Найти тему
Стражи Родины

Время «Ч». 80 лет назад началась операция «Багратион»

Когда в начале июня в Нормандии проходили торжества по случаю 80-летия открытия Второго фронта, президент Зеленский пафосно поблагодарил ветерана-инвалида (того самого, который пытался поцеловать ему руку) за спасение Европы. Что, в общем, совпадает с широко распространенной на Западе точкой зрения, будто бы именно с десанта в Нормандии и началось то самое «спасение». При всем уважении к очень сложной и рискованной, но успешно проведенной операции «Оверлорд», стоит отметить, что на побережье Франции союзников встретили всего три немецких дивизии общей численностью около 24 тыс. человек. Позднее за счет переброски подкреплений силы Вермахта там возросли до 380 тысяч солдат. А вот в составе одной лишь группы армий «Центр» в Белоруссии, против которой 23 июня перешли в наступление советские войска, насчитывалось 44 дивизии и почти полмиллиона солдат и офицеров! Это притом, что сами немецкие генералы называли данную группировку «ослабленной».

Интересно, что в середине июня, в то время как в Нормандии разгоралось сражение, на Восточном фронте, растянувшемся на 2000 км от Нарвы до устья Днестра,наоборот воцарилось непривычное затишье. Погода стояла теплая и миллионы солдат в окопах радовались передышке и старались не думать о грядущих боях. Почти нигде не слышалось ни перестрелок, ни артиллерийской канонады, ни гула самолетов в небе. Не случайно кое где в войсках даже распространились слухи, будто бы после высадки союзников на Западе на Востоке будет заключено некое перемирие… На самом деле та загадочная июньская тишинабыла обманчивой и стала предвестником настоящей бури.Оперативный план Белорусской операции начал разрабатываться Генштабом в апреле 1944 года. Общий замысел состоял в нанесении мощнейших ударов по флангам фронта, напоминавшего выдвинутый в советскую сторону балкон и окружении основных сил группы армий «Центр» восточнее Минска. Это был крайне амбициозный план, основными авторами которого были генерал армии Константин Рокоссовский, маршалы Александр Василевский и Георгий Жуков. Замысел состоял в том, чтобы всячески демонстрировать готовящееся наступление в северном секторе (в районе Полоцка и Витебска) и, наоборот, тщательно скрывать второе направление главного удара – на Бобруйск. Для этого была предпринятамасштабная кампания по дезинформации противника, включавшая в себя самые разные мероприятия, а самым интересным из них являлось ложное базирование авиации.

-2

К лету 1944 года было очевидно, что одним из признаков скорого наступления являлась большая концентрация самолетов (особенно штурмовиков Ил-2) на прифронтовых аэродромах. Отсутствие таковых, напротив, указывало противнику на продолжение затишья. Поэтому в районе Витебска за несколько дней до начала операции начались усиленные вылазки разведгрупп и массированные налеты штурмовиков 3-й воздушной армии на опорные пункты и тылы противника. В полосе же 1-го Белорусского фронта наши войска, наоборот, ничем не выдавали себя, демонстрировали «мирную» жизнь. А главное, на прифронтовых аэродромах находились только незначительная часть авиаполков наиболее сильной 16-й воздушной армии, в то время как основные силы в составе нескольких авиакорпусов располагались на тыловых авиабазах. Все передовые аэродромы были заранее распределены между подразделениями, которые должны были перебазироваться на них непосредственно перед атакой. Кстати, именно на авиацию в операции «Багратион»делалась особая ставка. В составе четырех воздушных армий, приданных 1-му Прибалтийскому, 3-му, 2-му и 1-му Белорусским фронтам, насчитывалось 5228 боевых самолетов, в том числе 2488 истребителей и 1746 штурмовиков Ил-2! 

-3

В полночь 22 июня штабы воздушных армий получили время «Ч»: начало артподготовки в 07.00, наступление – в 09.00. Через три часа приказ шифрами поступил в штабы авиадивизий и полков. В 04.00 был собран весь личный состав, после чего началась постановка боевых задач подразделениям… План полностью сработал, немцы поверили, что начавшееся на рассвете 23-го числа наступление под Витебском — это основной удар Красной армии. А на следующий день под Бобруйском 16-я воздушная армия генерала Сергея Руденко нанесла едва ли не самый мощный удар по позициям и тылам немецких войск за всю войну! Был выполнен 3191 вылет, в том числе 1109 штурмовиками, 762 бомбардировщиками и 1320 истребителями, в отдельные периоды эти армады проходили над целями беспрерывными сменяющими друг друга волнами, а удары штурмовиков по отдельным объектам беспрерывно продолжались на протяжении полутора часов. На территорию противника было сброшено 147 000 фугасных, 15 900 осколочных бомб, 8000 ПТАБов(противотанковых бомб), по различным целям выпущено почти 2000 реактивных снарядов. К вечеру весь сравнительно небольшой участок фронта был окутан сплошными клубами дыма и пыли, поднимавшимися в небо на сотни метров. Уже к вечеру части 1-го Белорусского фронта глубоко вклинились в немецкую оборону, начав стремительное продвижение в сторону Минска.

Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев