📜 Формирование «Особого комитета по делам Дальнего Востока»
Именно события «опиумной войны» подтолкнули царя Николая I создать «Особый комитет по делам Дальнего Востока», куда вошли высокопоставленные чиновники Российской империи. Комитет принял решение направить морскую экспедицию к устью Амура. К середине XIX века считалось, что морские корабли не могут заходить в Амурский лиман. Эта ошибочная предпосылка была вызвана неудачными французскими и английскими экспедициями конца XVIII века.
⛵ Первые попытки исследования Амура
В 1787 году французский мореплаватель Жан Лаперуз попытался пройти в устье Амура, но столкнулся с трудностями, что привело его к выводу о непригодности реки для судоходства. Этот вывод более полувека считался непреложным.
🧐Решение внести коррективы в исследования
Тем не менее, «Особый комитет по делам Дальнего Востока» решил проверить выводы Лаперуза. Царю Николаю I сообщили, что на крупную экспедицию требуется порядка 340 тысяч рублей серебром. Министр финансов граф Канкрин выступил против больших затрат, утверждая, что у России нет значительных торговых интересов на Тихом океане. Он предложил провести исследования через Российско-Американскую компанию, что было одобрено.
🚢Экспедиция капитана Гаврилова
В результате, вместо крупной экспедиции отправили небольшой бриг «Константин» под руководством капитана Александра Гаврилова. Ограниченные финансирование и строгая секретность привели к тому, что экспедиция не достигла значительных успехов. Гаврилов доложил, что провести тщательные исследования не удалось.
📃Итоги первой экспедиции
Министр иностранных дел Несельроде поспешил доложить царю, что Амур непригоден для судоходства, что и привело к решению оставить вопрос открытия Амура. Однако в следующем году, назначая нового губернатора Восточной Сибири, царь Николай дал указание продолжать исследования Амура.
👤Деятельность Николая Муравьёва
Губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв начал подготовку к присоединению амурских берегов к России. Несмотря на официальное сопротивление, Муравьёв пресёк действия иностранных агентов и продолжил разведывательные экспедиции. В 1848 году по предложению министра иностранных дел Нессельроде на Амуре планировалось провести разграничение между Россией и Китаем, но для подтверждения доступности реки были направлены дополнительные экспедиции.
🏠Основание Николаевского поста
В ноябре 1850 года из Петербурга узнали, что Геннадий Невельской основал первое русское поселение в устье Амура — «Николаевский пост». Это вызвало очередную дискуссию среди высших чиновников о важности Амура. Единственным сторонником сохранения поста оставался генерал-губернатор Муравьёв.
👑Позиция царя Николая I
Царь Николай I впоследствии дал указание проводить дальнейшие исследования, заявив: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен». Царь, проявив осторожность, решил представлять русский пост в устье Амура как склад Российско-Американской компании, а Китаю направил дипломатическое послание.
📨Дипломатическая активность
«До нас дошло, что у устья Амура появляются иностранные суда, некоторые из которых были военными. Мы считаем это неслучайным. Дружественные отношения с Китаем побуждают нас сообщить вам об этом важном обстоятельстве. Овладение устьем Амура морской державой неприемлемо; Амур вытекает из наших пределов, а земли по трактату с Китаем остаются неразграниченными. Интересы как Китая, так и России требуют, чтобы никакие иностранные суда не могли плавать по Амуру и чтобы устье реки не принадлежало внешней державе. Предлагаем войти с нами в соглашение о безопасности устья Амура от иностранных покушений.»
🤝Отсутствие протеста со стороны Китая
Министр иностранных дел Нессельроде опасался протеста Китая, но протестов не последовало. Русский пост спокойно существовал в устье Амура, не встречая следов китайского присутствия.
🗺️ Исследовательская экспедиция подполковника Агте
В 1852 году в Петербург вернулась экспедиция подполковника Николая Агте. Экспедиция за три года прошла более 20 тысяч вёрст по северному Приамурью, исследовав почти три миллиона квадратных километров.
22 апреля 1853 года подполковник Агте и губернатор Муравьёв представили царю Николаю I отчёт и карты. Первая в мире "Генеральная карта Амурской области" доказала, что северный берег устья Амура может принадлежать России.
🏠Укрепление дальневосточных постов
Царь был доволен, но обеспокоен отсутствием войск на Дальнем Востоке. Муравьёв предложил укрепить берега Амура сибирскими войсками, транспортируя их по реке, что понравилось царю.
⚒️ Строительство пароходов
Пароходное строительство продолжалось в Забайкалье, где в 1850 году начались работы по созданию первых пароходов для Амура. Купец Евфимий Кузнецов завещал деньги на строительство, что помогло осуществить планы Муравьёва.
🛠️Роль Петра Казакевича
Парусные пароходы "Аргунь" и "Шилка" были построены на местных верфях в 400 вёрстах от Читы, что позволило использовать местные ресурсы. Управление строительством возглавил Пётр Казакевич.
🛳️ Поддержка и логистика
Пароходы транспортировали грузы и войска к дальневосточным постам, обеспечивая подкрепления. Генерал-губернатор Муравьёв лично руководил подготовкой искусной логистики.
🏞️ Заключение
Русские корабли пересекли Амур, встречая редкое местное население. В сложных условиях Муравьёв инициировал амурскую экспедицию, которая укрепила российские позиции в регионе. Муравьёв договорился с китайцами, избежав конфликта, что позволило русским беспрепятственно плавать по Амуру. Впоследствии договоры укрепили российско-китайские отношения, вернув России берег Амура.
История освоения Амура и первые шаги Императорской России на этой земле — это захватывающая хроника смелости, упорства и стремления к новому. Мы рассмотрели, как Россия начала свое движение на восток и какие задачи ставила перед собой.
📝 Если вам было интересно узнать об этих исторических событиях, подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новые увлекательные статьи. Хотели бы вы узнать больше о присоединении Амура и о дальнейших действиях императорской России на Дальнем Востоке? Оставьте свои комментарии и делитесь своими мыслями!
🙏 Подписывайтесь на наш блог и оставайтесь с нами, чтобы узнавать больше о величайших страницах российской истории.