Одним из фундаментальных свойств личности человека является его отношение к самому себе, или самооценка.
Ее активное формирование начинает происходить в дошкольном возрасте на основе обратной связи и одобрения от ближайших и значимых взрослых. Именно родительское отношение, родительские установки, психологическое благополучие родителей значимым образом влияют на развитие ребенка в целом и формирование самооценки в частности.
Мнение родителей о ребенке впитывается им без какого-либо переосмысления и в зависимости от того, каким будет это отношение, таким и будет развиваться его собственное отношение к себе: ребенок заботливых и любящих родителей сможет без особенных проблем принять себя таким, какой он есть; тогда как отстраненное и холодное отношение, скорее всего, станет причиной острого переживания собственной никчемности и ненужности. Данное предположение было экспериментально доказано в ряде исследований.
Было выделено множество родительских установок, стилей воспитания и родительского отношения в целом.
Исследования показывают, что самыми негативно оказывающими влияние на самооценку ребенка являются такие модели отношений как жестокое обращение, эмоциональное отвержение, «маленький неудачник» (инфантилизация), гиперопека, гипоопека (безразличие, безнадзорность), авторитарная гиперсоциализация (тотальный контроль с игнорированием чувств и потребностей ребенка).
Авторитарный тип родительского отношения характеризуется выставлением жестких, некорректных, без объяснения причин требований к ребенку, используются наказания. Модель общения с ребенком — дисциплинарная, постоянное недовольство, критика. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка, комплекс неполноценности), агрессивный (ребенок превращается в тирана подобно родителю), лицемерный. Игнорирование родителями потребностей ребенка в проявлении самостоятельности приводит к возникновению у него преобладающего чувства стыда перед другими.
Гиперопека бывает двух видов:
ü доминирующая гиперопека — проявляется излишняя забота за ребенком при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль за ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает несамостоятельным, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.
ü потворствующая гиперопека — обожание и любование ребенком; требования отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность. Модель общения — «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).
Эмоциональное отвержение — эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Игнорируются чувства и потребности ребенка, обесценивание. Предъявляются высокие требования. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает отстраненным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства и расстройства личности.
«Маленький неудачник» — обесценивание достижений ребенка, стремление отгородить его от реальной жизни, инфантилизация, отсутствие веры в ребенка и в его силы.
Жестокое обращение — требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная. Он вырастает эгоистичным, жестоким.
Гиперсоциализация (повышенная моральная ответственность) — высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабоченны будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и мнительным.
Самым благополучным типом родительского отношения является «принятие» (ребенок принимается таким какой он есть) и демократический стиль воспитания. Тогда у ребенка формируется адекватная самооценка, он принимает себя и вследствие чего принимает других, становится успешен в социуме, самостоятелен, инициативен.
Чем чаще родители предоставляют ребенку автономию и не ограничивают его инициативность, тем выше у ребенка будет самооценка. Родители, воспринимающие своих детей как равноправных партнеров, создают условия для формирования высокой самооценки, поощряют их любознательность и творчество.
Чрезмерная забота, установление отношений зависимости и инфантилизация ребенка, а также отношение к нему по типу «маленький неудачник» способствует формированию заниженной самооценки.
Родители не должны подчеркивать промахи ребенка, а наоборот заострять внимание на его успехи. Родители должны помогать детям, когда у них возникают трудности, формировать у ребенка позитивное отношение к самому себе. Необходимо научить детей концентрировать своё внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе.
И наконец, представим такую ситуацию: пятилетний ребёнок старается завязать шнурки, но у него не получается. «Ну, конечно!» — нетерпеливо заключает мать. — Как всегда ничего не можешь сделать сам, руки-крюки». Нетрудно догадаться, какая самооценка сложится у ребенка. Ведь слова, которые мимоходом, буквально на бегу бросают родители своему ребёнку, очень значимы и глубоко впитываются в его еще хрупкое, маленькое зарождающееся «Я».