Найти тему

Правила хорошего текста: 6 пунктов от Екатерины Звонцовой

Я нахожусь сейчас в родном Архангельске, где проходит ежегодный международный мультиформатный фестиваль "Белый июнь". Часть мероприятий посвящена книгам, книгоиздательству и литературному мастерству. Буду делиться с тобой "полезняками", которые узнала сама.

Например, писатель и редактор Екатерина Звонцова вывела несколько правил, которых нужно придерживаться, если ты хочешь написать хорошую книгу. Сразу уточню: большинство пунктов я доработала и раскрыла более глубоко.

Вот эти правила ⬇

1. В ИСТОРИИ ЧТО-ТО ДОЛЖНО БЫТЬ СЛОМАНО

Иными словами - обязательно нужен конфликт, внешний или внутренний, а еще лучше - оба. Если в истории все хорошо, гладко и предсказуемо, это скучно.

2. ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЩАТЬСЯ, СМОТРЕТЬ, ДУМАТЬ

Это то, что должны делать твои персонажи. Некоторые начинающие писатели забывают об одном или нескольких таких глаголах - и у них получаются истории либо без действий, либо без диалогов, либо без описаний, либо без размышлений. Безусловно, существуют жанры и особые стилистические приемы, когда в романе, например, не нужны диалоги, но в большинстве случаев именно гармония этих четырех составляющих помогает написать хорошую книгу.

3. ПОКАЗЫВАЙ, А НЕ РАССКАЗЫВАЙ

Используй различные литературные приемы, чтобы сделать свою историю богаче и интересней. Не обязательно преподносить всю информацию на блюдечке - порой читателю приятней самому сложить впечатление.

Давай сравним:

✅ Маша была очень хорошей и доброй девочкой, она любила животных и часто помогала бездомным кошкам и собакам.

ИЛИ

✅ Утро Маши, как обычно, началось с того, что она положила в рюкзак купленный с вечера большой пакет кошачьего корма и отправилась по уже знакомым дворам кормить бездомных кошек... многие пушистые уже выучили время ее визитов и ждали девочку, мяукая возле подъездных скамеек.

Какой вариант нравится тебе больше?

Какой вариант более образный и яркий?

Первый вариант - это сухой рассказ, второй - конкретный пример из жизни героини. Прочитав его, читатель не только испытает эмоции - тепло, умиление, - но и сам придет к выводу, что Маша - хорошая и добрая девочка.

-2

4. КНИГА - ЭТО МИР

Некоторые начинающие писатели забывают, что их герои должны жить - действовать, общаться, смотреть, думать, - не в вакууме, что любая история развивается в определенных предлагаемых обстоятельствах. Что есть прошлое и настоящее, есть биографии героев, есть второстепенные герои, есть история, география, огромный мир вокруг, и это нужно учитывать.

Если ты пишешь современную прозу - можно, например, обратиться к новостной повестке. Если исторический роман - к реалиям того времени, которое ты описываешь. Если фэнтези или фантастику - мир нужно придумывать самому, порой - до мельчайших деталей: историю, политическое устройство, религию, законы, географию, биологию, языки... Без этого твоя история не будет правдоподобной. Читатели быстро замечают такую халтуру.

5. НЕОЖИДАННЫЕ КОНТРАСТЫ РАБОТАЮТ

Согласно этому принципу, во многих детективах и триллерах убийцами и злодеями оказываются милые бабули или маленькие девочки. Обратный пример: сурового вида татуированный байкер обожает котиков и волонтерит в приюте для бездомных животных... Такие контрасты ты можешь использовать и при построении сюжета, и при создании отдельного персонажа, и при написании отдельной сцены: это почти всегда вызывает вау-эффект.

6. КАЖДОМУ СОДЕРЖАНИЮ - СВОЯ ФОРМА

Этот пункт - про язык твоего текста. Он может быть очень разным в зависимости от жанра, времени, сюжета, героев, атмосферы, которую ты хочешь создать.

Например, язык триллеров часто суховатый, отрывистый, резкий, в нем много действия и диалогов, но почти нет описаний и размышлений.

А вот язык сентиментальной прозы - совсем иной, очень мягкий, в нем много мыслей, чувств, эмоций, переживаний главной героини, например.

Если ты пишешь исторический роман - можешь обратиться к "кружевному", витиеватому языку того времени.

А если молодежку - использовать современный сленг.

Если твоя история про бандитов - будет уместен мат.

А если про врачей или космонавтов - то профессиональная лексика.

-3

Правильно подобранный язык повествования поможет тебе создать аутентичную, правдоподобную историю.

⁉ Какие пункты показались тебе полезными? Что ты уже используешь в своем творчестве, а что начнешь использовать, узнав эти правила?