Отмотав за два дня 346 километров от Душанбе по дороге на Памир я сильно к нему приблизился вступив в границы Дарвазского района (шахства) Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). Мой путь лежал вдоль афганской границы по правому берегу Пянджа против его течения. Полученные по секрету от других путешественников тайные знания свидетельствовали, что если повезет, то недоезжая 13-15 километров до Калаи-Хумб сразу после кишлака Паткуноб можно будет посетить так называемую дачу президента Таджикистана Эмомали Рахмона или как минимум посмотреть на нее через дырку в заборе.
Заранее забив корды в навигатор я не нашел больше никакой конкретной информации помимо того что там очень красиво. Да, кстати была еще одна очень полезная информация, что переночевать можно на вертолетной площадке резиденции. Все дело в том, что Памирский тракт вьется вдоль берега Пянджа. С одной стороны река, с другой отвесные скалы, или отвесные скалы с двух сторон. Съехать с дороги чтобы поставить палатку на более менее ровной площадке не у всех на виду и чтобы потом не глотать пыль от проходящих фур практически нереально. Все ровные участки земли заняты под кишлаки или под посевы. И хотя ночлег на вертолетке идея так себе, в некоторых случаях это может быть единственным вариантом полноценного отдыха.
Спустя пар минут притормаживаю у решетчатых ворот резиденции, выходящих прямо на Памирский тракт. Они распахнуты и как бы приглашают войти, а надлежащая этому месту охрана отсутствует.
Набравшись наглости я въехал внутрь и припарковался под плакатом с изображением национального лидера и под его охраной. Парковка была на половину пустой, а на другую половину полной, в ее дальнем конце у машин происходил какой-то странный движ. Молодые парни и девушки выгружали различные коробки и уносили их по дорожке вдаль. Наверное еду привезли, - подумал я, и не ошибся. Так как никто не обращал на меня внимание и не пытался выгнать, я как незваный гость, аки тать в ночи, взяв фотокамеру, отправился в скальную теснину, в сторону шума воды безымянного притока Пянджа.
На плакате памятная надпись о том, что Президент объявил 2018 год годом развития туризма и народного творчества. Именно в этом году страна взяла курс на превращение туризма в одну из основных отраслей экономики. И это действительно чувствуется. Всего за один год удалось развернуть почти всю (за редким исключением в лице Минприроды) чиновничью бюрократию лицом в сторону гостей страны. Более того, несмотря на то, что практически сразу же произошел печальный инцидент с иностранными туристами, призванный дискредитировать президентскую инициативу, до каждого жителя даже самого отдаленного кишлака было доведено, что турист лицо неприкосновенное и в его обязанности входит ему всяческим помогать. Все это, накладываясь и на так гипертровированное гостеприимство горцев Памира, порой приобретало уж совсем причудливые очертания. Тем не менее могу отметить, что такого радушного отношения как со стороны простых людей так и ряда чиновников Таможенной службы, Госавтоинспекции и Пограничной службы Таджикистана я больше нигде не встречал, ну разве только в Узбекистане. За что им всем огромная благодарность. Неподъемную взятку попросили у меня всего один раз в Душанбе в Министерстве охраны окружающей среды Республики Таджикистан за оформление документов на право вывоза найденных в природе рогов архара (привет Хумракул), стоимость разрешительных документов на которые официально была всего-то в районе 300 рублей на русские деньги. В результате огромные и красивейшие рога вместо того чтобы занять достойное место в фондах Пермского краеведческого музея отправились на помойку. Надеюсь этих чиновников расстреляли.
Предыдущий кадр с аркой уже сигнализирует о той замешанной на попсе эклектике которую нам сейчас предстоит увидеть. С одной стороны дорогая и бохатая китайщина, с другой - какие-то керамические гномы тут же рядом в траве как в типично российском садоводческом товариществе "Шесть соток" для пенсионеров местного молокозавода. В перспективе же видна мемориальная плита с названием этого Богом избранного места, выполненная в типично пермском похоронном стиле. Я не очень хорошо отношусь к подобной эклектике, местами здесь явный перебор как, например, с гномами или лошадями, но, тем не менее, это место сильно отличается от "Сонькиной лагуны" в Сатке. Здесь нет того разгульного всеобъемлющего стеба, здесь все всерьез.
Макет водяной роторной мельницы "Осеб mill" со вполне себе европейской вывеской и логотипом ветряной мельницы из Голландии. Я бы перевел "Старая мельница", но гугло-переводчик пишет: "Мельница для травм". Странное дело, я конечно слышал, что роторные мельницы опасны и у них, если не ослаблять поток воды срывает верхний жернов, но это же не до такой степени, чтобы повлиять на брендирование объекта?
Не буду заострять внимание на ее устройстве, хотя размер жернова вполне себе как находят при раскопках средневековых городищ. Кому интересно, можете посмотреть видео как работает традиционная памирская роторная водяная мельница под Ишкашимом здесь:
Заинтересовавшись, я попытался разглядеть дом поближе. Перед входом вновь мы видим монументальную надпись "CHORCHAMAN CLUB". Оказывается есть и такой, это вам не какой-нибудь "Изборский клуб" политиков-маргиналов, мечтающих о московском пайке, а вполне солидное учреждение для проведения переговоров на высшем уровне с террасой для барбекю на свежем горном воздухе.
Еще на парковке, увидев свободный вход и праздно шатающуюся местную публику с детишками, я стал сомневаться в том, что это действительно дача президента Таджикистана. Надпись "Рекреационный центр" не способствовала укреплению этой версии. Тем не менее я затруднился определить жанр этого удивительного места. Если это место для отдыха простых людей то почему здесь присутствуют странные постройки типа "CHORCHAMAN CLUB", рассчитанные явно не на проведение свадеб, а на некие переговоры и конференции. Увидев суету с продуктами и посудой на парковке я было решил, что здесь проводят корпоративы или жарят шашлыки на природе небольшими компаниями, но я не увидел типичных для этого мест. Вся инфраструктура зоны отдыха была ни на что не похожа. Т.е. она как бы была доступна, она была продумана, скорее всего не обошлось без высококлассного архитектора и ландшафтного дизайнера, но она была заточена под непривычный для среднестатистического россиянина формат отдыха частной резиденции. Видно, что гулять здесь можно свободно и бесплатно, но полноценно пользоваться ее благами должен был кто-то другой. И в этом была своя загадка.
Не обратном пути я попытался нати какого-нибудь начальника, чтобы спросить, нельзя ли тут переночевать усталому путнику? У двухэтажного бревенчатого домика в стиле "а ля рюс" мне удалось повстречать несколько человек в синих костюмах и при галстуках. Разумеется мне было отказано. Мой изможденный вид в полосатой майке и шортах в контексте только прошедшего Дня пограничника не внушал доверия, а на завтра здесь ждали какую-то правительственную делегацию. Облегченно вздохнув, что не придется платить за роскошный ночлег из моего скудного бюджета, я направился к машине предвкушая романтический ночлег на вертолетной площадке.
Покидаю резиденцию "Чорчаман". Проехав с полкилометра сворачиваю с трассы на вертолетную площадку. Для начала я решил особо не привлекать внимание, сразу не ставить по центру посадочного круга палатку пока еще было светло. Очень хотелось есть и тут я замечаю на краю вертолетки шелковицу и отправляюсь ее объедать. Люблю лакомиться подножным кормом.
Только я начал наслаждаться шелковицей, как вдруг замечаю, что к моей Белке подкатывает белый джип типа "Toyota" - самая распространенная машина уважаемых людей Горного Бадахшана. Из нее вышли несколько человек, осмотрели мою Белку и стали озираться в поисках водителя. Сидеть в кустах особого смысла не было и я вышел к ним. Оказывается это были люди из резиденции и они специально догнали меня, чтобы пригласить переночевать в ней бесплатно и поужинать вместе с ними. Что послужило причиной того, что они поменяли свое решение можно только гадать. Возможно они убедились, что я не собираюсь уезжать прочь и решили что лучше держать меня поближе к себе под контролем, чем позволить занять вертолетку перед завтрашним визитом. Стоит ли говорить, что я воспользовался приглашением и отправился обратно в Чорчаман.
Оставил машину на уже знакомой парковке, перетаскал необходимые вещи в "Русский дом", его мне отвели со словами - пользуйся, но до какой степени так и не объяснили, помылся, переоделся и вышел к людям которые уже собрались под большим шатром. К тому времени уже совсем стемнело. Пестрая толпа волонтеров в перемешку со штатными сотрудниками резиденции и прикомандированными специалистами из Душанбе уселась за большой дастархан под шатром. Для приличия я посидел вместе со всеми и что-то даже поел типа жареной куриной ножки с лепешками, помидор и дыни.
Попутно удалось выяснить, что на следующий день ждали в гости Дональда Туска - на тот момент Председателя Европейского Совета. Меня оставили с условием, что завтра до 11:00 утра я покину резиденцию. Для посторонних она на время визита закрывалась. Но если я захочу вернуться, то это можно будет сделать после 16:00. Я поблагодарил за гостеприимство и отправился снимать ночной Чорчаман, тем более водопад к тому времени уже заставили работать.
Про ночной Чорчаман будет отдельный репортаж, а ниже представлен небольшой обзор Русского дома где я ночевал. Вдруг кому-нибудь захочется на тех или иных условиях здесь переночевать в путешествии по Памиру. Снимал ночью и утром следующего дня.
Русский дом представляет собой двухэтажный особняк из отциклеванного бревна. На нижнем этаже расположена антуражная гостиная с санузлом, на втором - спальня и второй санузел. Отопления я не заметил, несмотря на суровость памирских зим. Все говорит о том, что этот дом не предназначен для использования шумными компаниями по случаю окончания школы или выхода на пенсию. Это здание проектировалось как место жительства для одного или двух статусных и привыкших к роскоши человек. Кстати, для меня так и осталось загадкой где проживает персонал резиденции. Я не видел ни одного вспомогательного корпуса. Возможно они на ночь уезжают в Дарваз.
Как вы уже поняли, рекреационный центр "Чорчаман" имеет двойное назначение. По форме собственности это частный бизнес (частно-государственное партнерство (?)), но как он зарабатывает, я просто теряюсь в догадках. Любой, я подчеркиваю - любой, простой человек может посетить это место, погулять по парку и подивиться на местные красоты. Но создавался Чорчаман явно не для этого. Все говорит о том, что основная задача резиденции - прием иностранных делегаций и высокопоставленных лиц. На период таких мероприятий Чорчаман закрывается и вводятся меры усиленной безопасности о которых я расскажу в следующей части. Можно ли это место назвать "дачей Президента", как говорят в народе? Скорее всего нет, т.к. в число официальных резиденций Эмомали Рахмона Чорчаман не входит. Однако его личный домик здесь имеет место быть.
Полный видеообзор резиденции "Чорчаман" под названием: Как я ночевал на даче Президента?
Не забывайте подписываться на мой Ютуб-канал и оставлять лайки под видео, это важно для его продвижения, спасибо!
Если кому-то нужен контакт доброго хозяина Чорчамана с целью остановиться там, могу дать телефон, но он сам говорил мне, что лучше останавливаться с ночлегом в более приспособленной для этого его второй гостинице, что расположена несколько ближе к Калаи-Хумб. Через месяц на обратном пути в Душанбе У меня был запланирован ночлег в ней, но в силу ряда обстоятельств этого не сложилось и обзора не будет, в отличии от Чорчамана. Тем не менее огромная благодарность за приют и гостеприимство.
День прошел плодотворно. После ночлега в машине у какой-то чайханы на берегу Пянджа в нескольких километрах после Николаевского спуска (ночью собаки украли у меня тапки), утром я вновь вернулся на перевал, чтобы отснять Николаевский спуск при дневном свете, потом сгонял в кишлак Йол где поснимал удивительные формы рельефа и где меня задержали пограничники. Пограничники меня отпустили и в дальнейшем более-менее сносно вели во время всего моего путешествия вдоль афганской границы. Надеюсь что вели, ибо мой маршрут был несколько необычен для этих мест. Ну а потом я преодолел первые полторы сотни километров вдоль границы с Афганистаном, помыл Белку под водопадом, косясь на минные поля. Это было мое первое знакомство с долиной Пянджа, ехал я медленно и много снимал на частых остановках. Фотографии еще ждут обработки. Дневной пробег составил 169 км.
На этом пока все.
Навигация по Большому Центрально-Азиатскому путешествию здесь.
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь
Для тех кто еще не в курсе, сообщаю о сборе на вкусный бензин для Белки в путешествии сентября этого года в Приэльбрусье. Собрать надо 45 тыс. рублей. 22 тыс. уже собрано. Донаты можно перечислить на карту Сбера 2202 2053 7263 9515. Спасибо! Я работаю для вас.