Найти тему
Другой путь

200 км едем 8 часов с риском слететь с рельсов, на поезде родом из Прибалтики и США. Колорит ЖД Казахстана в горах Алтая

Казахстан в глазах обывателя справедливо ассоциируется с пустынями и степями. Однако горы здесь тоже есть.

С барского плеча Сталин передал в КазССР часть Томской губернии, почти на 100% населённой русскими, которая в историографии получила название "Рудный Алтай". Ныне это - Восточно-Казахстанская область.

Территория столь богата полезными ископаемыми, что при том же Сталине для их освоения, в недра гор подвели длинную железнодорожною ветку, которая берёт начало в Алтайском Крае РФ. Локоть - Зыряновск.

В условиях современного Казахстана линия деградировала, став малодеятельной, обо всём этом смотрите подробнее в предыдущей части (ссылка внизу).

А сейчас проедем по данному удивительному участку на пассажирском поезде. Благо, это всё ещё возможно сделать три раза в неделю по состоянию на 2024.

Маршрут - Защита - Зыряновск. Западнее Защиты пассажирское движение не осуществляется.

Обложка на основе архивного фото Лиссин.кз
Обложка на основе архивного фото Лиссин.кз

Проскребя через скучные полузаброшенные промзоны, нанизывающие на себя несколько станций, въезжаем, наконец, в обнимку оранжевых холмов, плавно переходящих в 1,5-2- километровые горы.

Впереди больше семи часов, чтобы насладиться путешествием и причаститься терра инкогнито. Ведь в этой части страны 1520 никто никогда не был!

Ст. Защита.
Ст. Защита.
Ст. Усть-Каменногорск.
Ст. Усть-Каменногорск.

Горы подступают всё ближе. Теснина-долина всё сужается и сужается. Теперь она может вместить лишь Иртыш и узкую "полочку", по которой против течения реки ползёт недлинный поезд. Вдоль - то заборы от снежных заносов, то бетонная крыша с колоннами - защита от лавин и камнепадов.

-5

Линия на Зыряновск очень живописна. Она проходит через горные перевалы, спускается к Бухтарминскому "морю", ныряет в туннели, по пути много всего примечательного.

Да наш пёстрый поезд вполне себе достопримечательность. Судя по расцветке, он включает в себя БУ вагоны из Латвии и Литвы (так как сообщение с РФ навечно прервано, они прибалтам ни к чему). А зелёный... не знаю, просто цвет вашей молодости.

Постоянно петляем туда сюда, качает как во время шторма, об кузов то и дело скребут ветки деревьев - высовывайся осторожней!

-6

Хотя в составе и сидячие и плацкарты - цена везде одна. Воистину народный тариф 50-60 копеек за километр. К сожалению, в РФ общие поезда и вагоны повсеместно отменены. А в оставшихся стоимость хоть и подъёмная, но не такая привлекательная как в Казахстане.

-7

Поезд принадлежит одному из многочисленных частных перевозчиков Solyx Экспресс. В Казахстане типа реализована конкуренция как в Европе.

Да, вагоны старые, без кондеев и прочего. Но, на мой взгляд, казахстанская модель пассажирских перевозок с выбором соотношения цена\ комфорт\ скорость гораздо привлекательней. Здесь, правда, без альтернативы. Только Solyx и только три раза в неделю.

Я со всей ответственностью заявляю, что готов ездить в древних поездах на условиях снижения в два раза цены за билет.

Но делать так никто не будет. Парадигма существования РФ - это загрузить нужные заводы, чтобы нужные люди заработали. Данная экономическая модель называется государственный капитализм. Этакая химера между командной и свободной экономиками, вобравшая в себя худшие стороны каждой из систем.

Именно поэтому на территории Северной Евразии обновляют подвижной состав, а не потому что заботятся о пассажирах.

-8

Ведёт поезд Защита - Зыряновск американец-тепловоз ТЭ-33 "Эволюшн". Российских тепловозов в Казахстане образца 2023 нет или почти нет. Советские выводятся из эксплуатации. Техника признана негодной.

Также на маршрут могут выдать "Червяка" - БУ дизель-поезд ДР, переданный из Эстонии. Когда-то он ходил Таллин - СПБ. Теперь ушёл на Риддер (см. карту).

Разношёрстная техника со всего мира - визитная карточка ЖД Казахстана.

-9

Едем очень медленно. Хотя и не так медленно как здесь ходят грузовые. Километров двадцать - тридцать в час. Всё-таки, чем меньше масса, тем меньше вероятность слететь.

А слететь здесь очень вероятно. Несколько раз за бортом мелькают изломанные вагоны и деревья. Последствия недавних аварий.

-10


Линия на Зыряновск выглядит очень ветхо и глухоманно. Рельсы, разумеется, стыковые, на деревянных гнилых шпалах. Состояние "железки" местами пугает. Полное отсутствие полосы отвода - деревья и кусты растут вплотную к насыпи, по бокам стоят предупреждающие и знаки с ограничением скорости. Местами видно следы сходов. Зачастую поезд идёт так медленно, что на него можно было бы запрыгнуть прямо на перегоне! На станциях колонки для заправки паровозов, ручные стрелки и другие артефакты из прошлой эпохи.

-11

Сообщили, что в железнодорожном штате здесь числятся промышленные альпинисты! Летом они занимаются оборкой камней, а в зимне-весенний период - спуском снежных лавин. Весной проводятся мероприятия по пропуску ледохода по рекам и проводят другие мероприятия против паводка.

Вот это да, не зря я сюда стремился! Самая интересная "железка" Сибири!

Один из вокзалов внутри.
Один из вокзалов внутри.

Первые километры обжитые. Машем людям, кто встречает поезд, нам машут в ответ. А потом накрывает пустота. Поезд останавливается на безымянных километрах, но вряд ли здесь кто-то выходит и заходит. Нет ни платформ ни табличек с расписанием и названием О.П. А немногочисленные домишки не выглядят живыми.


А виды за окном, становясь всё красочнее и красочнее, окончательно погружают в "нирвану". На дворе ещё август месяц, а тут золотая осень. Что-то мне это напоминает. Точно, БАМ. Хотя тут, в какой то степени, даже интересней и уж точно уникальней.

В районе О.П. 75 км поезд перебирается с левого на правый берег реки. Перед прямым как стрела мостом - кладбище разбитых грузовых вагонов - последствие недавнего схода.

Из будки за поездом внимательно следит "зелёный". Скорость 5 км\ч. Машинист не хочет присоединиться к своему менее удачливому коллеге, устроившем миниапокалипсис на отдельно взятой ветке.

-13

Читаю таблички: Таусамалы, Жана Оскемен, Кок-Жиек. Стоп. Какие "Таусамалы"? На карте Огнёвка, Ново-Усть-Каменногорск, Селезнёвка. Оказалось буквально недавно практически все станции на ветке переименовали на казахский манер.

Дурная привычка современного Казахстана - лепить куда попало без разбора казахский. И всё равно, что казахов здесь отродясь не было и нет, а населённый пункт основан русскими.

-14

При станциях посёлочки - обшарпанные городки из панелек и сталинок, судя по всему возникшие при горных разработках, ликвидированных в 90-е. Ну точно БАМ.

-15

По переписи 1989 казахи в Казахстане составляли 38% населения. Русских было больше 7 миллионов, также жил миллион немцев и другие национальности. Звучали призывы упразднить республику как, в своё время КФССР.

Но призывы были проигнорированы высшим руководством Союза. "Казахстан останется Казахстаном, пока там жив хоть один казах".

Теперь казахов 72% населения. Русских - три миллиона. Немцев почти не осталось. Думайте.

По количеству заброшек с северными регионами Казахстана, когда-то (да и сейчас) населённых преимущественно русскими может посоперничать разве что Колыма.

Я совершил небольшую прогулку при долгой стоянке на станции Кумыстау (бывш. Серебрянка).

-16
-17

Серебрянск потерял 50% населения. При 5000 человек - он является самым крупным населённым пунктом на данной линии. Печальное зрелище. Разруха. Вообще, на бывшие русские города Казахстана, за редким исключением, без слёз не взглянешь.

Да, это не Колыма, но много русских уехало, оставив свою родину и дома, казахи сюда перемещаются с неохотой.

Разбито и депрессивно. Зато везде висят бодрые плакаты великодержавного содержания на русском языке. Ведь по-казахски здесь всё равно никто не понимает. Даже соорудили мечеть.

В Казахстане боятся повторения украинского сценария, поэтому форсируют политику по ассимиляции и "казахификации" русского населения и регионов.

-18

Сразу за Серебрянском железная дорога уходит на очень крутой подъём. Грузовые поезда, идущие здесь, расцепляют по нескольку вагонов.

А обратные рейсы обязательно останавливаются на разъезде в Селезнёвке (переим. в "Кок-Жиек") с полной проверкой тормозной системы.

Говорят, до мощных американцев Эволюшн и пассажирский сюда мог взбираться с двойной тягой!

-19

Переместимся в салон. Поезд - мечта россиянина. Пустой, мягкий, окна открываются как надо. Широко просторно и прохладно.

Хочешь поспать - иди в плакат.

-20

За окном - всё такая же красота.

-21

А Иртыш подозрительно пустой. Река испокон веков судоходна, рядом с ГЭС даже существуют шлюзы, но за много часов движения не видать ни одного теплохода или баржи. Да даже лодчёнки. Я считал, что в России судоходство умерло, но в Кз, похоже, ещё хуже. На реках РФ хоть что-то ходит.

-22

Фиксирую [в голове] названия станций. "Русской" осталась только одна - Заводинка.

-23

Никакого завода тут уже нет, но станция пустынна, но отчего-то неразобрана, даже встречает дежурный в большой и красной, как у мухомора шляпке.

-24
-25

Как с пассажирским движением было на зыряновской ветке в советское время? Получше, но не так чтобы сильно. Сказали, поезд ходил ежедневно, ехал побыстрее. Маршрут весьма "ломанный" - Зыряновск - Алма-Ата с прицепным на Москву.

Был ещё пригородный Серебрянка - Защита.

Первый сокращён до Защиты (на нём мы и едем). Второй - отменён.

-26

В Казахстане на ЖД заметная разориентация. Где-то "совок", где-то 90-е, где-то фору РЖД могут дать. Где-то человек на человеке едет, а где-то как у нас - пустой состав.

"Это он сейчас пустой. Зимой, когда дорог нет (заметает), в один вагон аж до двухсот человек набивается!"

-27

За Бухтармой железная дорога хоть и поднялась высоко, идёт значительно ровнее. Виды уже не сильно впечатляют. Появляются и сельхоз пейзажи.

А вот гостеприимство персонала, поездной бригады, в памяти отложилось. Не каждый год здесь появляются "посторонние". Угостили фруктами, овощами и накормили полноценным обедом. Они тоже были в курсе наших вчерашних похождений. Спасибо от души. Дай вам Бог!

Вот и конечная. Станция Зыряновск (ныне Алтай).

-28

Станция находится в посёлке Зубовка. Весьма странно, до самого города километров семь, причём пути туда идут! Но не пассажирские поезда.

Железную дорогу построили ради крупного полиметаллического месторождения и обслуживающего его горно-обогатительного комбината. Однако разработка месторождения фактически прекращена. Зачем же держат "железку"? Уж точно не ради этого поезда.

Комбинат немного продолжает работу на привозном сырье. Во как! Вряд ли создатели предприятия прогнозировали подобный исход.

-29

Беглый осмотр станции. Вокзал - на вид примитивная сайдинговая "будка" в лучших традициях РЖД. Внутри интересно - атмосфера 80-х.

-30
-31

Снаружи... лучше не видеть, оцените архивный кадр:

-32

Вокруг - мягкий антураж, жёлтая пастораль. Замечательные виды.

-33

Очередное белое пятно на карте 1520 мною закрыто. Спасибо.

Спасибо всем кто поддерживает ДП словом и делом.

-34