15K подписчиков

Вестник атомпрома. «Ученым важно, чтобы открытия становились основой востребованных технологий»

Поэтому мы и предложили реализацию установок класса мегасайенс. Они в настоящее время проектируются, строительство лишь предстоит, и готовы они будут после 2030 года.

Поэтому мы и предложили реализацию установок класса мегасайенс. Они в настоящее время проектируются, строительство лишь предстоит, и готовы они будут после 2030 года. Но именно они и станут «аттракторами», которые привлекут ученых со всего мира. Это многофункциональный ускорительный комплекс с источником комптоновского излучения, центр исследования экстремальных световых полей и фотонный вычислительный центр.

При этом мы должны позаботиться, чтобы научные достижения, полученные на этих установках, могли быть внедрены в решение задач РФЯЦ-ВНИИЭФ, если окажутся интересны этому научному центру; здесь можно говорить не только о трансфере технологий, но и о трансфере знаний. Но верно и обратное: если какие-то достижения ВНИИЭФ, не являющиеся критически важными для оборонной сферы, можно применить для решения иных задач, то они тоже могут быть переданы за пределы ВНИИЭФ. Воспринять же эти знания «окружающая среда» сможет лишь в случае, когда концентрация научного интеллекта «на квадратный километр» за периметром РФЯЦ будет сопоставима с той, что внутри периметра.

При этом для ВНИИЭФ будет решена еще одна важная задача — мы усилим приток молодежи, которая после окончания университетов ищет место для приложения усилий (например, кто-то стремится уехать за рубеж, где тоже есть уникальная исследовательская инфраструктура). Молодежь привнесет исследовательский энтузиазм, сможет учиться у маститых ученых. Те, кто захочет, пополнят ряды РФЯЦ-ВНИИЭФ или усилят другие направления научно-технологической сферы страны. В Сарове действует филиал МИФИ, но его программа ближе к прикладным задачам. Появление же филиала МГУ позволит привлечь в пополнение ВНИИЭФ ребят с фундаментальными знаниями.

В трансфере технологий ситуация аналогична той, что и с кадровым обеспечением. Инвесторы разборчивы, они не стремятся идти в закрытые города (мы это видим и жалуемся). Если технологии легче развивать и тиражировать на открытой территории, бизнес охотнее придет туда. Поэтому еще один из мотивов развивать «Большой Саров» в том, чтобы создаваемый научный задел «опылялся» инвесторами и превращался в технологии и продукты. При этом, опять же, чтобы и создаваемая инфраструктура, и будущие технологические компании могли получить квалифицированных работников, эти кадры нужно системно готовить. В Сарове давно действует филиал МИФИ, Саровский физико-технический институт, там готовят достаточно большое количество молодых специалистов.

Но этот вуз изначально ориентирован на основные задачи Росатома. Проект НЦФМ в подготовке кадров пошел по другому пути: поскольку мы должны получать новые знания, то нужно стать ближе к фундаментальному образованию — это физика и математика. Поэтому и оказались востребованы компетенции Московского государственного университета — одновременно и фундаментальные, и в то же время достаточно широкие. И уровень, и охват направлений в МГУ значителен, а Росатом сегодня интересуют самые разные знания и технологии в различных областях — от квантовых вычислений до развития Севморпути.

Поэтому и было решено пригласить МГУ, сделав в Сарове его филиал. Эта часть нашего замысла уже работает: есть первые выпускники, прием растет: уже принимаем не 50, а 80 магистрантов; уже не 10, а 20 аспирантов. Затем эти ребята, получив соответствующие офферы, смогут работать по открытым и закрытым тематикам и в Сарове, и на других площадках Росатома. Также они смогут работать в НЦФМ и технологической среде, которая сформируется на его основе.

Полный материал читайте в «Вестнике атомпрома». https://clck.ru/3BMtkU