Для того чтобы предметно обсуждать тему рисков, необходимо определиться с корректной терминологией. Зачастую под термином «риск» понимается какое-либо негативное явление. В действительность риск – величина отклонения от планируемого результата.
Таким образом риски могут иметь как негативный, так и позитивный оттенок: выручка ниже прогнозов – негативный риск, спрос на продукцию кратно превышает производственные мощности – позитивный риск.
Ключевой риск в бизнесе – некорректная оценка рисков. Усугубляют положение современные «мотивирующие» мантры, призванные предпринимателей меньше фокусироваться на рисках, в том числе: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины» или «Будем решать проблемы по мере их поступления». На моей практике 8 из 10 менеджеров мотивируют себя именно этими установками вместо того, чтобы уделить время на проработку рисков и потенциальных проблем. В итоге новый бизнес запускается не на фундаменте трезвого расчета, а на откуп удаче и счастливому случаю, где вероятность успеха сопоставима с возможностью выиграть главный приз в Национальную лотерею. Разница лишь в том, что выигрыш в лотерею занимает 5 минут, а попытка построить заведомо провальный бизнес – от полутора до двух лет.
Оценка рисков на этапе запуска бизнеса может потребовать от 2 до 4 недель, но ключевой блоккер в этом процессе – попытка провести анализ самим предпринимателем, поскольку задача напрямую противоречит его текущей роли – стимулировать запуск бизнеса несмотря ни на что.
В похожую ситуацию я попал, когда организовывал микрофинансовую компанию в 2014 году. Из трех учредителей двое были непреклонны в желании запустить компанию в кротчайшие сроки, несмотря ни на что (в то время был популярен сериал про ИТ стартапы, который подарил миру еще одну «ценную» мантру: «если тебе не стыдно за бета-версию, значит ты опоздал с выводом продукта на рынок).
Несмотря на острые дискуссии мне удалось договориться с партнерами о тайм-ауте на одну неделю для составления и проработки карты рисков. Единственным доводом, который был услышан и воспринят было напоминание о том, что на кону единовременные затраты на запуск – 5 млн. руб., и график на 50 млн. руб., рассчитанный на 6 месяцев, а с существующим подходом к оценке рисков, с тем же успехом можно поставить все на «зеро».
Для построения карты рисков мной была произведена оценка по 8 направлениям, соответствующим 8P: Product, Place, Price, Promotion, Production, Process, People, Physical evidence. Разделение анализа на приведенные блоки удобно, поскольку они являются исчерпывающими составными бизнеса. Важно учесть: приведенные блоки – верхнеуровневые, в процессе потребуется погружение на третий или четвертый уровень детализации, например: Price à Подходы к ценообразованию à Цены конкурентов à Себестоимость конкурентов. Так же важно визуализировать карту рисков, это поможет оценить пересечения между направлениями анализа и, в дальнейшем, укрупнить отдельные проблематики с целью выработки комплексных решений, что значительно сэкономит время.
Результат работы привел к фундаментальной корректировке нашей концепции. Было определено что модель продаж, используемая на рынке, значительно увеличивает дефолтность кредитного портфеля и для выхода на окупаемость потребуются инвестиции, превышающие наш капитал в четыре раза. Отдельные проблематики были менее капиталоемкими и критичными, но в совокупности могли привести к аналогичному результату.
В дополнение к представленному партнерам резюме, мной был визуализирован тайм-лайн риск событий и произведено его наложение на наш бизнес-план. Результатом данной операции стало наглядное демонстрация событий, которые не позволят нам достичь окупаемости проекта, а принцип «решать вопросы по мере их поступлений» приведет к тому, что в момент такого «поступления», критическая масса накопленных проблем снизит вероятность их решений до уровня нуля.
В результате было принято решение отложить запуск проекта на полтора месяца для проработки скопа проблем и формирования сценарных планов при реализации отклонений.
Спустя восемнадцать месяцев после запуска, когда проект вышел на операционную окупаемость на нашей стене в офисе висели два графика, исполнение которых мы праздновали всей командой: финансовый план и тайм-лайн потенциальных рисков: на первом одним зеленым кругом был помечен месяц выхода на окупаемость, второй содержал четырнадцать красных галочек – по количество реализовавшихся рисков и 12 из них были так же обведены зелеными кружками – мы были готовы к ним и смогли преодолеть с минимальными последствиями.
Резюмируя описанное, говоря о рисках в бизнесе, важно учесть следующие моменты:
1. Они есть и всегда сопутствуют бизнесу
2. Откладывать решение проблем на будущее – снижать вероятность успеха до «нуля»
3. На первом этапе важно построить карту рисков, проанализировав 8 направлений, соответствующих 8P: Product, Place, Price, Promotion, Production, Process, People, Physical evidence
4. Необходимо визуализировать тайм-лайн реализации рисков и соотнести его с финансовым планом
5. Отложите запуск проекта если критическая масса проблем может привести к его провалу
6. Составить сценарные планы преодоления рисковых ситуаций
7. Предупреждайте риски!
С уважением,
Аналитический Центр Creative Investments
В сотрудничестве с проектом StartUp Crash Test