Валерий Сучков – один из тех, кому удалось выжить в огне великой Сталинградской битвы, а еще в самом раннем детстве пройти фашистский плен.
Валерий Сучков часто заходит в этот неприметный двор на углу проспекта Ленина и Пражской, ноги сами ведут.
«Это больно. Это место, которое спасло мне жизнь. Мне, маме, бабушке», – рассказал дитя военного Сталинграда Валерий Сучков.
Где-то на этом месте располагался блиндаж, который соорудил во дворе своего дома дед Валерия Сучкова. Сюда они переселились с мамой 23 августа 1942-го, когда война «накрыла» Сталинград с воздуха. В первые минуты бомбежки от их дома осталась воронка. Благо, в этот момент пошли прогуляться на Волгу. В пекле битвы, спасаясь в дедовом блиндаже, они дотянули до середины октября. А затем – судьба многих мирных сталинградцев: немцы выгнали их из пристанищ и направили на Белую Калитву – в лагерь, который располагался в старых птичниках. Валерию Сучкову шел четвертый год, воспоминания эпизодические, но голод и холод забыть нельзя.
«Старые бараки без окон, без дверей, не отапливались, внутри солома, размещались, кто как может. Не кормили, разрешали выходить в Белую Калитву побираться. Жители давали тыкву старую, картофель и лук. Этим выживали. И то частично отбирали немцы. Жили на соломе. Бабушка, Слава богу, захватила с собой одеяла, мы спасались, было очень холодно. Люди умирали ежедневно, пачками, десятками выносили, были огромные ямы, сбрасывали, закапывали. Как удалось выжить, до сих пор не знаю», – вспоминает Валерий Сучков.
Фашисты ослабили режим, когда кольцо с окруженными под Сталинградом дивизиями стало сжиматься. Удалось уйти и перебраться к родным в Тамбовскую область.
«Картошка для нас была царская еда. Картофельный кисель. Там картофельные места, потом, когда вернулись, комбикорм появился здесь», – поделился дитя военного Сталинграда.
В Сталинград вернулись осенью 1943. Не то, что на руины – на кладбище. Фотографии о возрождении города, выставленные у музея-панорамы «Сталинградская битва» – знакомые эпизоды его обездоленного детства. Постепенно с улиц исчезала разбитая военная техника. А вот мин и снарядов в сталинградской земле оставалось сполна. Детям строго наказывали не трогать военный металл. И вообще держаться подальше от Мамаева кургана.
«Когда я уже был студентом мединститута, мы ходили на Мамаев курган: доты, дзоты, кругом ямки и кости на поверхности. Страшные бои. Война есть война! Город героический! И этим все сказано».
Валерий Викторович Сучков стал врачом, отдал медицине более полувека, основал династию. Один из чудом выживших сталинградских мальчишек и девчонок.
«Война – это боль, горечь потерь. Это сложно. В 2013году приезжал Путин, президент, я встречался с ним. Я сказал: «Мы все вытерпим, только не допустите Третьей Мировой». Сказал: «Я этого не допущу», – рассказал дитя военного Сталинграда Валерий Сучков.
Глядя на Волгу, Валерий Викторович вспомнил случай из послевоенного детства. На берегу однажды мальчишки откопали два деревянных ящика. В одном ножи-финки, в другом – немецкие кресты, явно для награждения отличившихся за победу над Сталинградом, которые, благодаря бойцам, стоявшим за город насмерть, врагу так и не пригодились.
Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен