Новый "креативный класс" сложно назвать аналогом прежней интеллигенции 1970-х. Попробуем понять почему.
Когда Владимира Гусинского в 2000 году посадили в Бутырку, кто-то из полицейского начальства успокоил общественность: "Всё нормально. С ним в камере сидят интеллигентные люди - тоже по мошенничеству". (Будем считать это эпиграфом).
Обратил внимание, что из обихода исчезли слова интеллигент, интеллигентность. И такое ощущение, что само понятие тоже исчезло. На фоне беспредела 1990-х оно ещё существовало. Сейчас нет советского хамства, беспредела 1990-х, всё даже оцифровано. А понятия интеллигентности нет.
Тема сама по себе масштабная, многогранная. Поэтому в данной статье попробую рассмотреть только один довольно интересный и важный аспект - внешние, первичные и вторичные половые признаки интеллигенции.
1. Занятие интеллектуальной деятельностью
Самый массовый подвид советского интеллигента - это научный сотрудник или инженер в НИИ.
Думаю, не меньше трети выпускников технических (отраслевых) вузов и не меньше двух третей выпускников естественных факультетов университетов потом работали с формулами, кульманами и прочими приборами-колбами. То есть, занимались действительно интеллектуальной изыскательской работой. В любой компании был сотрудник НИИ. Сегодня многих прежних НИИ, КБ, проектных институтов просто нет. В остальных штат заметно сокращён. Посмотрите по сторонам - в вашем кругу общения ещё сохранился тот самый пресловутый инженер? Не тот, что гоняет работяг в ЖЭКе или следит за оборудованием на производстве, а который разрабатывает новый прибор или вещество?
Понятно, есть ещё куча профессий, где работают головой с использованием фундаментального высшего образования. Но, согласитесь, доля инженеров и научных сотрудников в обществе очень сильно упала. А именно эта среда определяла само понятие интеллигенции. К которой нынешний "креативный класс" имеет довольно опосредованное отношение.
2. Книги
Не всех читающих книги можно отнести к интеллигентам, равно как и читающих не все книги. Но интеллигент по определению книги читал. И читал хорошую литературу.
Держать домашнюю библиотеку в советское время было не то, чтоб модно, а прям обязательно. Люди, чьи духовные запросы ограничивались спортивными новостями и фельетонами в журнале "Крокодил", считали необходимым имеь в интерьере квартиры шкаф с "витринкой" из собраний сочинений классиков.
Интеллигентный дом не всегда можно было определить по тому, что стоит на полках - не всегда видно, читают или нет. Но зачастую угадывалось.
Да и новая литература того времени была интеллигентная: Стругацкие, Алексин, Аксёнов... Сейчас таких писателей нет.
Сегодня книг в магазинах полно - сдавать маккулатуру, чтоб выкупить по абонементу дефицитное издание не нужно. Но в домах книг всё меньше. Понятно, вся мировая литература давно в кармане - хоть на смартфоне в онлайне читай. Но много ли мы сейчас читаем чего-то, кроме Дзена мусора в Интернете?
3. Застольный этикет
Вы же помните чем настоящий русский интеллигент отличается от "недобитых большевиками помещиков"?
Правильно, закуской. Булгаков голосом профессора Преображенского вводит довольно чёткий критерий: русский интеллигент предпочитает к водке горячие закуски. А вот всякие холодные грибочки-огурчики - это вот к ним, малокультурным помещикам.
Ну какая ж сейчас интеллигенция, которая выпивает не водку под горячий острый паштет, а хлещет портвейн виски со льдом?
Подписаться на мой тг-канал: https://t.me/alexboyr1