РАЗБОР 3 ЧАСТИ КНИГИ «ОТЕЦ», ЛУИДЖИ ЗОЙЯ.
ГЛАВА 14. ОТ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
ВОПРОСЫ:
1. Каким был с/х уклад жизни , что он давал семье и каким образом укреплял власть отца ?
2. Что изменилось с наступлением пром. революции ?
3. Каковы последствия пром. революции ?
ВЫВОДЫ.
___________
1. КАКИМ БЫЛ С/Х УКЛАД ЖИЗНИ , ЧТО ОН ДАВАЛ СЕМЬЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ УКРЕПЛЯЛ ВЛАСТЬ ОТЦА ?
Я, бы начал с того, что всю эту главу можно в одну строчку написать. Примерно, так: начало конца патриархальной эпохи.
Все остальное то, что он пишет, это раскрытие этой мысли. Вернемся к нашему вопросу, как пишет сам Зоя:
«Началась промышленная революция, и наступил самый темный час для отца»
____________
В большинстве стран, население было крестьянское и вид деятельности переходил по наследству. Потому что отец учил своих детей, своего сына, крестьянскому труду.
Он учил его и советом и собственным примером, то есть поступками. Сын его все время видел, отец брал его с собой в поле, как он там пашет.
____________
Даже в мультиках показывают. Помните эту историю про волка и собаку, мультик «Жил был пёс»? Напоминаю, на всякий случай, волк украл ребенка, который в поле сидел, дети сидели и смотрели, как родители пашут.
____________
Вот, я думаю, примерно так и было, что дети росли и видели, как родители работают.
Дети постарше включались в эту работу, начинали помогать во всем, что можно было.
Это все укрепляло власть отца, потому что, он был кормильцем семьи. Несомненно, там он был авторитетом, источником знаний и умений, откуда ты возьмешь знание, если тебе их никто не даст.
Кроме того, для них это был единственный пример для подражания и перед глазами был единственный мужской пример. Они видели отца в разных ситуациях, и в доме и в поле.
____________
Сын крестьянина становился крестьянином, пишет Луиджи Зойя, потому что он уже умел делать эту работу; потому что она давала ему хоть и скудную, но все же экономическую уверенность и, возможно, более прочную психологическую основу; потому что у него не было выбора. Он просто не представлял себе, что можно заниматься чем-то другим.
____________
Все, точно, как в анекдоте:
- папа, я стану полковником?
- станешь сынок, станешь;
- папа, я стану генералом?
- нет, сынок, не станешь, у генерала свой сын.
Семье, это давало стабильность, потому что все знали, чем занимаются сейчас, все знали, чем будут заниматься в будущем, всё было предельно просто и прозрачно.
____________
2. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С НАСТУПЛЕНИЕМ ПРОМ. РЕВОЛЮЦИИ ?
Эту часть могу назвать - что-то пошло не так.
Промышленная эволюция, разрушила весь этот баланс. Баланс отношений в семье и обществе, подорвала авторитет и власть отца.
___________
Революция началась снизу, пишет Луиджи Зойя, с самых нищих слоев населения.
Отец бросился туда, не знаю куда, он еще не понимал, чем будет заниматься, он еще не знал этих профессий и специальностей. Он не мог вообразить, не мог представить себе свою будущую работу.
____________
Кроме того, в начале фабрике предпочитали женский и детский труд, потому что он был менее оплачиваемый, хотя, условия труда были такие же тяжелые.
В результате, это привело к тому, что отец стал зарабатывать меньше других членов семьи, он перестал быть её кормильцем. Это первый удар по отцу.
Второй удар! Когда стали предпочитать мужской труд, то отцы много времени жили рядом с фабрикой. Отец туда уехал и чтобы не уезжать далеко от фабрики, он там, с такими как он, жил. Таким образом, отцы вообще выпали из поля зрения своих сыновей.
И третий поддых, и это важный момент, жена и дети выпали из-под власти отца, так как он долго отсутствовал, то его власть забрали внешние государственные институты и отец больше не влиял так на свою семью, как это было прежде.
____________
3. КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОМ. РЕВОЛЮЦИИ ?
Луиджи Зойя пишет:
Возникло явление, которое непосредственно нас интересует и которое получило название «невидимость отца».
___________
Отцы потеряли власть над своими детьми, как внутренне, так и внешне.
Это передача опыта знаний. Это авторитет отца. Это будущая профессия, специальность.
Сын сапожника становился сапожником.
Сын крестьянина - крестьянином.
Так если взять, то все мои братья должны были стать сапожниками, потому что отец и двое дядей - сапожники.
Отцы потеряли и внутреннюю власть над детьми, потому что детям уже были не незнакомы их эмоции, чувства, их мысли, то есть все это оказалось неизвестно сыну.
Отцы перестали водить своих детей во взрослую жизнь.
Справедливости ради, надо сказать, что большая часть отцов были грубыми, резкими, их чувства не участвовали в инициации и обучении.
____________
Но, как пишет Луиджи Зойя:
Нет сомнений и в том, что это было необратимой потерей в коллективной психологии, независимо от качеств отдельных личностей.
Существует мир мифов и образов, который вносит вклад в равновесие общества и семьи не менее, чем отдельный опыт.
Фигура отца была символом, то есть чем-то большим, чем совокупность отдельных отцов.
____________
Разрушилась связь между отцами и следующеми поколениями. Сын промышленной эпохи не видел и не знал больше деятельности отца. Для сына он стал незнакомцем.
Надёжные понятные отношения сменились хрупкими и неизвестными. Это пугало как детей так и родителей. Стабильность отца и сельской жизни ассоциировались друг с другом, потому что были потеряны вместе и вызывали одинаковую ностальгию.
Дети, предоставленные сами себе могли теперь увидеть других детей таких же, как они брошенных.
Могли видеть другие примеры мужского поведения, не самые полезные.
Теперь они учились друг у друга, они учились от чужих взрослых, часто становились хулиганами и грубиянами.
____________
Следствием, всего вышеизложенного стали:
«мировые войны в двух актах, с перерывом в одно поколение между ними, позволили одним и тем же мужчинам быть как сыновьями, покинутыми отцом, так и отцами, потерявшими сыновей».
____________
ВЫВОДЫ:
На мой взгляд, сейчас ситуация стала еще хуже, потому что технический прогресс, добил то, что начало ломаться с приходом промышленной революции.
Мне кажется, отцы, нас мало чему могут научить. Например, если в их время было нормально, что в трудовой всего лишь две-три записи: сорок лет назад поступил на работу и следующая запись, вышел на пенсию все.
Им совсем не понять, что наше поколение может через два-три года менять работу.
Если не видно перспектив, хочется больше денег и/или уважения.
Мы для них очень часто, какие-то инопланетяне...
Ещё, мне кажется, прогресс стал расти настолько большими рывками, что иногда мы сами за ним не успеваем, не говоря о том, чтобы наши отцы (родители).
Он сильно интегрируется с обычной жизнью, без него получается уже нельзя, и они приходят к нам учиться.
Чисто теоретически, можно жить без телефона, совсем. Можно жить с проводным телефоном, можно жить с кнопочным телефоном, но уровень комфорта и удобства будет совсем другой.
Люди себя не комфортно чувствует без вай-фая. Ребята едут в санаторий, первый вопрос; есть ли там в вай-фай.
Да, блин, зачем пришел, лечиться или в интернете сидеть.
Если промышленная революция, это было начало конца, нынешний технический прогресс, это уже заверешающий этап этого периода.