Сегодня в России реализуется 14 национальных проектов, направленных на достижение критически важных целей в экономическом, социальном, научно-техническом и культурном развитии страны. Они охватывают широкий спектр областей – от образования и здравоохранения до инфраструктуры и инноваций и задуманы как мощный инструмент для ускоренного развития и модернизации государства.
Одним из важнейших национальных проектов является проект «Демография». Данный проект рассчитан на 2019-2024 годы.
Цели данного проекта:
- увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
- снижение смертности населения старше трудоспособного возраста;
- увеличение суммарной рождаемости;
- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
- увеличение до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В структуру проекта входят:
- материальная поддержка семей при рождении детей;
- содействие занятости женщин;
- создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
- разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;
- формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни.
Как видно из представленной информации, проект «Демография» касается практически всех граждан России.
На федеральном уровне этот проект курирует заместитель председателя правительства Т. Голикова; руководитель проекта - министр труда и социальной защиты А. Котяков. Если посмотреть на официальные сайты субъектов РФ, то в регионах также этому проекту уделяется значительное внимание. Как правило, в реализации проекта принимают участие управленческие структуры в области образования, соцзащиты, здравоохранения, физической культуры и спорта.
Мы предполагаем, что большая часть сотрудников этих ведомств имеют профильное или дополнительное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление», как минимум – 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (бакалавриат). И вполне логично, что в процессе обучения будущим работникам в сфере государственного и муниципального управления ВУЗы должны преподавать дисциплину «Демография», которая дает представление о народонаселении России и мира, закономерностях и особенностях протекания демографических процессов, связанных с населением.
Мы глубоко убеждены, что продолжительность жизни, соотношение коэффициентов рождаемости и смертности, показатели детской и младенческой смертности, особенности изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, являются главными показателями, характеризующими благополучие регионов и страны в целом.
Мы провели небольшое исследование, касающееся наличия в Федеральном стандарте 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, компетенций, связанных с «Демографией» и программах обучения нескольких университетов, подчиненных Министерству науки и образования, дисциплины «Демография».
К сожалению, «Демография» не входит в перечень обязательных предметов, к которому стандарт относит философию, историю, иностранный язык, конституционное право, политологию, безопасность жизнедеятельности, физическую культуру и спорт.
Из универсальных (обязательных) компетенций к «Демографии» с большим трудом можно «притянуть» УК-1(Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач) и ОПК-2 (Способен разрабатывать и реализовывать управленческие решения, меры регулирующего воздействия, в том числе контрольно-надзорные функции, государственные и муниципальные программы на основе анализа социально-экономических процессов).
Однако это лишь теоретически, так как умение анализировать и умение осуществлять поиск информации не является гарантией для понимания демографических процессов, равно как и не дает способность проводить анализ демографических показателей, с которыми ты не знаком.
Обратите внимание – важнейший национальный проект «Демография» действует с 2019 года, а федеральный стандарт 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, в котором нет ни слова о компетенциях, касающихся демографических показателей или прямого указания на обязательность дисциплины «Демография» при подготовке бакалавров – с 2020 года. Вам не кажется, что это чем-то напоминает известную миниатюру Аркадия Райкина – «кто сшил костюм?» Вроде отдельно все хорошо, но вот в целом …
Можно предположить, что знания, касающиеся демографических характеристик населения, обучающийся получает в рамках профессиональных компетенций, разрабатываемых университетами самостоятельно и включения «Демографии» в перечень дисциплин, преподаваемых для достижения профессиональных компетенций. Так ли это? Об этом в следующей части данной статьи.
А теперь, по уже сложившейся традиции, вопрос:
Как Вы считаете, необходимо ли при подготовке государственных и муниципальных управленцев, в обязательном порядке изучать дисциплану "Демография"?
Пишите в комментариях.
Другие материалы, касающиеся университетской жизни с точки зрения стоя на земле, можно прочитать в подборке Правдивые истории из университетской жизни.
Благодарю за то, что читаете мой канал! Подписывайтесь, здесь будет много информации с точки зрения жизни стоя на земле!