Завершена реставрация одного из лучших портретов Ганса Гольбейна-младшего!
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
Те из вас, кто с прошлого года читал публикации на моём старом канале, наверняка вспомнят статью "Сказ о том, как художник Ганс короля женил".
Написала я её, чтобы познакомить вас с одним из моих любимых художников эпохи Возрождения, немцем по рождению, долгое время прожившим в Англии. Он работал при дворе короля "синей бороды" Генриха Восьмого, написал всех членов его семьи, его единственного сына и несколько портретов самого короля-реформатора.
Чувствовала я определённую несправедливость. Короля-монстра этого знают и помнят "не только лишь все", а точно все. Шесть раз женился, двух жён казнил (а изображения их уничтожил), с двумя развёлся, одна успела помереть своей смертью... История, одновременно пикантная и кровожадная, много раз была воплощена в сценариях, фильмах, книгах, сериалах и рассказах блогеров. Мне же хотелось показать вам великолепные портреты Ганса Гольбейна-младшего, живописные и графические, благодаря которым мы достоверно знаем, как выглядели герои всех этих литературных произведений.
Ганс Гольбейн-младший с фотографической точностью сохранил для нас черты лица короля Генриха, его несчастных жен, его сына и единственного наследника Эдуарда. Мастерство этого художника на порядок превосходило уровень работ его современников, сам король это прекрасно понимал, ценил его талант, и когда в четвертый раз задумал жениться, то портреты потенциальных невест доверил писать, конечно же, Гольбейну. Среди них был портрет немецкой принцессы Анны, который так понравился королю, что на нём он и остановил свой окончательный выбор.
Портрет Анны Клевской был темой той, моей предыдущей статьи, вокруг которого я выстроила весь сюжет.
Я взяла фотографии с официального сайта Лувра, была довольна их качеством, кроме общего вида самой картины, там было и несколько фрагментов.
Вам я их показывать не стала, всё таки статья была не о реставрации картин, такое внимание к деталям там не было нужно.
Сама же внимательно их рассмотрела, обратила внимание, что давно не было реставрации, углы картины имеют странные, старые вставки, дублировочный холст уже сам состарился и "прогорел". Сама картина написана на пергаменте, и затем сдублирована (приклеена) на льняной холст.
На фото выше вставка в нижнем правом углу вообще выпала, виден край холста с торчащими нитями. И вряд ли это "безобразие" уходит под раму. Та же проблема и с верхними углами (фото ниже).
Что же касается потемневшего жёлтого лака, то тут можно вообще ничего не говорить, сами всё видите. И я, как всегда, напомню, что на фотографиях старые картины смотрятся приличнее, светлее и красочнее, чем в реальности. Так что видимую желтизну можете смело умножать на два.
Даже если допустить, что Анна Клевская была постоянной клиенткой соляриев и вообще любила позагорать под жарким северным солнцем Дюссельдорфа, потому и была такая желтокожая круглый год, то жемчуг, которым богато украшены её головной убор и платье - он круглый год белый, и Ганс Гольбейн жёлтым писать его не стал бы. Ещё проще ориентироваться на белки глаз - они всегда белые с голубоватым оттенком. Да и про солярий я пошутила: в то время знатные дамы и подумать не могли, чтобы загорать, их кожа должна была оставаться белой.
Я тогда подумала - эх, вот бы её отреставрировали, уже все сроки прошли, уже экспозиционный вид утратила, а всё висит в залах музея...
И вдруг, спустя несколько месяцев, читаю новость, что её отреставрировали! Ещё никогда мои желания не исполнялись так быстро!
Единственная причина, по которой я не рассказала вам об этой сенсации сразу - я ждала каких-либо документов, фотографий, исследований, которыми могли поделиться коллеги. Пока, к сожалению, никаких отчётов о проведенной работе Лувр не афиширует.
Тогда просто посмотрим на невероятное преображение этого восхитительного портрета! И, знаете, что я вам скажу, я сама удивилась! Честно. Не ожидала, что он настолько изменится и не подозревала, что весь фон находится под сплошной темной записью.
Пройдем по залам Лувра, стены которых окрашены в нейтральный серый цвет...
И увидим её, она экспонируется отдельно...
Не верится, да? Что картина может измениться НАСТОЛЬКО! Что реставраторы сняли десяток слоёв лака, межлаковых записей, поверхностных загрязнений, которые с каждым новым покрытием лаком тоже становились межлаковыми. Фото взяты из официального аккаунта Лувра в сети, которая немного запрещена.
В прошлой моей статье вы видели этот портрет таким, каким его видели посетители Лувра до реставрации.
А теперь мы можем увидеть его таким, каким его создал Ганс Гольбейн-младший и увидел сам король.
Портрет, в который влюбился король Генрих Восьмой... пусть и ненадолго.
Вот это подлинные, первозданные цвета непревзойденного мастера, художника, оставившего для нас лица своих современников, полные здоровья, жизни и цвета.
Теперь мы можем рассмотреть на портрете не только каждый драгоценный камушек и каждую жемчужину, но и блики на них.
Кромвель описывал красоту принцессы Анны своему государю так: "Каждый мужчина восхваляет красоту этой дамы, лицом и всем телом она превосходит герцогиню Миланскую, как превосходит золотое солнце серебряную луну".
И когда король увидел портрет Гольбейна, он убедился в правдивости этих слов.
Коллаж из фотографий до/после реставрации по просьбам читателей:
Вот здесь вы можете ещё раз полюбоваться и рассмотреть в деталях портрет Анны Клевской, это официальный сайт музея Лувр:
И ссылка на мою статью, оставшуюся на старом канале. Если не читали, друзья, приглашаю к прочтению, мне она кажется одной из самых удачных. И ещё её можно читать под музыку удивительно романтичной средневековой мелодии "Зелёные рукава", вы сможете включить её в самом начале текста.
На этом прощаюсь с вами до новых встреч!
Всем добра!