Найти тему
ВЭД по Узбекски

Как прошли мои первые полтора года в ВЭД сфере?

Ассаляму Алейкум. Честно говоря последние полтора года прошли для меня очень быстро, ярко и бурно. Первый год я был в постоянном изучении этой сферы. Не могу сказать что было тяжело, но с учетом того что у меня была меленькая зарплата, я еще и подрабатывал в такси, от этого было еще тяжелее и с отдыхом, и сложно было уделять время семье, но этот этап я прошел.
- Сразу скажу что самым сложным был момент когда я впервые в жизни договаривался с человеком о сумме "благодарности" а потом еще и передавал эту сумму тому человеку, так как до этого у меня никогда не было опыта заниматься подобными делами, всегда все делал по закону, но увы здесь реалии оказались другие, и клиенты зачастую в курсе всех этих схем. Я лично до сих пор все стараюсь делать исключительно в рамках закона, это позволяет мне экономить нервы, а клиентам деньги, но порой когда нужно срочно нужно вытащить груз приходиться прибегать к этой серой схеме, но как меня учила моя Наставница, я стараюсь быть в стороне и не лезу в эти вопросы (и вообще ни каким образом не участвую) и отправляю решать такие вопросы самого клиента, мол, есть "косяк" незначительный, иди убеди инспектора в обратном. А грузов с серьезными "косяками" у меня не было.
- Для себя я понял, что хорошим специалистом по заполнению ГТД (что означает быстрое, безошибочное заполнение ГТД с множеством товаров) можно стать за полгода. А вот чтобы стать хорошим декларантом нужны годы, так как декларант помимо заполнения, должен уметь:
1. регистрировать контракты.
2. регистрировать спецификации.
3. уметь определять коды ТН ВЭД.
4. уметь заполнять и подавать всякие заявки и письма в сертификационные, таможенные и другие органы и организации.
5. уметь общаться с клиентами и другими участниками ВЭД (ведь приходиться общаться с водителями (бывает что водитель иностранец и никакого другого языка кроме своего родного не знает, а родной может быть иранский или латышский), с логистами, с представителями фирмы отправителя (такая же история как у водителей), с таможенными инспекторами (оформляющие, досмотровые и другие), с инспекторами сертификационных органов, с грузополучателями (с владельцем фирмы, с бухгалтером фирмы, с представителем фирмы), и ко всем нужно найти подход, ведь все они "не любят" некомпетентных людей которые не понимают о чем идет речь.
6. быть в курсе нововведений в законодательстве и успевать все это "переваривать".
7. уметь составлять и заполнять транспортную документацию (ТИР, СМР, Инвойсы, Упаковочные листы, справки о транспортировке и другие документы).
8. понимать логистику, так как у оформляющих инспекторов часто возникают вопросы о занижении стоимости транспортировки.
также декларант должен быть коммуникабельным, устойчивым к стрессу, уметь хорошо считать, запоминать, анализировать и обрабатывать информацию логически.
Я почти со всем из всего перечисленного справляюсь на данный момент, конечно благодаря моей Наставнице, она все время держит меня в курсе новостей, ставить задачи. Одному я так считаю все таки сложно, здесь нужна командная работа.
- Свою первую декларацию я заполнил и отправил после трех месяцев обучения под руководством моей Наставницы. Это был один из самых напряженных моментов. А за все время я заполнил и отправил почти две сотни ГТД, пока что без протоколов и штрафов, да, инспектора придирались но все по итогу решалось посредством корректировки ГТД. В общем серьёзных ошибок пока что не было и Ин ша Аллах не будет.
- За это время я научился работать на практике с таможенными режимами: импорт, экспорт, временный ввоз, переработка на таможенной территории, уничтожение, временное хранение, таможенный склад и свой склад, и теперь смело могу говорить что могу работать с этими режимами.
- За это время я поработал с разными товарами в разных режимах, например: станки разные, разная спецтехника, автомобили, семена, радиаторы отопления, профили разные, разные продукты питания, текстильные товары, разные химические вещества и разные строительные материалы и возможно другие товары которых я сейчас не вспомнил.
- надо сказать что режим экспорта самый легкий, а самый тяжелый режим это режим переработки.
- люди бывают разные в том числе и клиенты, они ведь тоже люди. Порой так и хочется их послать подальше, но ведь они наши клиенты. Они всегда хотят большего от тебя и дешевле. Редко можно встретить клиента который ценить твою работу, твое время которое ты потратил на изучение всей этой сферы.
- Также при работе надо понимать что, ввоз и вывоз стратегических товаров контролируется государством (что нормально), также есть ходовые товары, ввоз и вывоз которых контролируется монополистами (я не знаю кто они, но это люди с деньгами и наверное связями), и если кто-то захочет завести такой же ходовой товар по цене ниже чем у них я так полагаю они будут всячески этому мешать так как тот у кого товар дешевле зашло может увести клиентов монополиста, а если дороже то наверное тоже будут мешать но давления будет уже меньше. Они таким образом удерживают комфортную для себя минимальную цену в базе таможни, что позволяет им завозить товар по низкой цене, соответственно дешевле растаможивать этот товар у нас в Узбекистане, надо полагать их дешевая цена не всегда есть реальная цена товара, то есть эти люди вредят и государству (не доплачивая налоги) и народу (не допуская конкуренции и снижения цен на ходовые товары).
- Также понял что к поставке товара, будь то экспорт или импорт что еще хуже режим переработки нужно готовиться заблаговременно, продумывать и готовить документы, делать всевозможные расчеты расходов с запасом заранее. Это позволяет на всей стадии поставки полностью контролировать процесс и избежать сюрпризов.

Пока что думаю на этом все, если что вспомню дополню статью.