Найти тему
Пикабу

Ребенок плохо говорит. История третья. Как я открывала дверь в библиотеку

Я работаю логопедом с неговорящими детьми. Эта история была для меня отчасти детективной. Какие шаги предпринять с этим конкретным ребенком, чтобы прийти к речи? Как учесть его индивидуальные особенности, чтобы эффективнее использовать его время занятий? Не существует инструкции, которой надо строго следовать (безусловно, есть общая стратегия, исходя из результатов диагностики, но все дети разные).

Хочу вам рассказать о своем опыте работы с ребенком, он пришел с речевым диагнозом «Сенсорная алалия» меньше года назад. Назовем его Ванечка. Не хочу пускаться в терминологию, опишу что было.

Проблема первая: Ванечка ничего за мной не повторял. Я поднимаю руку – он ничего не делает. Я хлопаю в ладоши – игнор. Я показываю язык – опять ничего. Я говорю «ААААА» – он молчит.

Имитация – это очень важный навык. Ребенок должен уметь повторять за взрослым, он так учится.

Зато у Ванечки было отложенное эхо. Это значит, что по инструкции он ничего вам не скажет и не сделает, но если он сам захочет, то возьмет в руки собаку и назовет: Собака. Или просто будет бубнить себе под нос разные словечки или фразочки, которые где-то слышал. Например, другой мой ученик не мог выразить свое недовольство словами, и потому хмурился и обиженно пел сам себе: «Облака, белогривые лошадки». Некоторые достигают такого мастерства, что наизусть читают Корнея Чуковского, или любые другие стихи или сказки. Но, если вы у них спросите о чем-то, они вам не ответят. Ванечка стихов не читал, но в его голове на тот момент уже была библиотека с существительными, которые он проговаривал спонтанно, видя объект. Дверь в эту библиотеку нам необходимо было открыть – научить его этим богатством пользоваться.

С имитацией разобрались за пару месяцев. Ванечка научился копировать позы крупной моторики (руки вверх, хлопать, прыгать и т.п.), мелкой (некоторые пальцевые позы), артикуляционные (повторять за мной движения губ, показывать язык), а так же научился повторять то, что я прошу, будь то звук или слово, в тот момент, когда я это прошу.

Проблема вторая: слуховое внимание. Возьмите ложку и постучите по чашке. Если рядом с вами в комнате есть еще люди, они не в наушниках и у них нет проблем со слухом – они повернутся на звук. Это нормально. За спиной у Ванечки можно было греметь, свистеть, что-то ронять – реакции не было. При абсолютно сохранном слухе (два раза проверяли). Что делать, если ребенок не распознает неречевые звуки? Создавать звуки. Насыщать атмосферу ребенка звуками. Барабаны, колокольчики, дудки, трещотки, стучалки, свистки. Около четырех месяцев продолжалась объемная работа по распознаванию звуков. Там были свои особенности и этапы (распознавание неречевых звуков, речевых звуков), большое количество разных упражнений, не хочу вдаваться в подробности. В дело была вовлечена вся семья. Если вы вдруг представили, что все это должно звучать одновременно – нет. По очереди. Например, мама колотит в барабан, а папа помогает ребенку показать на барабан пальцем (а это помогает задержать на барабане взгляд), а потом все дружно хвалят Ваню. Чтобы Ваня понял, что поворачиваться к источнику звука - хорошо. Итогом этого мероприятия стала реакция ребенка на звуки окружающего мира, в том числе стал останавливаться, когда его зовут. Стал прислушиваться, поворачиваться и т.п. И на улице с ним стало проще. Как будто его уши были закрыты, а теперь открылись. Не могу сказать, что стало идеально, но стало гораздо лучше.

Как открыть дверь в библиотеку? Научиться читать!

Еще раз озвучу вводные: ребенок называет предметы спонтанно. Но если его спросить, он будет молчать. Пример: в руках бетономешка. Он бубнит название. Бетономешалка, бетономешалка, бетономешалка…. Я: показываю пальцем на бетономешалку и говорю: - Это… Взгляд Вани проходит сквозь меня, Ваня молчит. Я отхожу. Он смотрит на игрушку и снова сам себе говорит: бетономешалка, бетономешалка… Если ему подсказать, он повторит конечно, но в следующие разы он также не ответит.

В логопедии есть славный принцип – принцип обходного пути. Это значит, что если один орган работает не в полную силу, значит другие органы чувств берут на себя дополнительную нагрузку, как могут, чтобы как то компенсировать дефицит. Грубо говоря, у слабослышащих, лучше работает зрительная система. Слабовидящий человек наоборот, будет больше полагаться на слух и на тактильные ощущения. В нашем случае была ставка на развитое визуальное восприятие. Параллельно всему вышеперечисленному, ребенку давались упражнения на сопоставление цветов, форм, объемных предметов и их контуров, отдельных букв, целых слов. Эти задания Ванечке как раз очень нравились, он делал их с удовольствием (а вот задания на слух его раздражали, ему было сложно).

Потом мы с Ванечкой выяснили, что предметам соответствуют подписи. То, что сложно расслышать, стало можно прочитать. И он запомнил! Он стал ставить предметы на слова, и наоборот.

Помимо чтения, пришлось немного обмануть мозг ребенка. Мы ведь знаем, что он знает название слова, верно? Итак: ставим в очередь игрушки. Машинка, мячик, мишка, зайка. Называем с ним трех, а на четвертом делаем многозначительную паузу. На поведенческом импульсе Ванечка начал называть четвертого. Потом третьего. Потом второго. Мы делали так с игрушками, словами, и карточками с названиями цветов. И в один прекрасный день дверь открылась! Он начал наименовывать все по инструкции! Что это? Это мишка, это акула, это штаны, это динозавр! (а еще начал отвечать на вопрос:какой?" - зеленый, красный, и т.п.) Сейчас я включила Ванечке в работу глаголы. Мы полностью ушли от вокальной подсказки, которая не работала. Теперь, если он забыл слово, он может его прочитать. На коробке с динозаврами написано: «открой». На мячике «лови». На кулере «налей». И теперь он читает слово на желаемом объекте, когда ему что-то нужно, то есть просит! Прочитал "открой" - открыли.Налей" - налили.Лови"- поймали мяч. Слово "пить" - он уже запомнил и просит сам воду на улице, даже подписывать не пришлось. Впереди еще очень много работы. Но теперь результат стал осязаемым, и это дает большие надежды.

Пост автора svet0svet.

Узнать, что думают пикабушники.