"Как получать больше заказов, ведь у меня и портфолио хорошее, а клиенты редко пишут".
Тут должен быть встречный вопрос: что вы делаете для того, чтобы клиенты вам писали? Если ваше портфолио красиво лежит на одном каком-то ресурсе, это здорово, но это даже не "прожиточный минимум". Это один из шагов, которые необходимо предпринять.
Бесплатные варианты
Сидеть не попе ровно могут позволить себе только дизайнеры с многолетним стажем. У них уже было за жизнь столько клиентов, что появились постоянные заказчики, и уже давно работает сарафанное радио. Если же у вас не так, проверяем список дел, которые необходимо закрыть.
1. Разместиться на биржах фрилансеров
Фриланс, Беханс, Кворк и другие ресурсы, что выдаст поисковик. Регистрируемся, красиво размещаемся и идем дальше.
2. Авито / Юла / Яндекс специалисты
Да, на удивление, доски объявлений тоже выстреливают. Относительно недавно искала в незнакомом городе ногтевого мастера, и выбрала первого по выдачи яндекса. У них этот сервис хорошо интегрирован в поиск. Когда мастер спросила меня, как я ее нашла и услышала ответ, очень удивилась. Говорит, зарегистрировалась вроде пару лет назад, а теперь сервис стал выдавать специалистов в топ, и каждый день звонят по несколько человек на запись именно с Яндекса.
Вывод: пусть и не сразу, но ваша «подушка безопасности» увеличится, и, рано или поздно, данные сервисы принесут плоды.
3. Had Hunter и прочие ресурсы по поиску работы
В редких случаях ХХ и т.п. может выстрелить как биржа, но куда более эффективно найти полу-удаленную работу на постоянной основе.
Знакомый дизайнер устроился в типографию, и раз в неделю ездит в офис, верстает номер газеты. Пару раз за месяц нужно сверстать книгу, но он уже это делает удаленно. Верстка книги занимает день-два. За месяц получает 30 000 руб. + стаж и преференсы. Приятный дополнительный бонус к основным заказам, не так ли?))
Ну и для тех, кто тоскует под Новый год без корпоративов, такой вариант идеален, вас пригласят на праздник XD
С «прожиточным минимумом» закончили. Это, можно сказать, были ваши инвестиции в ближайшее будущее. Переходим к конкретным действиям «здесь и сейчас».
4. Под лежачий камень… Пишем заказчикам
Мало разместить свое портфолио на биржах и где-то еще. Не у всех заказчиков есть время изучать тонны анкет дизайнеров, читать отзывы, выяснять свободен ли исполнитель и может ли он взяться за конкретную задачу.
Очень много людей просто выкладывают ТЗ на ресурсы, и смотрят на портфолио тех, кто готов взяться за работу.
Предположим, вы умеете монтировать видео, но не хотите этим заниматься на постоянной основе, поэтому не указали данный навык в портфолио. А на бирже только что разместили небольшой заказ о видеомонтаже. Так совпало, что у вас есть пара свободных часов. Почему бы не воспользоваться выпавшим шансом, чтобы помочь клиенту и, заодно, заработать 2-3 тысячи рублей?
5. Предлагаем себя
Допустим, вам нравится несколько компаний, с которыми вы бы хотели поработать. Какой-то банк, ресторан, книжный магазин или просто ищите себе новых клиентов.
Начните с города, в котором живете. Потратьте день, выпишите те компании, которые вам по душе, и которые в состоянии оплатить ваши услуги. Те, кто недавно открылся, у них каждая копейка на счету и они еще долго будут отбивать вложения.
Помните, что людям не интересно читать, какой вы офигенный. Бизнесмены обращают внимание на то, чем вы можете им быть полезными, и на ваш ценник, конечно. Поэтому составьте письмо грамотно и вдумчиво, чтобы ваше предложение привлекло внимание, и его пометили как важное, а, возможно, и сразу ответили в положительном ключе.
Важная статистика от одного из топовых графических дизайнеров столицы, чтобы вы не впали в депрессию. Если ежедневно рассылать писем 60, в среднем на них вы будете получать 1-2 ответа. Т.е. если вы отправили 10 писем сегодня и ответа не было, не стоит огорчаться.
И помните, что рассылая письма под копирку, в какой-то момент почтовый ресурс может определить вас как спамера. Если вы не интроверт, то позвоните в те компании, куда отправляли свои предложения и уточните, получали ли они ваше сообщение.
Если с написанием писем и деловыми переговорами есть небольшие затыки, в интернете можно найти много книг и статей на данную тему.
Платные варианты
6. Заведите группы в соцсетях и канал в телеграме
Часть ваших возможных клиентов не охвачена в соцсетях и ТГ. Если есть лишние средства и вы можете их потратить на рекламу, имеет смысл завести группы и канал. Там вы будете публиковать свои кейсы, мысли, статьи, работы, отвечать на вопросы подписчиков и связываться с клиентами.
Смысл заводить группу только, чтобы там висели ваши родственники и знакомые смысла нет, они и так знают, чем вы зарабатываете на жизнь. И если вы не льете трафик в эти точки, то тратить время на контент ради того, что может быть однажды два с половиной человека подпишутся на ваш ВК, ТГ или что-то еще, бессмысленная трата времени.
Люди редко подписываются на подобные каналы без рекламы. Есть вариант, искать таких же как вы, не раскрученных ребят, и обмениваться бесплатно рекламой. Однако выхлоп от этого будет мизерный, а времени на поиск сообществ, обсуждение, создание постов, чтобы получить хотя бы 100 подписчиков будет затрачено колоссальное. Можно неосторожно выгореть от количества действий, которые придется предпринимать для подобной халявы.
Кто-то вступает во всякие бесплатные марафоны, где спикер призывает участников прямо сейчас лайкнуть друг друга, подписаться, написать комментарии и т.д. Вы потратите 7 или даже 10 дней на марафон, получите 10 подписчиков, и ни один из них не станет вашим клиентом. Будьте реалистом и рассуждайте логично.
Лет семь назад я попала на бесплатный марафон к миллионеру, и он сказал следующее: «чтобы 1 человек стал твоим клиентом, нужно набрать 1000 подписчиков». И не ботов за три копейки, которых продают на ресурсах накрутки, а именно тех, кто добровольно захочет подписаться, посмотрев вашу рекламу. 99% тех, кто вступил в группу, от случая к случаю будут просто следить за вашими работами и читать интересные статьи и заметки, которые вы предлагаете.
7. Свой сайт
Создание сайта и поднятие его в топовую десятку, а также размещение рекламы на яндекс-директ и гугл-эдворд требуют существенных финансовых вливаний.
Если вы завели сайт, чтобы получать заказы, то будьте готовы к большим тратам. Если же создали сайт, чтобы собрать там ваше портфолио в более выгодном свете, чем это могут предоставить разного рода сервисы, то это более экономный вариант, чем оплачивать РК целиком. Главное, чтобы поддержка ресурса окупалась.
Хотя зачем это все, когда можно создать pdf-портфолио, например.
Бонус
8. Иностранные биржи
Когда я пишу эти строки, на РФ все еще наложены санкции, но «дождь не может идти вечно». Fiverr и прочие биржи будут рады видеть любых исполнителей. Да и, в конце концов, не обязательно использовать биржи, которые работают только с PayPal и пр. подсанкционными сервисами.
Даже если вы не знаете языка, всегда есть гугл- и яндекс-переводчик. Поверьте, заказчики тоже зачастую не англичане, и тоже используют те же самые ресурсы для перевода. Даже если вы не до конца поняли ТЗ, благодаря референсам и дополнительным вопросам, вы быстро сориентируетесь в том, что от вас требуется. Заказчики точно такие же люди, как и вы, они тоже заинтересованы в том, чтобы вы лучше понимали, что от вас ждут, и выполнили заказ правильно и в срок.
На своем опыте в Fiverr скажу, что благодаря референсам, дизайнерам проще ориентироваться в пожеланиях клиента. Что нельзя сказать, допустим, о программистах.
Мой друг 3 месяца писал код, пока не выяснилось, что клиенту вообще нужно было другое. Даже сам клиент не знал, что нужен был и другой язык для написания, и другой функционал. Все случилось, когда работа была сдана, а код не возможно было внедрить на сайт. Благодаря администрации ресурса, все разошлись полюбовно: Fiverr заплатил программисту, а заказчик ушел искать нового исполнителя уже с правильным ТЗ.
9. Партнерство
Однажды я попала на бесплатный марафон по дизайну. И всех участников пригласили в общий чат для взаимопомощи и обсуждению лекций. На таких мероприятиях всегда встречается разношерстный народ: те, кто хочет сменить профессию, завести новое хобби, найти подработку или, допустим, трафиктологи, которые хотят своими силами делать баннеры, не завися от дизайнеров.
И не все участники, соответственно, после марафона продолжают заниматься дизайном. Кто-то понял, что это не их «вид спорта» и они лучше заплатят специалисту, чем будут тратить время на рисование баннеров.
Знакомясь на МК и похожих событиях друг с другом, вы узнаете кто есть кто. Программисты, художники, бухгалтера, таргетологи, смм-щики… вы можете поработать друг с другом разок и понять, действительно ли человек специалист, обязательный ли он, комфортно ли с ним сотрудничать. И в дальнейшем, когда ваш клиент, допустим, будет искать программиста или смм-специалиста, вы точно сможете посоветовать кого-то стоящего. И те, с кем вы работали, могут делать точно также. Это и сарафанное радио, и дальнейшие совместные проекты. Чем больше знакомств, тем лучше. Налаживание связей, особенно в начале карьеры – 50% успеха.
Адекватных вам клиентов и спасибо, что дочитали до конца =)