15K подписчиков

Новый атомный эксперт. Морской коммерческий атом

Энергоэффективность и надежность вкупе с экологичностью — ​так выглядит сегодня набор требований к источникам энергии для морского гражданского транспорта.

Энергоэффективность и надежность вкупе с экологичностью — ​так выглядит сегодня набор требований к источникам энергии для морского гражданского транспорта. Атомная энергетика удовлетворяет всем этим требованиям. Каковы же перспективы использования атома в коммерческом морском судоходстве?

Мировое потребление ископаемого топлива в судоходстве составляет около 350 млн тонн в год — ​без малого около 3 % мировых выбросов углекислого газа. В июле 2023 года Международная морская организация (IMO) утвердила предварительную цель по достижению нулевого уровня выбросов парниковых газов в судоходстве к 2050 году. Ее можно достичь разными методами: использовать более крупные суда, повышать КПД двигателей или применять альтернативные виды топлива. По мнению аналитиков, перспективной заменой углеводородному топливу может стать атомная энергия.

Традиционная область применения ядерной энергии в судостроении — ​это военные корабли, атомные подводные лодки и ледоколы, первым из которых стал советский «Ленин», введенный в эксплуатацию в 1959 году. В СССР, а затем в России был создан атомный ледокольный флот, до сих пор остающийся единственным в мире. По сравнению с обычными ледоколами, работающими на ископаемом топливе, атомные обладают рядом технических и экономических преимуществ. Сегодня на первый план выходит еще один существенный плюс таких судов — ​низкие выбросы парниковых газов.

Многие компании в разных странах мира активно изучают способы применения ядерной энергии в двигательных установках судов. Например, американская TerraPower проектирует инновационные атомные реакторы, которые можно будет использовать для выработки энергии на торговых судах. Британский стартап Core Power, созданный в 2018 году, тоже разрабатывает реакторные технологии, которые можно будет применять на морском транспорте. Китай планирует создать атомные ледоколы для проводки судов в арктических широтах, а также заявил о планах создать и разместить в Южно-­Китайском море 20 плавучих атомных электростанций. Samsung Heavy Industries, южнокорейский судостроительный гигант, намерен объединить усилия с Корейским научно-­исследовательским институтом атомной энергии и разработать реакторы на расплавленных солях для морских силовых установок. Японские судостроительные компании и Det Norske Veritas (DNV) совместно завершили концептуальный проект сверхбольшого контейнеровоза вместимостью 20 тыс. TEU, оснащенного термоядерным реактором.

Некоторые страны прорабатывают законодательство, касающееся атомных торговых судов. Например, в 2022 году Великобритания приняла Положение о торговом мореплавании. Оно применимо к атомным судам Соединенного Королевства, где бы они ни находились, и к ядерным судам других стран, находящимся в водах королевства. Положение не применяется к военным кораблям и вспомогательным морским судам; кораблям, принадлежащим или эксплуатируемым государством и занятым только на правительственной некоммерческой службе. Положение устанавливает специфические требования к безопасности, конструкции, эксплуатации и т. п. ядерных судов.

Полный материал читайте в «Новом атомном эксперте». https://clck.ru/3BQ8Jf