К Адоратским, Коршуновым, Маловым.
Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое благодаря его замечательным трудам в первой половине ХIХ в. заняло ведущее положение в мировой ориенталистике, выдающийся ученый мирового ранга.
Н.Я. Бичурин родился 29 августа 1777 г. в с. Акулево Цивильского уезда Казанской губернии, в 1786-1799 гг. обучался в Казанской духовной семинарии, преобразованной в 1798 г. в духовную академию. В семинарии-академии Никита изучил, наряду с богословскими дисциплинами, общую и российскую историю, географию, философию, литературу, получил хорошие знания греческого, латинского, французского и немецкого языков. Писал стихи на русском и греческом языках, был неплохим художником. Любознательного и талантливого студента приметил казанский и свияжский архиепископ А.Подобедов и по окончании учебы оставил его в академии же учителем информатории. Амвросий продолжал покровительствовать Бичурину и после его переезда в октябре 1799 г. в Санкт-Петербург на должность архиепископа, с 1801 г. митрополита новгородского и петербургского, и первоприсутствующего в Синоде. В 1800 г. Бичурин стал учителем грамматики, в июле того же года был пострижен в монахи под именем Иакинф, в академии назначен учителем красноречия, произведен в иеродьяконы, в 1801 г - иеромонах и назначен настоятелем Казанского Иоанновского монастыря. В 1802 г. Иакинф по предложению Амвросия был направлен в Иркутск архимандритом Вознесенского монастыря и ректором духовной семинарии, в 1806 г. был назначен преподавателем Тобольской духовной семинарии. В Иркутске и Тобольске Бичурин усиленно занимался изучением истории и этнографии восточных народов, географии Азии. Не без рекомендации А.Подобедова Иакинф в 1807 г. был направлен в Пекин начальником Девятой духовной миссии России в Китае, где он пробыл до 15 мая 1821 года. Для него это были годы титанического труда над изучением китайского, монгольского и маньчжурского языков, составления первых русских словарей этих языков, перевода многочисленных и громадных китайских, исторических, географических, экономических, юридических, медицинских и других сочинений на русский язык, сбора крупнейшей коллекции рукописей и книг на китайском и маньчжурском языках. Вернувшись на родину, ученый с полным основанием заявил: «Я один сделал в пять крат более, нежели все прошедшие миссии в течение ста лет...» По возвращении в Петербург для Н.Я. Бичурина начались годы тяжелых испытаний. Он был предан суду Синода за неисправление миссионерских обязанностей в Пекине и по указанию царя Александра I осужден в заточение в Валаамской монастырской тюрьме. Но и здесь Бичурин нашел возможность заниматься наукой. Монастырское заточение кончилось в 1826 году. Никита Яковлевич был определен сотрудником Азиатского департамента Министерства иностранных дел России для перевода и издания важнейших китайских книг и, оставленный монахом, определен на жительство в Александро-Невскую лавру. У ученого начались годы бурной, неутомимой, плодотворной научной деятельности. Из-под его пера стали выходить книга за книгой о Китае, Монголии и других странах Востока.
Н.Я. Бичурин дружил с А.С. Пушкиным и другими знаменитостями того времени, предлагал ему выехать вместе в путешествие на Восток, выезжал в научные командировки в Кяхту – на границу с Китаем – в 1830-1831 и 1835-1838 гг. для собирания и изучения новых материалов о Средней, Центральной и Восточной Азии, для преподавательской деятельности в училище китайского языка, в Сибири он встречался с декабристом Н.А. Бестужевым.
В конце 30-х – начале 50-х гг. Никита Яковлевич прожил в Петербурге. Скончался он 11 мая 1853 года.
При своей жизни Н.Я. Бичурин издал 16 книг (20 томов) по истории, географии, экономике, этнографии, культуре и языку народов Китая, Тибета, Монголии и Средней Азии. В 1828 г. он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. Важнейшие его труды: Описание Тибета в нынешнем его состоянии (СПб., 1828); Записки о Монголии (СПб., 1828. Т. I, II); Описание Тибета (Париж, 1829; на французском яз.); Описание Чжуньгарии и Восточного Туркестана в древнейшем и нынешнем состоянии (СПб., 1829); История первых четырех ханов из дома Чингисова (СПб., 1829); Описание Пекина. С приложением плана сей столицы, снятого в 1817 г. [самим Н.Я. Бичуриным] (СПб., 1829); Сань-цзы-цзин, или Троесловие, с литографированным китайским текстом (СПб., 1829); История Тибета и Хухунора с 2282 года до Р.Х. по 1227 г. по Р.Х. (СПб., 1833); Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с ХV столетия до настоящего времени (СПб., 1834); Китайская грамматика «Хань-вынь-ци-мын» (Кяхта, 1837); Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение (СПб., 1840); Статистическое описание Китайской империи (СПб., 1842. Части 1, 2); Земледелие в Китае (СПб., 1844); Китай в гражданском и нравственном состоянии (СПб., 1848. Части 1-4); Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена (СПб., 1849-1851. Части 1-3). Четыре его труда были удостоены Демидовской премии Академии наук. Еще две его книги изданы посмертно: Описание религии ученых (Пекин, 1906); Собрание сведений по исторической географии Восточной и Средней Азии (Чебоксары, 1960). Трехтомное «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» переиздано АН СССР в 1950-1953 годах.
У Никиты Яковлевича сохранялись связи с Чувашией. Здесь его почитали, им гордились.
В 1829 г. в журнале «Казанские вести» была опубликована статья «Известия о чувашах». В ней писалось, что «чуваши имеют самое тупое понятие и рассудок самый ограниченный», что из них не было и не будет купцов, ни ученых, ни даже хороших ремесленников [1]. В это время, в декабре 1828 г., Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. Вскоре он получил не только всероссийское, но и всемирное признание как самый талантливый, самый плодовитый и самый оригинальный востоковед. Как отмечает историк ориенталистики П.Е. Скачков, Никита Яковлевич, совершив подвиг во имя науки, опубликовал свыше 60 работ по истории, географии, политическому устройству, языку и этнографии Китая и сопредельных стран, оставил в рукописях почти такое же количество работ [2]. Проживая с 1822 г. до своей кончины в 1853 г. в основном в Петербурге, Бичурин не любил рассказывать знакомым и друзьям о своих родителях, детстве и юности, зная о притеснениях и унижениях «инородцев» со стороны власть имущих. В обществе ходили слухи, что Никита Бичурин – внебрачный сын архиепископа казанского и свияжского, позднее митрополита петербургского и новгородского Амвросия Подобедова, всемерно поддерживавшего Никиту в его творческом росте и служебной карьере. Разумеется, этого не могло быть: Амвросий Подобедов прибыл в Казанскую епархию в 1785 г., а Никита родился еще в 1777 году. В ведомости учителей Казанской духовной академии, составленной в 1801 г., в графе «Кто какой нации» указано, что грамматики учитель иеромонах Иакинф «великороссийской» [3]. В ведомости личного состава Иркутского Вознесенского монастыря, составленной в марте 1803 г. и подписанной самим Бичуриным, в графе «из каких он наций» указано: «великороссийской» [4]. Духовные лица из чувашей в те времена не писались чувашами. К тому же мать Никиты была русской. А в Петербургском обществе знали, что Бичурин – чуваш. В 1847 г. анонимно был издан отдельной книжкой водевиль «Натуральная школа» (позднее выяснили, что его автором был некий П.А. Каратыгин). В нем, среди других, выведен образ бывшего семинариста Агафона Терентьевича Чувашина, который был убежден, что истинное просвещение должно прийти не с Запада, а с Востока, «отколе восходит дневное светило». Прототипом этого героя под фамилией Чувашин был Н.Я. Бичурин. То, что он стал крупнейшим ученым, с любовью относившимся к истории, культуре, быту, языку народов Востока, было связано в немалой степени с его чувашским происхождением. Он хотел показать всему миру, что восточные народы были приобщены у цивилизации даже раньше, чем западные народы. Бичурин был не только ученым, но и общественным деятелем, публицистом, доказывавшим, что культура Востока (Китая и других стран) не уступает культуре Запада, что России необходимо обогащаться и культурой Востока. Вокруг него объединились его сторонники, выдающиеся представители литературы и искусства, некоторые государственные деятели. «Западники» поносили его как «восточника», «инородца». Автор водевиля называет А.Т. Чувашина семинаристом, зная, что Н.Я. Бичурин обучался в семинарии. В том же водевиле другой персонаж, Кубышкин обращается к А.Т. Чувашину: «...Да вот что худо, любезный, вы с сестрицей-то русские?»
Чувашин: «Чистой славянской породы». Здесь автор иронизирует над прототипом Чувашина, который действительно в ведомостях показывал себя «великороссом» [5].
Но и внешний вид Н.Я. Бичурина выдавал в нем чувашина. Один из его друзей, Н.С. Щукин, писал, что «Отец Иакинф был роста выше среднего, сухощав, в лице у него было что-то азиатское: борода редкая клином, волосы темно-русые, глаза карие, щеки впалые и скулы немного выдающиеся. Говорил казанским наречием на О; характер имел немного вспыльчивый и скрытный» [6]. Внучка А.В. и Т.Л. Карсунских Н.С. Моллер, называвшая Бичурина дедушкой, так описывает его облик в пожилом возрасте: «Лицо бледное, очень худое, с провалившимися щеками и выдающимися скулами. Открытый большой лоб, между бровей глубокая морщина. Около рта также глубокие морщины. Губы довольно толстые. Характер вспыльчивый, раздражительный, иногда резкий. Сердце доброе, великодушное» [7]. Как видим, в физическом типе и характере Бичурина было много черт, свойственных чувашам. Примечательно, что он сообщил Н.С. Щукину и чувашское название села Бичурино.
Н.Я. Бичурин не только провел в Чувашии свое детство и отрочество. Он в течение всей своей жизни (об этом см. ниже) поддерживал связи с Чувашией и городом «альма-матер» - Казанью. Однако при жизни Бичурина в печати Казанской губернии о великом ученом, лауреате четырех Демидовских премий Российской академии наук, бывшем выпускнике и преподавателе Казанской духовной академии не появилось никаких сообщений ни в «Казанских губернских ведомостях», ни в изданиях Казанской епархии и духовной академии, ни в изданиях Казанского университета, даже после того, как Никита Яковлевич свою личную библиотеку, основную часть рукописей и китайских коллекций (карты, картины и т.п.) передал Казанской духовной академии. Только в 1886 г. в издававшемся Казанской духовной академией журнале «Православный собеседник» Н.Адоратский опубликовал обстоятельно написанный исторический этюд «Отец Иакинф Бичурин».
Деятели чувашского просвещения и науки первой половины ХIХ в. И.П. Талиев, М.П. Вишневский, В.П. Вишневский, хорошо знавшие Н.Я. Бичурина, не писали о нем. Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев, его учитель Н.И. Ильминский, известные чувашские ученые и публицисты Н.В. Никольский, Г.И. Комиссаров, М.П. Петров (Тинехпи), Д.П. Петров (Юман) и др. в своих работах также молчали о Бичурине.
В чувашской печати первые статьи о Н.Я. Бичурине появились в 1926 г. Краевед И.Д. Никитин (Юркка) в газете «Канаш» от 5 февраля 1926 г. опубликовал статью «Чебоксарец, живший в Китае». В ней указывалось, что бичуринский мальчик Никита Бичурин, попав в Китай, выучил китайский язык и публиковал книги. Далее автор сообщает вымысел о том, что из-за пьянства Бичурин был сослан в Сибирь и долго страдал там. Никитин внес предложение отметить в 1927 г. 150-летие со дня рождения Н.Я. Бичурина [8]. Вскоре Ванюшке в той же газете выступил с возражением против утверждения И.Д. Никитина о пьянстве и страданиях Н.Я. Бичурина в Сибири, привел более точные сведения о жизни и деятельности ученого, дал список основных его трудов [9]. В том же году в журнале «Сунтал» И.Д. Мурзаев опубликовал статью «Дополнения к сведениям об Иакинфе Бичурине», в которой он назвал Н.Я. Бичурина «вышедшим из чувашей известным ученым» («чёваш хушшинчен тухнё паллё ученёй»), сообщил, что на русском языке литература о нем богата, привел его основные биографические данные и охарактеризовал важнейшие научные труды востоковеда [10].
Данных о публикации в чувашской печати статей о Н.Я. Бичурине с 1927 по 1945 г. мне не удалось найти. В 1946-1953 гг. историк П.Г. Григорьев в республиканских газетах и журналах опубликовал 8 статей о выдающемся востоковеде. В дальнейшем со статьями о нашем великом земляке выступали в газетах и журналах П.П. Хузангай, П.В. Денисов, В.Д. Димитриев, В.Е. Митта, В.Г. Родионов, журналисты И. Матросов, А. Николаев (Аслут) и др. Статьи о Бичурине печатались и в районных газетах Чувашии. В 1954 г. П.Г. Григорьев опубликовал книгу о жизни и научной деятельности Н.Я. Бичурина на чувашском языке [11]. В 1960 г. В.Д. Димитриевым [12] и И.Д. Мурзаевым [13] были опубликованы документы о Н.Я. Бичурине, выявленные в архивах Чебоксар, Казани и Ленинграда. В том же году в Чебоксарах издан объемистый том – «Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии», подготовленное к печати Л.Н. Гумилевым и М.Ф. Хваном [14]. В 1977 г. увидела свет монография В.П. Денисова «Никита Яковлевич Бичурин» [15]. Через два года в Чебоксарах была издана книга Э.Ф. Кузнецовой «Начало пути» – документальная повесть о детских и юношеских годах Никиты Бичурина [16]. В 1987 г. опубликовали драму В.П. Романова «Вольнодумец в рясе» [17]. В 1991 г. Чувашское книжное издательство выпустило сборник стихов, статей, очерков, заметок и писем Н.Я. Бичурина «Ради вечной памяти», подготовленный к печати В.Г. Родионовым [18]. В 1997 г. издана замечательная монография П.В. Денисова «Жизнь монаха Иакинфа Бичурина», написанная на основе использования почти всех сохранившихся источников и литературы о великом ученом [19].
В Чебоксарах были проведены научная сессия, посвященная 100-летию со дня смерти Н.Я. Бичурина (1953), всесоюзная конференция в связи с 200-летием со дня его рождения (1977), научная конференция, посвященная 220-летию со дня рождения ученого (1997). В эти же годы в Чувашской республике в научных учреждениях, учебных заведениях, учреждениях культуры проводились торжественные заседания в честь выдающегося ученого.
Приведенный обзор свидетельствует о том, что в послевоенные десятилетия общественность Чувашии достойно чествует своего знаменитого земляка, сознавая огромное воспитательное значение жизненного пути, научной и общественной деятельности незаурядного ученого.
7 августа 1997 г. Президент Чувашской Республики подписал распоряжение № 35-рп, в котором указано: «В связи 220-летием со дня рождения Никиты Яковлевича Бичурина (9 сентября 1997 г.) - отмечал выдающееся мировое значение его научного и культурного наследия: