В Национальном музее республики состоялось открытие уникальной выставки «Исторический код города Уфы. История Уфы в знаках и символах времени», приуроченной к 450-летнему юбилею столицы. Ордена, медали и служебные знаки отличия, представленные здесь, собраны из фондов музея и из богатой коллекции Игоря Данилова и рассказывают нам о том, чем старались отличиться, чем гордились и во что верили жители Уфимской губернии. Игорь Владимирович увлекся фалеристикой (наукой об орденах, медалях и нагрудных знаках) еще со школы, и все представленные знаки приобретены им в Уфе.
Собственно, выставка «История Уфы в знаках и символах времени» - это вторая часть Исторического кода города Уфы». А первая – это выставка «Уфа - 450 страниц истории», которая освещает историю изучения и описания нашего города. Здесь представлены как самые ранние и редкие книги по этой теме - «Летопись Троицкой церкви», так и самые последние издания 2023 года «Уфа и уфимцы», под редакцией М.В. Агеевой, «Помещики, помещичьи крестьяне и дворовые люди Уфимского уезда в архивных документах XVIII в., 1762-1764» - для составления этого 5-томного труда краевед Сергей Друганкин предпринял огромную работу по изучению исторических документов.
Итак, если говорить о наградах, чем могла отметить заслуги гражданского и военного человека царская администрация? Орденов и медалей было немало, а наградные жетоны, можно сказать, выпускались в память о каждом событии: на первом стенде мы видим красивейший красно-золотой орден Св. Станислава «с мечами» и без мечей и орден Св. Анны, памятные кресты защитника Порт-Артура и участника Кавказских войн, медаль «За труды по выполнению мобилизации 1914 года», серебряный жетон «В память коронации Николая II» и жетоны в честь февральской революции, «К юбилею А.С. Пушкина», в память визита в Россию президента Французской республики Феликса Фора, «За 25 лет службы в табачной фабрике «Оттоман»… Наград за русско-японскую войну было много, но серебряной медалью награждались защитники Порт-Артура. Есть здесь и георгиевские кресты - высшие награды для нижних чинов императорской армии, солдат и унтер-офицеров.
- Георгиевские кресты имеют номера. И недавно вышли общие списки награжденных – один коллекционер издал за свой счет 10-томник, по которому можно установить имена и фамилии всех кавалеров, и этим награда связаны с конкретными личностями, которые жили в нашем городе или в Уфимской губернии, - рассказывает Игорь Владимирович. - Когда я расспрашивал, уфимские старожилы еще помнили георгиевского кавалера Василия Константиновича Рябова, который жил в Сибае, но бывал в Уфе - расхаживал по улицам в полном комплекте наград от IV до I степени. Потом он сдал их в музей, они представлены в экспозиции.
До революции российское общество было очень корпоративным. Военные, полицейские, чиновники, священники и даже школьники представляли собой отдельные сословия, или корпорации, и каждой полагалась своя форма и знаки отличия. На втором стенде можно увидеть знаки на головные уборы уфимских училищ и гимназий – их аббревиатуры ((УДУ, УРУ, ТУ, 2ЖГ) чаще всего заключены в скрещенные лавровые листья. Также здесь есть фотографии и поясная бляха ученика Уфимского реального училища, что находилось на улице Аксакова. Форменная одежда с фуражкой придает школьникам важный, деловой вид маленьких взрослых – как будто, посещая свою школу, они уже находятся на государственной службе.
Как мы знаем, гимназистов за серую шинель с синими петлицами дразнили «синей говядиной», «реалистов» за петлицы и фуражки с желтым кантом - «тухлыми яйцами», а учащиеся Коммерческого училища за зеленый кант на петлицах и фуражках именовались лягушками.
Каждый гимназист или реалист гордился принадлежностью к своему заведению и недолюбливал других школьников – тут можно вспомнить, например, настоящее побоище между гимназистами и «внучками» (учениками Высшего начального училища), описанное Львом Кассилем в «Кондуите и Швамбрании». Школьникам за отличные успехи также полагались награды: с 1870 года, например, девушки могли заслужить серебряную медаль с портретом императрицы-покровительницы (Марии Александровны, затем Марии Федоровны). У мужских гимназий медали были другими и выдавались еще с 1820-х годов.
О жизни русского общества до революции мы знаем в основном из произведений классиков - и сведений о наградах военных и подвигах, за которые они давались, их книги практически не содержат. Так что мы подсознательно усваиваем ироническое отношение к орденам и спеси военных автора «Горя от ума» («За третье августа, засели мы в траншею/ Ему дан с бантом, мне на шею»). А речь идет о войне с Наполеоном. Ну вот разве что Григорий Мелехов из «Тихого Дона» был полным георгиевским кавалером, и это делало его отчаянным человеком и - без всякой иронии - героем.
Итак, прежде всяческих наград военным, естественно, полагались знаки отличия - красивейшие разнообразные кокарды на головные в виде орлов, восьмиконечных звезд и так далее и не менее «говорящие» ременные бляхи. Затейливые вензеля с конами и буквами прикреплялись к погонам частей, высочайшими покровителями которых были император или императрица. Эполеты (погоны с золотым шитьем), знакомые нам по советским карикатурам, к 1913 году были частью только парадной формы офицеров и генералов. На выставке представлена, например фотография кавалергарда - нижнего чина гвардейской тяжелой кавалерии в парадной форме с погонами без эполет, но зато в жилете-супервесте (происходящем от железной кирасы, давшей название кирасирским полкам) с большими государственными гербами на груди и спине. Вообще здесь можно увидеть немало фотографий носителей знаков и наград: например, фото уфимских полицейских с уфимским губернатором А.С. Ключаревым, 13-й роты лейб-гвардии егерского полка, где служил уфимец Парфен Верхорубов (прадед одноклассника Игоря Данилова) и офицера Задорского с георгиевским и французским крестом – участника Русского экспедиционного корпуса во Франции, который в 1916 году очень помог французской армии, остановив наступление немцев на Париж. Есть здесь и мужчин рода Сальтяшевых - потомков героев войны 1812 года с орденами предков и знаками сельских старшин. Со всех фотографий на нас смотрят полные достоинства, знающие себе цену мужчины.
Говоря об отличиях военных, нельзя не упомянуть также, что в 1910 году в русской армии начался бум празднований 100-летий и 200-летий полков – для полков и подразделений (в том числе оренбургского казачьего войска) утверждались красивейшие юбилейные знаки. Также в русской армии проводились соревнования по стрельбе, победители которых награждались серебряными часами (эта награда выдавалась не только военным и вообще была очень желанной в царской России). Но поскольку часы носились в кармане, а победители хотели, чтобы награды были видны, был изобретен знак в виде скрещенных серебряных винтовок.
О наградах штатских людей мы получаем представления чаще всего из знаменитого чеховского рассказа «Анна на шее»: его антигерой Модест Алексеевич, муж Анны, как известно, был обладателем двух орденов Св. Анны - в петлице и на шее (то есть III и II степени) и приглашал своего начальника в «восприемники маленького Владимира» (то есть надеялся получить еще и Владимира IV степени). Однако ордена Св. Станислава, Св. Анны, Владимира и орден Андрея Первозванного (высочайшая награда империи) - полагались только военным и высшим по Табелю о рангах чиновникам. Также гражданским и придворным чипам при парадной и обыкновенной форме полагалась церемониальная шпага, которую снимали при поклонении иконам, на балах и вечерах. Служащие более низких чинов, купцы, простые обыватели награждались медалями «За усердие» и «За беспорочную службу». Но и медаль «За усердие» была важной наградой: например, она могла быть большой шейной или даже золотой.
Из фотографий награжденных чиновников на выставке можно увидеть, например, фото дворянина, члена Государственной Думы I созыва от уфимской губернии Салимгарея Джантюрина, фото уфимского губернатора Николая Модестовича Богдановича и его однофамильца - вице-губернатора Николая Евгеньевича Богдановича - выпускника Пажеского корпуса, члена Союза русского народа. Если говорить о Николае Модестовиче, до Уфы он служил губернатором в Тобольске, где регулярно отправлялся по уездам с ревизиями, выявляя и пытаясь решить проблемы населения. Однако после расстрела демонстрации в Златоусте он был приговорен партией эсеров и убит боевиков Егором Дулебовым. Печально, что такая же участь постигла и его однофамильца, которому пришлось подавлять волнения 1905 года в Уфе, а затем в Тамбовской губернии, где он тоже был застрелен эсерами.
После революции 1905 многие силы русского общества почувствовали необходимость объединиться - так возник монархический «Союз русского народа», ставивший своей целью объединение всех русских людей для работы на благо государства. В Уфимской губернии монаржические настроения были сильны: например, рабочие железнодорожных мастерских были членами Союза русского народа, а не революционных партий. Знаки членов Союза с Георгием Победоносцем тоже представлены на выставке. Однако «русских людей» руководители союза все-таки видели по-разному: например, его основатель врач Александр Дубровин принимал в него всех инородцев, в том числе мусульман (исключая евреев), а известный член Государственной Думы Владимир Пуришкевич считал, что он предназначен только для русских по национальности. По этим, а также финансовым причинам союз в 1910 году раскололся, и под руководством Пуришкевича возник Союз Михаила Архангела.
Полиция до революции подразделялась на жандармерию, городскую и сельскую. Нижние чины городской полиции носили на головном уборе ленту с личным номером и гербом своей губернии (на выставке можно увидеть гербы многих губерний - от Уфимской до Киевской). Кстати, самым нижним чином городской полиции был дворник: ему полагалась бляха с номером, и он не только подметал улицы, но и надзирал за порядком. Дворники в империи были уважаемыми людьми, на этой должности служили династиями. Сельские полицейские чины избирались сходом сельчан: десятские - от 10 дворов, сотские - от 100. Формы у них не было, но им также полагались большие и красивые бляхи с обозначением должности, так что сельское начальство было заметно издалека.
Красивыми знаками отличия могли похвастаться лесные стражники, вооруженные берданками и защищавшие леса от порубок и пожаров, также нагрудные знаки (бляхи «путевой сторож», «переездный сторож» с номером и гербом) полагались всем сотрудникам Самаро-Златоустовской железной дороги - вплоть до уборщицы («чистильщицы вагонов»): тогдашним служащим они заменяли удостоверение личности.
Завершают экспозицию выставки образцы реконструированной униформы сестры милосердия Александринской общины Уфы, униформы поручика Первой мировой с первой боевой наградой – орденом Анны 4 степени, который носили на темляке сабли, и униформы чиновника и красноармейца времен Гражданской войны и продразверстки – с ней соседствуют печати кантонного начальника, церкви, мужского монастыря, полицейского урядника и уфимского завода Гутмана – результаты экспроприации. Образцы униформы предоставлены уфимским Клубом военно-исторической реконструкции «Рейд».
Как заметила соавтор выставки – заведующая отделом истории края музея Вера Макарова, интерес к знакам отличия и тому, что они выражали, не исчез и в советскую эпоху. Все, кто «родом из СССР», хорошо помнят октябрятские, пионерские и комсомольские значки, с которых она начиналась. На выставке можно увидеть, например, нагрудные знаки «Лучшему изобретателю» и «Отличник социалистического соревнования наркомата цветной металлургии», знаки Общества бывших политкаторжан и международной ассоциации эсперантистов, - словом, награды, красивые в новой, рабоче-крестьянской эстетике, а также значок члена ВЦИК (высшего органа государственной власти РСФСР – он самый незаметный из всех). В советском общество сложилась своя система наград и отличий - ведь гражданам СССР было, чем гордиться. Однако она уже не была такой сложной, а значит, общество стало менее иерархичным.
Екатерина КЛИМОВИЧ.
Фото автора