Найти тему

Язычество, гроб и труп: что вы не знали о Бабе-Яге

Все мы читали или слышали народные сказки про прекрасных царевен, страшных Кощеев и хитрых Иванов. Современные писатели даже переосмыслили некоторые классические сюжеты (как, например, Лия Арден в романе «Мара и Морок»).

Но мало кто в детстве, слушая народные легенды, задумывался о том, что сказки раньше писали вовсе не для того, чтобы малышам крепче спалось. В сказках древние славяне хранили свою мудрость, описывали обряды и мироустройство, в которое верили. Давайте немного погрузимся в этот волшебный мир и узнаем что-то новое? Ведь сказка – ложь, да в ней намёк…

Баба-Яга и избушка на курьих ножках

«Избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом», – так говорят Иваны-царевичи, когда идут спасать своих Василис из лап злых Кощея или Змея Горыныча. Но это не заклинание и даже не обращение к самой избушке как к живому организму. Одна из самых популярных сказочных фраз таит в себе сразу несколько отсылок к языческим обычаям. Во-первых, перед нами не просто домик, а проход в потусторонний мир. Лес у язычников считался местом силы и волшебства, в котором обитали духи и даже боги. А избушка Яги стоит как раз на опушке у леса – чем не контрольно-пропускной пункт?

Во-вторых, перед героем возвышается не просто языческая таможня с ведьмой внутри. И если братья Стругацкие в повести «Понедельник начинается в субботу»превратили избушку в музей, то у древних славян это был обыкновенный гроб. Это называлось «домовина», её устанавливали на двух высоких пнях, чтобы дикие звери не проникли к покойнику и не побеспокоили его. В домовине вырезалось одно-единственное окошко, через которое безутешные родственники могли пообщаться с усопшим, а сам мертвец мог посмотреть на россыпь звёзд на ночном небе и вспомнить, какую замечательную жизнь он прожил. «Ножки» у избушки Яги «выросли» немного позже, чтобы дом мог поворачиваться от леса (входа в мир мёртвых) к герою, который ещё стоит в мире живых, но уже готов пересечь эту границу.

Первое, что видит герой, когда заходит в избушку, – это лежащая на печи ведьма. Одна нога у Бабы-Яги обычная, а другая – костяная, «мёртвая». Почему? На самом деле, всё объясняется очень просто: колдунья сама является проводником из мира живых (Явь) в мир мёртвых (Навь). Одной ногой она стоит в нашем мире, а другой – в царстве Кощея. Яга охраняет Навь и не пускает недостойных, которые не справились с её заданиями или не прошли специальные обряды. Именно поэтому любому Иванушке надо сначала найти Бабу-Ягу, чтобы попасть к Кощею или Горынычу. Она и ритуал «посвящения» проведёт, и волшебные предметы даст, и дорогу в Навь откроет. Если, конечно, наш Иванушка не совсем дурачок.

«…лежит из угла в угол, нос в потолок врос».

Почему в избушке могущественной колдуньи так мало места? Как мы упоминали выше, Иван приходит вовсе не в обычную избушку, а заглядывает в «домовину», то есть в гроб. Яга лежит как труп, но при этом может говорить и двигаться: это и подсказывает нам, что она – медиум, проводник между Явью и Навью.

Баба-Яга лежит на печи, которая у древних славян считалась сердцем дома. Если бы ведьма полностью относилась к миру мёртвых, то лежала бы в подполье. Но Яга лежит на печи, которая, помимо всего прочего, ассоциировалась у язычников с человеческим сердцем. Получается, колдунья наполовину жива, – и поэтому помогает заблудшим царевичам в их поисках.

-2

«Фу-фу-фу, русским духом пахнет!» – говорит Бабя-Яга любому герою, который приходит в её владения. Это, конечно, не простые слова: ведьма чует запах живого человека, а так как она сама стоит на границе двух миров, любой смертный (но ещё живой) человек для неё – это неприятный гость. Интересно, как бы Яга отреагировала на Ольжану из романа Яны Лехчиной «Лихо. Медь и мёд»?

«В баньке попарь, напои, накорми, спать уложи, а потом уж расспрашивай», – отвечают Яге всякие Иваны-царевичи. Но зачем они тратят время на эти процедуры? Любой герой же, вроде, очень торопится спасти возлюбленную из плена, а тут решает провести вечерок в компании старухи с неживой ногой на самой границе двух миров.

Однако чтобы попасть в мир мёртвых, недостаточно просто прийти к Яге и попросить о помощи. Любому Ивану надо пройти обряд посвящения в Навь, иными словами – умереть. Баня и угощение – это обряды, которые совершаются над усопшим: омовение, «покойницкое» угощение. Еда мёртвых не подходила для живых, и, требуя трапезы, Иван показывает, что он на самом деле готов «умереть», даже на время.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц