Найти тему

Узел

Смотрел в детстве мультфильм "Степа моряк". Его в 80ые часто показывали по кусочкам в передаче "спокойной ночи, малыши". Сейчас, когда приходится рассказывать студентам основы навигации, а точнее. основы основ, то приходится вспоминать и происхождение морской мили, почему она именно такая, и откуда взялась единица измерения скорости "узел". И когда я слышу от обывателей, что скорость судна составляет столько-то узлов в час, меня малость коробит. Почему? Потому что узел - это уже единица измерения скорости! Один узел - это одна миля в час! А узел в час - это ускорение какое-то! И тут пересматриваю мульт. С детства запала в память фраза сестры Степы, читающей условие задачи: пароход проходит в час 17 узлов. Это приличная скорость - около 30 км/ч. Но какие узлы он проходит? Это позже я понял, что там ошибка. А еще "веселее" было читать эти самые "узлы в час" в романе Константина Станюковича "Вокруг света на Коршуне". Хотя сам Константин не хотел продолжать династию моряков, но какое-то время в море ходил. (Для незнающих: Михаил Станюкович, отец писателя, вместе с Нахимовым участвовал в русско-турецкой войне). И в романе профессионального моряка прочесть"узел в час" как-то было странно. Может быть, редакторы не туда смотрели? Итак давайте разберемся, откуда же взялся узел.

Географические координаты измеряются в градусах. Каждый градус делится на 60 минут, а минута - на 60 секунд. Числа именно такие, чтобы можно было делить расстояния графически. Вот вам простой способ определения географической широты: возьмите транспортир и направьте его основание на Полярную звезду. Повесьте вертикально веревочку, чтобы она проходила через центр транспортира. Она пересечет шкалу ровно у отметки, равной вашей географической широте.

Так вот, когда мы проходим какое-то расстояние, надо быстро пересчитывать географические координаты. И было бы неплохо придумать такую единицу измерения расстояния, которая бы укладывалась в 1° целое число раз. И для этого идеально подошло расстояние, равное 1 минуте широты. Почему именно широты? Дело в том, что в сферической (!) модели Земли параллели находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Так, меду 1 и 2 параллелью расстояние такое же, как и между 88 и 89. А меридианы при движении от экватора к полюсу сближаются. Поэтому 1° широты будет везде одинаковым, а градус долготы у полюса будет меньше, чем у экватора. Так, на параллели 60° градус долготы будет вдвое меньше, чем на экваторе! Потому и решили остановиться на минуте широты, тк она постоянная. Если взять эллипсоидную модель Земли, там градус широты при движении от экватора к полюсу тоже меняется, то не так сильно, как градус долготы. В такой модели за 1 милю принята минута широты на 45 параллели.

Теперь переходим непосредственно к узлу. Чтобы определять свое местонахождение, т.е. географические координаты, нужно точно знать скорость судна и время его движения. Никаких спутников, спидометров, дальномеров и даже механических часов тогда не было. Для измерения отрезков времени использовались песочные часы. Измерив угол, на который отклоняется Солнце за час (это 15°), смотрят, сколько песка истечет за это время. А дальше делили эту порцию песка на равные количества и получали определенные отрезки времени. Со временем разобрались. Теперь нужно отмерить расстояние. Причем отмерить достаточно быстро. Для этого с кормы за борт бросали доску. Она имела такую форму, при которой скольжение по воде минимально, если за нее специально не тянуть. К доске привязывался линь - тонкая витая веревка. На этой веревке были завязаны узлы с шагом 1/120 мили. Доска называлась лагом, а веревка - лаглинем. Так вот, матрос бросал с кормы за борт лаг и свободно выпускал линь. В тот момент, когда первый узел пересекал кормовой планширь, матрос переворачивал песочные часы, в которых песок истекал за полминуты, и, пока песок сыпался, считал узлы. Сколько узлов матрос насчитает за полминуты, столько миль судно пройдет за час. Таким образом, и линь, и часы "сжимали" расстояние и время в 120 раз. Вот ровно по этой причине скорость судна в море измеряется в узлах. Измеряли ее каждый час. А дальше проводили счисление: скорость известна, направление движения известно, с помощью песочных часов засекали время и вычисляли пройденное расстояние, а потом отрезок наносили на карту. В точке замера писали время, скорость и пройденное расстояние. Когда в море никаких ориентиров не было видно, счисление было единственным способом определения своего местонахождения на карте. И место это так и называли: счислимое. А когда определяли координаты судна по звездам или по пеленгам на ориентиры, которые появились из-за горизонта, на карту наносили обсервованное место (от англ observe - наблюдать). Расстояние между счислимым и обсервованным местом называется невязка. По сути это погрешность измерения, которая складывается из дрейфа, сноса, неточности приборов и ошибок измерения. Также есть еще опознанное место и счислимо-обсервованное, но о них поговорим в следующий раз.

-2