Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Белая ворона. Социальный диктат и садизм

Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com

Смотрели фильм «Матрица»? Да наверняка! И герой этого фильма Морфеус сказал: «Матрица – это диктат». Там он говорил про то, что люди сидят по капсулам в бессознательном состоянии, и вырабатывают энергию, при этом они живут яркую и насыщенную жизнь, но только в грёзах…

Про грёзы я написал в прошлой статье, про обман и самообман.

А здесь хочу сказать про диктат.

Социум, причём вообще любой социум, независимо от страны и политического строя – это всегда диктат. Индивид, включённый в социум, впаянный в своё окружение, обязан быть таким каким его формирует социальная среда. А если кто-то отклоняется от заданного стандарта, это называется «девиация», к нему применяются репрессии.

Я сейчас не о полиции, судах и тюрьмах, за какие-то ужасные преступления. А о неодобрении и отвержении социальной массой того, кто как-то нестандартно себя проявит, что-то нестандартное предложит. Масса начинает прессовать за гораздо меньшее, чем правоохранительные органы. И порой очень болезненно.

Собой быть можно только в случае, если ты в принципе такой как все, а если и отличаешься чем-то, то лишь в мелочи непринципиального характера. Про такие отличительные мелочи говорят «изюминка». Человек с изюминкой. Такая же среднестатистическая заурядность, только на лбу изюмина прилеплена. И он от всех отличается, у кого этой самой изюмины нет. И пожинает плоды своей оригинальности.

А тех, в ком изюма слишком много, так что на целый кекс хватит, социальная масса прессует. Чем больше изюма – тем сильнее прессинг. Такие «девианты» и «белые вороны», к которым относятся, в частности, творческие личности и инноваторы, создающие что-то новое, сталкиваются с садистической изнанкой социума.

Именно садизм, а не просто насилие, и сейчас я поясню, почему. Насилие иногда необходимо, для сохранения порядка и стабильности. Оно при таком раскладе применяется по принципу «необходимого минимума», чтобы остановить нежелательные проявления.

А часто бывает в корне по-другому. Когда отличающегося человека не просто «останавливают по минимуму», а прошу прощения за не очень приличное слово, «топят в дерьме по максимуму». Это делают отдельные инициативные особи, про которых иногда говорят «крысы» и «клейма негде ставить». Они, образно говоря, имеют отточенный навык «жрать других» и «топить в дерьме». Коллектив, наполненный такими особями, иногда зазывают «серпентарий». Хотя, как правило, одна самая жирная крыса сжирает тех, кто послабже. И дальше царствует на своих кормовых угодьях.

Вопрос в том, что все остальные, которые «не крысы» и «хорошие», этот прессинг и травлю поддерживают, и против такой деструктивной крысы не ополчаются. Они – на её стороне. И это – садистская изнанка социума. С ней сталкивается тот, кто отклоняется от стандарта. По таким людям эта садистская изнанка бьёт. А для нормальных всё комфортно.

У Ивана Ефремова есть такое понятие «стрела Аримана». В его книге «Час быка». Ариман, если кто-то не знает, это злое божество из зороастризма. И вот Ефремов показывал, что в плохо устроенном обществе сильнее всего страдают самые светлые души. Он, наивный, полагал, что общество может быть устроено хорошо.

А вот Александр Зиновьев считал, что не может. И что, когда особей много, условно говоря – более трёх, начинают действовать «законы социальности». У Зиновьева они много раз иллюстрируются метафорой крысятника. Можете почитать его книгу «Зияющие высоты».

Для адаптированной особи всё более-менее good. Играй по правилам, устройся как можешь, находи хорошее в том, что есть, получай удовольствие от жизни и будь хорошим человеком. Так живёт большинство. Есть фильм-антиутопия «Неуместный человек», он снят в Норвегии в 2006 году. И там сказано, что при таком режиме «большинство людей счастливы». Но не все.

Когда появляется личность, выходящая «за рамки», не в уголовно-правовом смысле, и не в психиатрическом, а в смысле идейно-творческом, социум обнаруживает свою подлинную суть. Какую суть? А такую. Что социум – это диктат, не просто подавляющий, а уничтожающий индивидуальность и самобытность.

Многие, да почти все, очень любят слово «свобода». А я вот пишу книгу про социальное рабство. Что же это такое?

Социальное рабство – это не просто вынужденное следование кем-то установленным правилам, которые могут мешать. Типа не воруй, не убивай, не насилуй. И дорогу на зелёный свет переходи. Вопрос не в этом.

Социальное рабство – это про то, что социум императивно определяет, каким человеку быть. Как ему думать и чувствовать, а значит – и как жить. Рабство – если человек с этим соглашается. Не вынужденный внешними обстоятельствами, которые об коленку ломают, а по произволу.

Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru