К трагической дате 22 июня — Продолговатый ящик о фильме «Брестская крепость»
Десять минут мира и полтора часа войны в фильме Александра Котта рассказывают о жизни, которая была расколота в одну секунду — самую известную и трагическую секунду в истории СССР — в 3 часа 05 минут 22 июня 1941 года.
Впрочем, начало кинокартины не бравирует пафосом, а берёт зрительские сердца посредством ироничности и простоты. Как и сказал один из главных героев, Брестская крепость к моменту начала войны действительно была похожа на санаторий для офицеров и их семей.
Оркестр, танцы, газировка, «Весёлые ребята» на экране местного кинотеатра. Люди обнимаются, улыбаются, фотографируются, готовят спектакль. Но, при этом, не покидает ощущение приближения чего-то ужасного. Ежедневно, на границе ловят пленных, которые называют точную дату нападения фашистов. В гарнизоне даже выделили дом, куда приказано бежать всем гражданским в случае атаки. Но по документам Германия – союзник, поэтому говорить во всеуслышание о войне строжайше запрещено.
Война в «Брестской крепости» показана с удивительной для современного отечественного кинематографа психологической достоверностью. «Я представлял себе войну, — вспоминает поседевший Сашка Акимов — ключевой герой кинокартины — Я представлял войну, но я не представлял себе войну. Такую войну…»
К российскому военному кино за последние годы у нас выработалось стойкое отвращение. Что ещё печальнее, фильмы эти направлены на поднятие патриотического духа. Но ярлык «госзаказ» — гарантия того, что на экраны нам подадут зубодробительный экшн под голливудщину, но преисполненный пафосными возгласами из серии «За булочку, за трамвайчик!»
Фильм «Брестская крепость» вышел на экраны в 2010-м году и тоже был госзаказом. И тоже изобиловал эпичными сценами взрывов и сражений. Но отправить его на полку ко всему остальному военно-патриотическому киносуррогату, забабаханному в последующие четырнадцать лет, не поднимается рука. Потому что кинолента Александра Котта не предлагает нам поддато кричать «Ура». Но и оплакивать не предлагает. И даже напрашивающееся сравнение с романом Бориса Васильева «В списках не значился» не подойдет, потому что Котт не создает миф о беспримерном героизме, он изображает реальных людей в грязи и крови, в их храбрости и трусости.
Увы, режиссёру не удалось выдержать взятый вначале совершенно гениальный баланс ощущения мира и повисшей над ним катастрофы. Вступительная часть и оригинальное введение героев, пожалуй, посильнее всех последующих — вне всяких сомнений страшных — батальных сцен фильма.
С первых кадров бомбежки, беспощадно разбирающей дома, поднимающей землю на дыбы, утопляющей в крови панически мечущихся людей — из кадра пропадает вся красота и любовь, будто оставляя зрителя подсмотреть, понаблюдать, как «работает» смерть.
Но дальше сюжет развивается в череде атак и оборон, перемежаясь описанием существования людей в осажденной крепости: без воды, без медикаментов, без патронов. И когда камера отвлекается от боев и начинает показывать женщин, детей, солдат с обугленными лицами и пустыми глазами, фильм вновь перестает быть не самым передовым пиротехническим аттракционом и стремится к художественной правде.
Это кино совсем с незамысловатой драматургией, простейшим контрастом «война — мир» и без заявки на замах. Но с тех пор ничего подобного, претендующего на звание кино-памятника так и не снято. Возможно, эта монументальность несколько ослабляет «Брестскую крепость» как художественное произведение и не рассказывает связно историю каждого или хотя бы одного — но подробно — очага сопротивления в крепости. Но в общую картину происходящего вовлекает с головой.
Этой картиной можно гордиться! Она такая, какой сейчас в России должна быть популярная, направленная на массового зрителя батальная лента о Великой Отечественной. Режиссёр постарался вывести из финального монтажа почти всю фальшь и, главное, показал — как это было, и кто это был. Пусть в ней нет экзистенциального замаха на великое кинополотно, как у «Иванова детства», хотя главные герои внешне похожи, и беспрецедентного, всепоглощающего ужаса, как в «Иди и смотри» тоже нет. Но современный, широкий зритель такую тяжесть и не потянет.
«Брестская крепость», 2010
Производство: Россия, Беларусь
Жанр: военный, история
Режиссёр: Александр Котт
В главных ролях: Алексей Копашов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Александр Коршунов, Евгений Цыганов, Максим Костромыкин, Сергей Цепов
Этот и другие обзоры на сайте Альтерлит