Нужны сварщики, ждём операторов станков, требуются токари... Типичные объявления для рынка труда в российских регионах. Вакансий на производстве всё больше, за человека с руками работодатели готовы бороться. Естественный вопрос, который решают вчерашние и даже сегодняшние школьники и их родители: а всем ли надо в вуз за дипломом? Может быть, и без него человек будет счастлив и горд своей работой? Житейские истории и мнения экспертов изучил nn.aif.ru.
С бумажкой без навыков
От высшего образования ярославец Евгений Уткин ждал многого. Молодой человек стремился освоить новую для себя сферу – стать театральным критиком. И при поступлении в вуз ему пообещали «золотые горы»: уникальную специальность, новые связи, поездки в разные города и трудоустройство. Правда, всё это не сбылось.
«Изначально я боялся, что могу потерять интерес в процессе обучения. Нам честно сказали во время учёбы, что денег в этой сфере мы не заработаем. К тому же оказалось, что по этой специальности даже нет универсальной программы», – рассказывает Евгений.
Так он начал разочаровываться в будущей профессии. Много времени уделял учёбе, практике на творческих мероприятиях, однако этот опыт оказался почти бесполезен при трудоустройстве. Тем более, что на рынке труда будущая профессия была слабо востребована. Тогда Евгений решил попробовать получить новые знания в магистратуре по культурному менеджменту. Но и здесь результат оказался неутешительным. «Мне не дали нужных знаний и практики, только сплошные обещания. Я хотел получить навыки управленца, а остался с очередной бумажкой», – признаётся Евгений.
Сейчас он пытается найти работу. И считает, что высшее образование ему в этом вряд ли пригодится.
Комбинезон вместо белой рубашки
Нижегородец Виталий всегда думал: работать пойдёт на завод. Отец Виталия был сварщиком, мать трудилась на том же предприятии контролёром ОТК. Мечты дать сыну высшее образование у родителей не было, главное – чтобы в руках было дело, которое прокормит.
Виталий поступил в техникум, но учился плохо. Гораздо больше ему нравилось с отцом ездить «шабашить» по частным заказам. Диплом техникума всё же получил – настояла мать.
Как и написано в дипломе, Виталий трудится сварщиком. Сейчас ему 35. «Сначала я пришёл на завод, как отец, но вскоре понял, что не моё это – трубить от звонка до звонка. Времена сейчас другие, я решил работать на себя, – вспоминает Виталий. – В среднем, мой рабочий день стоит от 25 тыс. руб. Примерно так оценивают объём сварочных работ, которые я как опытный специалист могу сделать за день. Конечно, кто-то без опыта и неделю может провозиться».
У Виталия есть хорошая машина, трёхкомнатная квартира, купленная в ипотеку, семья ни в чём не нуждается. «Собственно, в плане уровня жизни я ничем принципиально не отличаюсь от одноклассников с высшим образованием», – резюмирует Виталий.
Дмитрий из города Владимир – из поколения конца 80-х. Наверное, почти каждый из тех, кому сейчас 35, стремился после школы поступить в вуз. Дима не исключение. Он окончил юридический институт – всё-таки престижно – и стал «белым воротничком».
Долго трудился в юридическом отделе в системе ЖКХ – разбирался с жалобами граждан. Из плюсов – работа в кабинете и, собственно, профильная сфера; из минусов – строгий дресс-код, невысокая зарплата, общение с достаточно непростыми людьми, постоянные переработки.
В выходные обычно уезжал к родителям в деревню и занимался любимым делом – работал руками. Начал с бани, потом построил сарай, соорудил пристройку к дому... Его этому никто не учил.
Три года назад Дима перевернул жизнь на 180 градусов. Променял офис на ручной труд, белую рубашку на комбинезон. Теперь вместе с другом, у которого, к слову, за плечами всего девять классов, занимается внутренней отделкой квартир. Правда, прежде чем на это пойти, колебался пару месяцев. Но с тех пор о выборе не пожалел ни разу.
Миша, младший брат Димы, окончив девять классов, учёл опыт брата и твёрдо решил идти в колледж. Говорит, что практические знания пригодятся больше, чем вузовские «корочки». У него ещё немало лет в запасе, передумает, захочет в вуз – всё успеет.
С младых ногтей
Рязанка Наташа пока и вовсе только в восьмом классе, но говорит, что с планами на будущее полностью определилась. После девятого класса собирается поступать в педагогический колледж – мечтает стать воспитателем в детском саду. Когда сама ходила в детсад, ей уже доверяли заниматься с маленькими детьми. В классах постарше начала работать в школьных лагерях, потом записалась в волонтёрский кружок, отвечает там за разные занятия с младшими классами.
Наташа поняла, что дети – её призвание. Родители не против.
А вот Михаила из той же Рязани родители убедили поступить в колледж, чтобы хоть какое-то образование было. Но планы у него другие. Парень мечтает... варить пиво. Планирует запустить свой небольшой бизнес. Правда, понимает, что сразу всё не получится. Поэтому и выбрал специальность, связанную со станкостроением. Говорит, что пойдёт потом работать по профессии, но потихоньку в свободное время будет заниматься тем, что любит.
По большому счёту, это и есть самое главное – любить своё дело. А есть ли у тебя диплом и какой он – вопрос десятый.
Рынок изменчив
Представитель рекрутингового агентства «HeadHunter Поволжье» Арина Батракова:
«На самом деле мы не можем со 100%-ной вероятностью сказать, что даже в ближайшие пять лет будет на рынке труда в том или ином регионе. Тем более системе образования успеть за этими постоянно меняющимися трендами. В современном мире образование становится процессом непрерывным. Не надо думать, как раньше, что вы всю жизнь посвятите одной специальности. Мир, а вслед за ним и рынок труда, слишком изменчив.
Возьмём, например, ИТ-индустрию. Совсем недавно чуть ли не все выпускники хотели стать ИТ-специалистами, поскольку там были самые высокие зарплаты.
И что теперь? Хорошо зарабатывают очень опытные профессионалы, а новички или те, у кого опыт как раз лет пять, нередко вообще сидят без работы. Зато всем нужны токари, сварщики, слесари и представители других рабочих специальностей.
Тяжело найти работу тем же юристам, дизайнерам. Рынку требуется много врачей, но зарплата у них меньше, чем у токарей и прорабов на стройках, а учиться на медика долго и сложно...
Я бы посоветовала родителям обратить внимание на приоритеты их ребёнка. Лежит у него душа к рабочим профессиям – не надо настаивать на получении высшего образования. Хочет ребёнок учиться в вузе – значит, пусть готовится, он должен постараться хорошо сдать ЕГЭ».
Компетентно
Психолог Дарья Ветрова (Нижний Новгород):
«У сегодняшнего поколения сорокалетних всё ещё жив миф о высшем образовании как о пропуске в высшее общество и обеспеченную жизнь. Этот стереотип современным родителям передали их мамы и папы, выросшие в советские годы. Причём, если уж получать высшее образование, то обязательно статусное: юрист, экономист, из последнего – дизайнер интерьеров или ландшафтный дизайнер. Агроном? Инженер коммуникационных систем? Ну уж нет!
Но понятно, что ориентироваться надо не на красивое название профессии или статус факультета в вузе, а на реальные потребности рынка труда. Если говорить о рабочих специальностях, у нас большинство детей просто не знают, как выглядит, скажем, современный цех. Покажите им это на производственной экскурсии – а вдруг зацепит ребёнка?
Конечно, люди, которые работают сварщиками, токарями, хлеб пекут, в конце концов, должны приходить в школы с рассказами о своей специальности. У детей должен складываться положительный образ человека труда. Часто люди, которые пьют горячительное на лавках во дворе, – на самом деле вовсе не работяги, а безработные. У большинства из них никакого образования нет, нет и нормального рабочего стажа. Такие кадры явно не трудятся на оборонных предприятиях, где и станки современные, и ответственность огромная».
Языком цифр
- Сварщику в Нижнем Новгороде предлагают от 137 тыс. до 230 тыс. руб. в месяц, токарю – от 67 тыс. до 170 тыс. руб., оператору станка с числовым программным управлением – 100 тыс. – 110 тыс. руб.