Первое место среди развлечений русских князей, а позже и царей занимала охота. К ней относились как к важному делу, отличиться на охоте храбростью и смелостью почиталось за подвиг. Князья Киевского периода если не воевали, то охотились.
В Древней Руси, когда порох еще был не доступен, для целей охоты служили ловчие птицы: ястреб, сокол обыкновенный- птица чернопепельного окраса, и сокол белый- кречет.
Кречет считался наиболее ценной птицей. Среди соколов он - самый большой и сильный. Кречет- умелый охотник, этот сокол способен охотится на добычу, которая в разы крупнее его.
Кречеты не размножаются в условиях неволи, поэтому спрос на хищных птиц в те времена был высок.
Отлов кречетов- нелегкое опасное занятие. Кречеты гнездятся, в том числе и на берегах Белого моря. Эти хищники обустраивают для себя гнезда в труднодоступных местах- на обрывистых скалистых берегах, в долинах рек и озер с наличием утесов.***
Отловом кречетов занимались крестьяне редкого сословия "кречатьи помытчики". "Кречатьи помытчики" с Пинеги, Мезени и Печоры доставляли белых соколов к царскому двору- за это они получали жалование.
"Московские князья на основании особых соглашений с Новгородом ещё задолго до московской колонизации Севера посылали свои ватаги за ловчими птицами на Терский и Зимний берега Белого моря, на Канин, Тиман и Печору, издревле славившиеся "кречатьими и сокольими седбищами".*
Ловчие уходили на промысел на несколько месяцев, чаще всего, отловом кречетов занимались все мужчины семьи. Работали они артелями («ватагами»).
Промысел начинался летом, заканчивался в декабре. На "Николу Зимнего" кречетов везли в Соколью слободку на устье реки Мезени, на месте которой в последующем возникла Окладникова слобода, а в 1780 году город Мезень. История города неразрывно связана с ловчим промыслом. Бояре Окладниковы, основатели города, отправлены были на Мезень, в том числе и для сбора дани. Кречеты- самая ценная часть оброка, которую платили крестьяне Окладниковой слободы московскому князю.
Мало добыть кречета, его надо было сохранить здоровым и сильным. В Окладниковой слободе помытчикам выдавались специальные ящики, обитые войлоком и рогожей, в этих ящиках птиц доставляли сначала в город Архангельский, а затем в столицу. Ежегодно поморы доставляли в Москву от 100 до 120 птиц.
Сокольничьи
Обучением кречетов занимались "сокольничьи" (сокольники).
Сокольничий- один из старинных чинов княжеского двора, стоявший во главе соколиной охоты, а иногда и всех учреждений военно-княжеской охоты*
К содержанию кречетов в неволе подходили основательно, за каждой птицей закреплялся человек, ответственный за ее здоровье.
Содержали кречетов в тщательно охраняемых кречатнях. Кречатни обносились высоким забором, никто посторонний в кретчатню не допускался. Если кречет по какой-то причине погибал или становился не годен для охоты, государь строго наказывал сокольника**
"Подкаблучник"
Обучением кречетов нередко занимались и помытчики. Обученный кречет после охоты должен был обязательно вернуться к хозяину. Сокольничьи и помытчики обучали птицу следующим образом.
Дикую неприрученную птицу сажали в клетку, приставленные к ней мальчики, не давали кречету спать, отвлекая его громкими звуками. Птица сначала приходила в ярость, а затем и "отупевала" от усталости. Сокола мучили 3-4 дня, и, когда воля его была окончательно сломлена, птица становилась покладистой, пригодной для обучения.
Первым делом птицу учили носить колпак на голове. Когда сокол был "исклобучен", т.е приучен к "клобуку" (колпаку), птицу начинали учить есть мясо с руки.
Привязанного к шнурку сокола сажали на спинку стула, сокольничий в это время клал себе на руку кусок мяса, сокол должен был перелететь со стула на кулак. Постепенно расстояние увеличивалось, сокола из помещения выпускали на улицу, но пока на шнурке. Здесь сокола учили бить добычу, сначала мертвую, потом со связанными крыльями, а затем свободную- кречет оттачивал свое мастерство.
Когда сокольничий понимал, что птица возвращается на руку, сокола выпускали без привязи. После успешного прохождения всех испытаний, кречета учили бороться с крупной птицей: журавлями, цаплями, канюками, коршунами.
Как только основная "выучка" заканчивалась, кречета обучали делать как можно больше "ставок". "Ставка"- это взлет сокола ввысь, откуда он бил по добыче. И чем выше сокол взлетал, тем удар его был мощнее.
Во время охоты, отдельные кречеты настолько неутомимы и выносливы, что без особого труда, способны сделать до 70 «ставок» подряд. Нападая на потенциальную добычу, птица пикирует, развивая при этом достаточно большую скорость — до 100 м/с.
С Двины в Москву ежегодно доставлялось от 100 до 120 кречетов, и всех их надо было обучить.
Дипломатический подарок
Охота с ловчими птицами упоминается в «Слове о полку Игореве», в «Русской правде», «Поучении» Владимира Мономаха.
Непревзойдённые охотники, кречеты ценились не только российскими государями. Благороднейших из соколов часто дарили главам и послам иностранных держав. Северный сокол- кречет занимал определенное, очень важное место в государственных делах Московской Руси.
Существует предание о том, что первоначально на гербе Москвы изображался Святой Трифон с кречетом на руке.
При царе Иване Грозном во время охоты, улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — св. мч. Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от св. мч. Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя св. мч. Трифона.
Помытчики- "землепроходцы"
Поморы внесли неоценимый вклад в дело освоения новых земель. Отправляясь на промыслы, они обустраивали на промысловых землях становища, тем самым 'обживая' новые территории Российского государства. Кречатьи помытчики были в числе первопроходцев, проникших на Канин и в Тиманию. Они занимались там ловчим промыслом уже в первой половине XIV века.
К примеру, пинежские крестьяне занимались промыслом на далеком "Тимане". Кречеты водились по реке Индиге. В книге "Северная и Восточная Татария", написанной голландским послом, юристом и географом Н. Витсеном (1692 г) указано следующее:
"Если подняться по реке Индиге, то по пути встречается местечко Городище..., где в древние времена жил народ, называемый чудью... и от древнего города остались только валы. В настоящее время здесь построены жилище и погреб, принадлежащие русским из Пинеги, которые платят в Москву дань соколами, для ловли их они приезжают сюда всякую осень и остаются здесь до Рождества, производя торговлю с самоедами".*
*Взято из книги Н.А.Окладникова "Канинская и Тиманская тундры 17-начала 20вв."
**А знаете ли вы, что на месте парка Сокольники в Москве, в XIV—XVI веках был дремучий лес, уходивший далеко на север. В ближайшей к Москве части леса в XVI веке охотился Иван Грозный. С 1657 г. в лесу охотился царь Алексей Михайлович. Охота велась главным образом с помощью соколов.
Палец вверх и подписка — неоценимая поддержка труда исследователя!
***