки

Гари написал более 30 романов, многие из которых стали бестселлерами и были экранизированы. Гари был мастером мистификации. Это видно по множеству символических зацепок и загадок, которые он оставляет в своих произведениях. Но так же и история его собственной жизни полна загадок и намёков. Похоже он осознавал свою гениальность , но мастерски пытался это зашифровать. Его личная жизнь и трагическая смерть как будто отражали литературный стиль. Он единственный вопреки правилам получил дважды Гонкуровскую премию: просто подписал второй роман именем своего племянника, о чем честно признался в посмертно опубликованной книге «Жизнь и смерть Эмиля Ажара». Гари сам закончил свою жизнь в 66 лет и 6 месяцев. Это и многие другие "совпадения" могут быть интерпретированы как символические индикаторы глубокой внутренней игры, которую он вел со своими читателями до самого конца.

Самым ярким шедевром мог бы стать роман "Пожиратели звезд". Роман с гениальным дантовским замыслом затрагивает фундаментальные философские и этические проблемы. "Пожиратели звезд" представляет собой глубокое исследование человеческой натуры в контексте диктаторского правления. Теория зла диктатора Хосе Альмайо, пронесенная через весь его жизненный путь, оказывается не более чем иллюзорной концепцией, когда сталкивается с суровой реальностью. Зло не обеспечило ему ни счастья, ни душевного покоя; напротив, оно оставило его с открытыми ранами и пустой душой.

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Роман демонстрирует, как власть, основанная на страхе и унижении, порождает лишь угнетение и духовную нищету. Обряд "пожирания звезд" становится символом не только для индейцев-кужонов, уходящих от реальности, но и для самого диктатора, поглощенного поиском чего-то великого за пределами человеческой жизни. Стремление к сверхъестественному в погоне за ответами на вечные вопросы, оборачивается лишь еще большим мраком, который поглощает саму личность.

Наряду с безнадежностью и жестокостью, в романе нашлось место и для лучика света — девушки, чья любовь и самоотверженность дают надежду. Она остается безымянной, что еще сильнее подчеркивает ее полное растворение в чувствах к Альмайо, представляя собой антипод его жестокости и эгоизма. Несмотря на все темные стороны, её присутствие символизирует, что и в самых мрачных уголках души возможна искра спасения и любви.

Фото Яндекс. картинки
Фото Яндекс. картинки



"Пожиратели звезд" — панорама сложных человеческих отношений и философских размышлений о природе зла и иллюзий. Произведение ставит перед читателем множество вопросов и почти не предлагает прямых ответов, оставляя открытое поле для размышлений и собственной интерпретации. В этом его уникальное и глубокое очарование. Основной лейтмотив — вера в невозможное и стремление к сверхчеловеческому, выходящему за рамки материального и привычного.

Также
Гари исследует природу власти и её несовместимость с абсолютной свободой. По его мнению, истинная власть требует жертв, и она не может быть сохранена без уплаты определенной "цены". Герои его произведений стремятся к великим свершениям и чудесам, но в этом своём стремлении они отказываются от разных аспектов своей жизни — любви, покоя, комфорта. Они убеждены, что только настоящий бой может привести к подлинной победе, а любовь рассматривается как помеха самолюбию. Гари показывает, что человек готов на всё ради величия и красоты, даже если это требует от него великих жертв.

Одним из наиболее интригующих у
Гари является вопрос: "А что потом?" — что случается с человеком после исполнения его мечты или достижения его цели. Каковы конечные цели человеческого существования? Есть ли у человека некий "Хозяин" в этой вселенной или же он действительно абсолютно свободен?

Открытие мемориальной доски Р.Гари в Москве, источник Яндекс картинки
Открытие мемориальной доски Р.Гари в Москве, источник Яндекс картинки

Ромен Гари своим творчеством предлагает сложный, но крайне увлекательный путь к пониманию человеческого существования, где вера, истина и сила переплетаются в своих самых неожиданных формах.

Роман страдает от небрежности в написании, когда будто он не вычитан к публикации: путаются имена и события. Это черновик гения, который даже не пытается объясниться с читателем. Обвинить Гари в высокомерии самый простой вариант. Однако может быть гений специально мистифицирует своё отношение к читателю, показывает себя как человека, находящегося выше всего и всех, включая саму литературу. Это может быть попытка Гари показать, что он не заботится о мнении читателей и критиков, а просто создает произведение искусства для себя самого.

Однако, независимо от мотивов
Гари, небрежность в написании романа "Пожиратели звезд" не может не вызывать разочарования у читателей, которые ожидали от него произведения, достойного его таланта и мастерства. Этот роман мог стать одним из лучших произведений XX века, но из-за технических недостатков в написании остался лишь увлекательным экспериментом гения.