Найти в Дзене

"Дюна: Часть вторая". Обзор на фильм

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел еще в 1965 году. В 2021-м канадский режиссер Дени Вильнёв предпринял очередную попытку перенести культовую историю на большой экран. Его версия «Дюны» получила высокие оценки, но ощущалась скорее как завязка-трамплин для продолжения, чем как самостоятельный фильм. Спустя три года долгожданный сиквел наконец вышел в прокат. Разбираемся, оправдала ли «Дюна: Часть вторая» ожидания. Новый фильм стартует там же, где закончился предыдущий: род Атрейдесов уничтожен, над планетой Арракис вновь властвует дом Харконненов, монополизировав добычу меланжа (он же спайс). Наследный принц Пол Атрейдес вместе с матерью Джессикой отправлены в изгнание. В изложении Вильнёв довольно строго придерживается канона, поэтому если первый фильм охватывает первую половину романа и знакомит нас скорее с миром дворцовых интриг, то второй приоткрывает завесу в мир самой Дюны, рассказывая о становлении Пола как лидера племени фрименов — Муад’Диба. Напомним, что прежде романы Герберт

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» вышел еще в 1965 году. В 2021-м канадский режиссер Дени Вильнёв предпринял очередную попытку перенести культовую историю на большой экран. Его версия «Дюны» получила высокие оценки, но ощущалась скорее как завязка-трамплин для продолжения, чем как самостоятельный фильм. Спустя три года долгожданный сиквел наконец вышел в прокат. Разбираемся, оправдала ли «Дюна: Часть вторая» ожидания.

Новый фильм стартует там же, где закончился предыдущий: род Атрейдесов уничтожен, над планетой Арракис вновь властвует дом Харконненов, монополизировав добычу меланжа (он же спайс). Наследный принц Пол Атрейдес вместе с матерью Джессикой отправлены в изгнание. В изложении Вильнёв довольно строго придерживается канона, поэтому если первый фильм охватывает первую половину романа и знакомит нас скорее с миром дворцовых интриг, то второй приоткрывает завесу в мир самой Дюны, рассказывая о становлении Пола как лидера племени фрименов — Муад’Диба.

Напомним, что прежде романы Герберта пытались экранизировать Алехандро Ходоровски и Дэвид Линч. На сверхамбициозный проект Ходоровски у Голливуда не хватило ресурсов. Более скромное прочтение Линча, пусть и увидело свет, было признано неудачным и далеким по духу от первоисточника.

С тех пор существовало суеверие, что экранизировать «Дюну» — затея гиблая. Во-первых, это слишком объемный и монументальный текст, чтобы уместить его в несколько часов хронометража. Во-вторых, общую поэтику произведения вкупе с обилием его микротем крайне тяжело выразить языком кино. Но несколько лет назад Вильнёву удалось сделать невозможное — его «Дюна» порадовала и кинокритиков, и поклонников Герберта, и просто случайных людей, пришедших в кинотеатр за большим зрелищем. Недовольны остались, пожалуй, только фанаты Зендеи — актриса, красовавшаяся на всех постерах к фильму, появилась в нем на какие-то 20 минут перед титрами.

«Часть вторая» в этом смысле выглядит серьезной работой над ошибками: героине Чани (Зендея) уделяется на порядок больше экранного времени, а их вожделенный поцелуй с Полом (Тимоти Шаламе) случается даже быстрее, чем ожидаешь. В целом у актеров здесь появилось гораздо больше возможностей проявить себя. С по-настоящему эмоциональными сценами Тимоти Шаламе справляется выше всяких похвал.

И темп, и настроение фильма изменились: экшена стало больше, в диалогах появился неожиданный юмор, а между большими сюжетными поворотами едва успеваешь выдохнуть. Если первую часть многие ругали за нарочитую нерасторопность, то сиквел с первой сцены компенсирует ее сумасшедшей динамикой. Видя саму партию, понимаешь, что не зря следил за трехчасовой расстановкой фигур.

-2

В лучших традициях "Игры престолов" новая «Дюна» не церемонится ни с обитателями пустынной планеты, ни с чувствами зрителей — тут кто угодно может погибнуть в любой момент. Даже если вы читали книгу и уже знаете, кому суждено пережить битву за Арракис, а кому нет, у вас не получится избавиться от ощущения постоянной близости героев к смерти (чего стоит хотя бы сцена «оседлания» Полом песчаного червя). Дени Вильнёв определенно достиг совершенства в мастерстве ворлдбилдинга и погружения зрителя в атмосферу — такого глубокого эффекта присутствия невозможно добиться ни 3D, ни движущимися креслами. Разве что реальный прием меланжа под саундтрек Ханса Циммера был бы убедительнее.

-3

Впрочем, Вильнёв удивляет зрителя не только масштабностью, которой бы мог позавидовать сам Джеймс Кэмерон, но и визуальной изобретательностью. Главный козырь фильма — его эстетика. Одна только сюрреалистичная черно-белая сцена гладиаторских боев заставляет подлинного нерда хвататься за голову от восторга — это квинтэссенция визуального стиля сай-фая 1960-х, что, впрочем, уместно сказать и про весь остальной фильм. «Дюна: Часть вторая» выглядит как ожившая обложка старой научно-фантастической книги, при этом не переходя в дешевый ретрофутуризм.

К фильму всё еще можно придраться из-за сценария: ключевые события тут изображены очень широкими мазками, и между ними не всегда легко уловить связь. Некоторые герои вроде главного антагониста Фейда-Раута вводятся в сюжет слишком стремительно, чтобы мы успели прочувствовать их психологию или мотивацию. Но на самом деле подобные широта и стремительность свойственны для жанра эпоса, коим «Дюна» и является. Герой эпоса целостен и непоколебим, поэтому нам не акцентируют его повседневность и тонкие движения души — гораздо важнее великие деяния. В таких произведениях жизнь человека упорядочена в прогрессии от одного большого события к другому и к кульминации.

-4

Отличия от книжного первоисточника

Говоря об экранизации «Дюны», сложно не начать искать отличия книги и фильма. Да, в работе Вильнева нет многого из того, что явно хотелось увидеть каждому фанату. Режиссер опустил историю ментата Атрейдесов, не показал Космическую гильдию и ее навигаторов, да и время пребывания Пола и его матери Леди Джессики в обществе пустынных жителей фрименов явно сократилось.

-5

Место изъятых из экранизации сюжетных веток отдано на раскрытие дома главных антагонистов героев. При этом Дени Вильнев в своем визионерском подходе не заставляет персонажей на экране проговаривать каждое действие и объяснять каждый ход — он предлагает зрителю следить за визуальной феерией, через которую он и раскрывает безусловно яркие образы врагов Атрейдесов.

Внешние образы высокородных героев в корне отличаются от книжного описания. Но каждый персонаж выглядит органично и на своем месте, не теряет величины образа и его монументальности. При взгляде на Флоренс Пью в образе Ирулан не возникает и мысли, что что-то не так, как в книге — настолько фактурным получился образ героини. Ее место в сюжете, по словам самого режиссера, должно стать более весомым, если получится снять и третий фильм, уже по книге «Мессия дюны».

-6

Вильнёв избегает сюжетных витиеватостей, оголяя историю до каноничной фабулы про борьбу движения сопротивления фрименов во главе с Полом с космической империей. И этого оказывается более чем достаточно — «Дюна: Часть вторая» органично и величественно смотрится рядом с теми же «Звездными войнами» или "Властелином колец". Что делает сиквел «Дюны» не только одной из важнейших картин года, но и, возможно, одним из главных фильмов поколения.

«Дюна. Часть вторая» — масштабное кинополотно, под блокбастерной оболочкой которого прячется античная трагедия невероятных размеров, при этом не лишенная актуальных мыслей и идей о пропаганде, мессианстве и том, насколько страшен фанатизм.