Найти тему
История предков

Грузинский сепаратизм с британским акцентом

«Горцы никогда не смирятся с тем, что Кавказ русский» – так гордо заявлял англичанам в 1921 году глава грузинского правительства в изгнании Ной Николаевич Жордания. Эти слова зафиксированы в документе, который сегодня хранится в Российском государственном военном архиве в спец-фонде Управления войсками Северо-Кавказского военного округа. Это донесение внедренного в окружение Жордания советского разведчика, поэтому реальное имя заменено номером: «20 апреля 1921 года. Агент 12/21 сообщает, что Ной Жордания имел несколько встреч с британцами, в частности с генералом Уордропом, который сейчас как частное лицо основал в Лондоне “Фонд Грузинской культуры”. Он передавал Жордания деньги и обещал, что Англия имеет твердое намерение помочь грузинским меньшевикам вернуть власть в Грузии. Жордания, в свою очередь, говорил, что горцы никогда не смирятся с тем, что Кавказ русский, говорил, что у него есть связь с армянскими дашнаками и азербайджанскими мусаватистами и что нужны только деньги и оружие. И они отобьют Кавказ у Советов».

Воинственный запал грузинского правителя, только месяц назад бежавшего от наступающей Красной армии, можно понять. Обида, да и деньги нужны, а деньги ни на что, кроме как на войну с Советами, англичане не дадут. Поэтому обещаний было выдано много и денег, видимо, получено немало. Почему англичане верили Жордания? Так ведь именно англичане совсем недавно ставили грузин главными на Кавказе. Это известно из документа, полученного по линии военной разведки. Выдержки из разведывательных сводок Кавказского фронта и агентурных сводок регистрационного управления РККА по Крыму, 18 июня – 5 июля 1920 года: «11 июля. Агентура от 10/7 сообщает, что после передачи Батума англичанами грузинам на пароход “Кервин” отправлены в Крым полтавский и владикавказский кадетские корпуса в числе 500 человек. Весьма возможно, что отправка интернированных казаков в Крым производилась на английских судах».

Батуми – это нефть, главное богатство Кавказа. У кого Батуми, тот и главный. Но почему англичане отдали власть именно грузинским меньшевикам? Дело в том, что они, в отличие от армян или азербайджанцев, готовы были расплачиваться чем угодно: хоть ресурсами, хоть признанием протектората Великобритании. И об этом пишет в своей статье «Грузия под английским владычеством»[4] лидер советских историков 1920-х годов Михаил Покровский, который, будучи членом партии с 1905 года, пользовался у чекистов особым доверием и имел возможность поработать с архивами свергнутого грузинского правительства. Вот какую интересную беседу публикует Покровский. Выписка из стенограммы беседы министра иностранных дел меньшевистского правительства Грузии Гегечкори с генералом Уордропом, Тифлис, 12 сентября 1919 года: «Правительство Грузии сознает, что оно должно опереться на какой-нибудь крепкий государственный организм, и это сознание продиктовало нам ориентацию на Англию. Конечно, мы знаем, что подобная помощь со стороны Соединенного Королевства должна быть компенсирована нами. Грузия не может одна без поддержки пройти сквозь горнила испытаний. Она просит помощи у Англии и хочет знать, чего захочет Англия взамен».

То есть у англичан с грузинскими меньшевиками было все уже договорено. Но Красная армия неожиданно оказалась и сильной, и быстрой. Поэтому англичане срочно вывели свои войска в конце 1920 года, а Николай Жордания с товарищами в марте 1921 года вообще еле унес ноги. Но уже в апреле Жордания начинает обещать англичанам: дайте только денег и оружия, и мы отвоюем Грузию у большевиков.

Англичане, конечно, дали денег на такое дело. Однако меньшевики, в отличие от басмачей, не собирали вооруженные отряды за границей. Руководствуясь какой-то своей логикой, они начали, что называется, просачиваться в Грузию мелкими группами и находить приют у своих родственников. Такое медленное накопление сил длилось до 1924 года, что привело к тому, что ЧК чуть ли не за полгода знал о готовящемся мятеже. Вот как описывал бесславное начало мятежа грузинский историк Леван Джикия: «Восстание началось в ночь с 28 на 29 августа, а в 8 часов утра 29 августа над городом показался аэроплан. Восставшие думали, что он английский, и убеждали население, что в аэроплане сидит Ной Жордания, прилетевший на нем в Тбилиси из Англии. Но аэроплан, снизившись, открыл огонь из пулемета по восставшим».

Всего за семь дней восстание было полностью подавлено. И грузинские мятежники, а также приютившие их родственники жестоко поплатились за то, что поверили в британскую помощь. А вот англичане на провале восстания хорошо заработали. Сепаратисты, они ведь только внутри страны сепаратисты. А в европейской прессе они – борцы за свободу, за расправу над которыми надо наказывать Россию.

И в 1925 году была введена так называемая золотая блокада в отношении СССР. США, Великобритания, Франция и ряд других западных стран отказались вести торговлю за золото и потребовали от России расплачиваться за продаваемое оборудование нефтью, зерном и лесом, что гораздо более выгодно, так как на золото есть общий курс, а лес сортируется по видам и по типу распила. Это давало наши партнерам возможность сбрасывать цену леса.

Удивляет другое: если все сепаратистские выступления, поддержанные англичанами, провалились, почему даже современные сепаратисты по-прежнему ищут поддержку именно у Великобритании? У британцев все же есть эпизод, когда сепаратистам удалось-таки с их помощью отделиться от России. Правда, не навсегда, а только на два десятка лет. Но, как говорится, хоть временный, но успех.