Найти тему
Кириллица

Шермиции: чем кулачные бои донских казаков отличались от кулачных боев крестьян

Русские кулачные бои имеют почти тысячелетнюю историю – первое упоминание о них есть в «Повести временных лет» (1048 г.). Казачьи рукопашные схватки, по данным историков, как один из видов «шермиций», возникли гораздо позже – само Донское войско как этнос получило официальное признание в XVI веке.

«Сам на сам» и другие виды

Автор книги об истории уличного кулачного боя, Игорь Сергиенко, выделяет 3 основных вида этой русского кулачной схватки: «стенка на стенку», «сам на сам» и «свалка-сцеплялка».

Схватка «стенка на стенку» проходила по праздникам или когда в бою надо было «решить вопросы» жителям определенных улиц населенного пункта либо представителям определенных профессий. «Стенка» с обеих сторон представляла собой шеренгу по одному или нескольку рядов – побеждала группа, в процессе боя нарушившая целостность противоборствующей шеренги, обратившая ее в бегство или же заставившая противника сдаться. Обозначалась черта, отступ за которую означал поражение в бою.

«Сам на сам» – это кулачное сражение двух соперников. Сергиенко пишет, что такой бой напоминал английский бокс. Однако правила не трогать упавшего, не подкладывать в сжатые кулаки металлические предметы на Руси установились ранее, чем в Англии (там они появились лишь в 1743 году). Разновидностью боя «сам на сам» был поединок «удар на удар» – соперники били друг друга поочередно. «Удар на удар» – более жесткий вид уличной драки, поскольку соперникам запрещалось защищаться и уклоняться от ударов, часто соперник валился без чувств уже после первого удара в голову. В висок бить не разрешалось, как и драться ногами. В «сам на сам» главным было удержаться на ногах, и это было сражение «на интерес», а не способ выяснения отношений.

«Свалка-сцеплялка»: по мнению российских историков, самый массовый, древнейший и наиболее опасный вид русского кулачного боя. Его принцип – один против всех: кто выстоял, тот и победитель. Вид схватки отличала хаотичность (оттого она и получила такое название), бойцу надо было проявлять хладнокровие и быть очень быстрым в реакции. Применялись не только кулачные приемы, но и борцовские, поэтому некоторые эксперты относят этот вид кулачного боя к самостоятельному виду единоборств.

Правилами русского кулачного боя дозволялось бить исключительно кулаками, заходить противнику со спины запрещалось. Ногами разрешалось лишь делать подсечки и подножки.

Казачья «стенка на стенку»

Советский методист и лингвист, доктор филологических наук Алексей Миртов в своем «Донском словаре» (1929 г.) писал, что казачьи «шермиции» – это бои, традиционно проводившиеся на Дону по праздникам. Этимология данного термина, по одной из версий, происходит от слова «шермовати» – «действовать оружием». У «шермиций» 10 дисциплин коллективных состязаний, среди которых – соревнования по владению шашкой, пикой и луком, борьба, скачки, джигитовка и другие. Кулачный бой (кулачки) – только один из видов «шермиции».

Доктор исторических наук Марина Рыблова в своем исследовании «Кулачные бои у донских казаков» приводит основные аспекты данных состязаний. У казаков, в отличие от русского кулачного боя, практиковалась традиция сражения «стенка на стенку», принципы определения победителей в такой схватке были схожими – в казачьих «кулачках» также поединок прекращался, когда в противоборствующей стенке пробивались бреши, шеренга разбегалась или пересекалась намеченная перед боем черта.

Старики-казаки следили за тем, чтобы бойцы не нарушали правила, которые также в основном совпадали с традиционными русскими – лежачего не бить, свинчатку в руку не вкладывать и т.п.. Специально отказывались биться казаки, чья сила была недюжинной – они не могли обеспечить равенство в сражении. Также устранялись от поединка те, кто прежде на «кулачках» случайно убил или изувечил соперника.

Поскольку «кулачки» были частью «шермиций», в них принимали участие и подростки, они имитировали бой перед схваткой, но сами не дрались – мальчишки «атаковали» «врагов», оседлав палки и «вооружившись» прутьями. Перед этими казачатами выходили 5 – 6-летние «затравщики», задачей которых было выкрикивать в сторону шеренги противника различные обидные слова. «Затравщицей» у казаков могла выступить и женщина, одетая в мужскую шубу с вывернутым наружу мехом. Таким образом донцы подчеркивали социальный статус подростков и женщин: казаком на Дону считался только тот, кто по-настоящему мог биться на «кулачках».

Как отмечал известный писатель Донского казачества Федор Крюков (некоторые историки приписывают ему авторство шолоховского «Тихого Дона»), в начале боя сражались лидеры с обеих сторон. Затем схватывались молодые казаки (17 – 20 лет). И только потом пускали в ход кулаки служилые донцы.

Главное отличие казачьих «кулачков» от крестьянских боев, по мнению советского и российского этнографа, Татьяны Бернштам, было в традиции кулачной организации донцов – она демонстрировала структурирование мужской части казачьей общины. На протяжении своей жизни казак должен был проходить через несколько переходных (посвятительных) ритуалов: посвящение в казаки, принятие присяги и проводы на службу… Кулачный бой был одним из таких ритуализированных промежуточных звеньев, связывавших обряды-переходы из одного казачьего статуса в другой. Молодой казак, не участвовавший в подобных сражениях и не получивший после них соответствующую оценку от старших, просто не мог претендовать на «продвижение по социальной лестнице».