Найти тему
Вестник Кавказа

Как дягилевская "Шехеразада" повлияла на мир высокой моды?

Оглавление
Декорация к балету "Шехерезада" по эскизу Льва Бакста
Декорация к балету "Шехерезада" по эскизу Льва Бакста

В июне 1910 года в Париже состоялась громкая премьера дягилевских "Русских сезонов" — балет "Шехеразада". Публику поразили не только хореография и исполнители главных партий, но и декорации и костюмы. Французская столицу моментально захватила мода на все восточное и русское, и в коллекциях известных дизайнеров появились шаровары и тюрбаны, которые напоминали те, что носили персонажи "Шехеразады".

Как балет "Шехеразада" покорил Париж?

Одноактный балет "Шехеразада" для своих "Русских сезонов" Сергей Дягилев заказал хореографу Михаилу Фокину. Музыкальной основой стала одноименная симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова, а сюжет был взят из знаменитого сборника сказок "Тысяча и одна ночь". Декорации и костюмы создал художник Леон Бакст, а первыми исполнителями главных партий стали Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский.

Ида Рубинштейн в роли Зобеиды, 1910
Ида Рубинштейн в роли Зобеиды, 1910

Премьера в парижской Grand Opera 4 июня 1910 года прошла с колоссальным успехом. К примеру, побывавший на том спектакле Марсель Пруст признался: "Испытываю волшебное удивление, не зная ничего более прекрасного, чем "Шехеразада"". У триумфа было несколько слагаемых. Необычная постановка, в которой хореограф отказался от классического танца и пуантов, вдохновляясь свободным танцем в стиле Айседоры Дункан; столь же неожиданные цветовые сочетания (оранжевый с зеленым и синим) в декорациях и восточных костюмах Бакста; Нижинский, который парил над сценой и удивлял зрителей пластикой, и Рубинштейн, которая не имела академического хореографического образования, зато идеально соответствовала модному в то время типу женщины-вамп.

Бакст Лев Самуилович. Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова
Бакст Лев Самуилович. Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н.А.Римского-Корсакова

Этот спектакль превратил дягилевскую труппу в ведущий европейский балетный коллектив. Но у успеха "Шехеразады" оказался еще один и, вероятно, неожиданный результат: парижские модницы дружно надели шаровары, тюрбаны, длинные бусы и прочие броские украшения, похожие на те, что носили персонажи балета, а в производство срочно запустили ткани с восточными орнаментами в голубых с оранжевым тонах.

Бал "Тысяча вторая ночь" Поля Пуаре

Через год после премьеры "Шехеразады", 24 июня 1911 года, знаменитый французский кутюрье Поль Пуаре устроил в своем парижском особняке костюмированный бал "Тысяча вторая ночь" (это название напоминает и об одноименном рассказе Теофиля Готье, и о дягилевском балете), на котором представил новую коллекцию в восточном стиле. Большой поклонник Айседоры Дункан, модельер стремился освободить женщин от корсетов и вообще изменить силуэт дамских нарядов, отказавшись от акцента на талии. И в этом ему помогли костюмы Бакста.

Женщины в восточных нарядах от Поля Пуаре, 1911
Женщины в восточных нарядах от Поля Пуаре, 1911

За Пуаре последовали модные дома "Пакен", "Сестры Калло", "Дреколь", а потом "восточная лихорадка", начавшаяся в Париже, охватила Берлин, Лондон, Вену и Петербург.

Пробовал себя в качестве модельера и сам Бакст, в числе его знаменитых клиенток были великая княжна Елена Владимировна (внучка Александра II), французская актриса Ева Лавальер, Гертруда Вандербильт-Уитни, дочь и жена американских миллионеров, ученица Огюста Родена и будущая основательница Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

Кабаре "Шехеразада"

В декабре 1927 года в Париже на улице Льеж, 3 Алексей Нагорнов открыл кабаре "Шехеразада", в 1928-м на экраны вышел фильм, который во Франции шел под тем же названием, а в Германии и других странах был известен как "Тайны Востока". Режиссер Александр Волков (кстати, потомок создателя первого в России профессионального театра Федора Волкова) снимал его на киностудии UFA в Германии, одну из ролей сыграл Александр Вертинский, а костюмы сделал известный сценограф и художник Борис Билинский. Именно он в 1934 году оформил интерьеры "Шехеразады", превратив обычное кабаре в модное место с атмосферой настоящей восточной сказки. Там бывали Ксения Куприна, дочь писателя Александра Куприна и манекенщица Пуаре, Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, другие знаменитости, а Эрих Мария Ремарк описал "Шехеразаду" в романе "Триумфальная арка".

Кабаре "Шехерезада" в 1929 году
Кабаре "Шехерезада" в 1929 году

Ив Сен-Лоран и его коллекция Opéras — Ballets russes

Восток был неотъемлемой частью стиля Ива Сен-Лорана. И это неудивительно: детство и юность он провел в Оране, очень любил Марракеш, где у него была вилла и куда он возвращался дважды в год — в декабре и июне. Кутюрье нравилось работать над новыми коллекциями в этом городе, глядя на пестро одетых местных жителей. "На каждом углу в Марракеше вам встречаются потрясающе яркие группы мужчин и женщин, выделяющихся на общем фоне сочетаниями розовых, голубых, зеленых и пурпурных кафтанов", — рассказывал Сен-Лоран.

Архив Yves Saint Laurent
Архив Yves Saint Laurent

Еще одним ярким лейтмотивом его творчества была Россия. В январе 1958 года состоялся показ первой коллекции, самостоятельно созданной 21-летним Сен-Лораном для дома Christian Dior, — Trapèze ("Трапеция"). В ней модельер обыгрывал силуэт традиционного русского сарафана, а в июне 1959-го он возглавил команду Christian Dior, которая привезла в Москву коллекцию женской одежды. В 1976 году в парижском отеле "Интерконтиненталь" Сен-Лоран представил коллекцию Opéras — Ballets russes ("Русские оперы и балеты"). В нее вошло более ста образов из золотой парчи, шелка, шифона и меха, и, создавая эти наряды, дизайнер вдохновлялся спектаклями Дягилева и ориентальными костюмами Бакста. Многие историки и теоретики моды считают эту коллекцию одной из самых выдающихся за все время существования высокой моды, а сам кутюрье в одном из интервью, отвечая на вопрос о самом красивом воспоминании за 30 лет карьеры, назвал именно Opéras — Ballets russes. И объяснил: "Я эгоистично воплотил все мои мечты, мою любимую живопись, любимые оперы и балеты".

Лола Мусаева