Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Чем больше пытаешься понять поступки тех, кого принято называть святыми, тем чаще оказываешься в полном затруднении.

Я ещё могу представить православного юродивого, который определяется как блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению верующих, даром прорицания.

Скорее всего, «юродивые Христа ради» осознано принимали на себя такой образ, чтобы скрыть под ним свою святость, ум, таланты – кому приятно иметь под боком умника и праведника! А этот – он не опасен, он юрод, безумный, нищий Христа ради!

Василий Блаженный
Василий Блаженный

Это было своеобразное проявление личного смирения. В безумных поступках таких людей находили скрытый смысл. Это было обличение глупости мира сего под маской мнимого безумия.

Юродивые люди могли пользоваться уважением великих деятелей Руси. Например, царь Иоанн Грозный лично знал Василия Блаженного. Тот обличал в грехах царя, но за это не был казнен.

Василий совершает внешне глупые, непонятные поступки: уничтожает товары на рынке, хлеб и квас, этим наказывая недобросовестных торговцев, он швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны» (потому что у добродетельных снаружи роятся изгнанные бесы, у вторых плачут ангелы).

Данное царем золото он отдает не нищим, а купцу в чистой одежде, потому что купец потерял все свое состояние и, голодая, не решается просить милостыню. Поданное царем питие он выливает в окошко, чтобы потушить далекий пожар в Новгороде. Самое страшное – он разбивает камнем чудотворный образ Божией Матери у Варваринских ворот, и только потом выясняется, что на иконе под святым изображением был нарисована дьявольская рожа. Здесь всё понятно: провидец, скрывающий свой дар под маской безумца.

Николушка и царь
Николушка и царь

Другой юродивый, блаженный Никола (или Николушка – так ласково называли его земляки) жил в знаменитом древнем Пскове. После неслыханного по своей жестокости разорения в 1570 году Великого Новгорода царь Иоанн, движимый гневом и безумной ненавистью, решил заодно наказать и псковичей за то, что они якобы «хотели предаться в руки неприятеля». В это время и предстал перед лиходеями-опричниками блаженный праведник Никола.

Без страха глядя в лицо царю, он смело приближался к нему, тихонько приговаривая: «Иванушка! Иванушка! Покушай-ка ты лучше хлеба-соли вместо христианской крови!»

Когда вошли они в убогое жилище подвижника, Николушка в качестве угощения предложил правителю кусок сырого мяса. Царь, конечно же, отказался: теперь идет пост, а в пост мясного не едят. Однако блаженный, взглянув пронзительно государю в глаза, очень отчетливо вымолвил: «Но ведь пьешь же ты в пост кровь человеческую!»

Ничего не ответил на это святому Николушке грозный правитель, но в тот же день он со своими опричниками покинул Псков, не тронув жителей.

И опять понятно: великий ум и бесстрашная натура – сколько таких праведников безвестно сгинуло от самодуров, дорвавшихся до власти, а вот этим повезло, сохранились в памяти!

Но никогда не пойму, почему веками Европа, а затем Россия чтили Алексия, Божьего человека!

Посудите сами, вот его история, его житие: в Риме в богатой семье родился долгожданный, вымоленный со слезами ребёнок. Семья знатная, дали ребёнку и злато, и образование, нашли знатную невесту, но сразу после венчания Алексий оставил жене кольцо: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью», – и покинул дом, жену и город, уплыл далеко, 17 лет жил нищенствованием, молился, носил лохмотья. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Алексий человек Божий
Алексий человек Божий

Прошло время, Алексия стали назвать святым за его праведную жизнь – он бежал из города, его взяли на корабль, но буря привела моряков в Рим, Алексий поразился – новое испытание! Он пришёл неузнанный в дом родителей, добродетельный отец позволил ему жить в каморке под лестницей, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

А дальше во время службы в соборе святого апостола Петра совершилось чудо: глас свыше повелел искать Божьего человека! После долгих поисков нашли – это был Алексий, который уже скончался, но держал в руке свои записки, которые смог взять из его пальцев только папа римский.

Из записок узнали историю Алексия, Божьего человека. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император и папа сами понесли тело святого в погребальной процессии.

Позже были обретены мощи святого Алексия, части их разошлись по храмам Европы и Руси, а житие его исстари было одним из самых любимых у православных.

А теперь скажите, почему Алексий не сказал родителям, что хочет жить аскетом? Почему решил бежать после обручения, оставляя свою невесту «соломенной вдовой»? Наконец, зачем нужно было селиться в родном доме, где он обрек всех на страдания? И главное – почему все это угодно Богу?

Можно только выстроить совершенно перевёрнутую, какую-то невероятно искажённую логику, чтобы думать так, как Алексий высказал в предсмертной записке – его слова передаёт житие: «Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном».

Толкователи находят в житии Алексия проявление русской страдающей души, которая через эти страдания (созданные самостоятельно!) обретает блаженство в мире ином...

Католики оказались людьми трезвыми и в ходе литургической реформы 60-х годов ХХ века праздник святого Алексия человека исключили из нового издания Общего Римского календаря. Всё, больше не святой!

А мы всё католиков ругаем – ведь здравомыслящие люди!

Только не нужно гневно восклицать, что папа разрешил однополые браки – папа умнее, он заявил, что священник может благословить пришедшую к нему пару, которая попросила о благословении, даже если «их положение как пары не соответствует нормам», в том числе однополые пары.

Не венчать, но благословить, и это сделано для того, чтобы церковь «имела возможность принять даже тех, кто не живет в соответствии с христианскими моральными нормами, но при этом смиренно просит о благословении». В декларации папы говорится, что церковь сознаёт, что человек слаб и грешен, поэтому не требует от тех, кто просит благословения, достижения перед этим «морального совершенства».

Не нравится? А слова патриарха Кирилла нравятся?

«Настоящими русскими могут считаться только глубоко православные люди». Такое качество во время богослужения в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» заявил глава Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Выходит, у нас полстраны ненастоящие русские?!